У книжной полки. 10 августа

10 августа 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3

Преподобный Василий (Кишкин). Письма о подвижничестве инокинь.

 

Преподобный Василий (Кишкин) – был старцем Площанской пустыни, духоносным наставником и молитвенником. Среди его учеников - преп. Лев, возродитель старчества в Оптиной Пустыни, преп. Макарий Оптинский, игумен Филарет, настоятель Глинской пустыни, преп. Макарий, просветитель Алтая, архимандрит Мельхиседек, настоятель Московского Симонова монастыря и другие. Духовными чадами старца Василия были многие насельницы женских монастырей, письма к которым собраны в этот сборник. В нем представлено целостное учение старца об аскезе, раскрыты основы устроения монастырской жизни, указаны главные иноческие добродетели, к которым следует стремиться. О книге «Письма о подвижничестве инокинь» и ее авторе – далее в нашей программе. ***

«Жизнеописание преподобного Василия, старца Площанского», которое открывает данную книгу, впервые было опубликовано в 2010 году. Основными источниками для публикации жизнеописания стали материалы, хранящиеся в рукописном собрании Оптиной пустыни Научно-исследовательского Отдела рукописей Российской государственной библиотеки, а также многочисленные документы российских и украинских исторических архивов. Жизнеописание старца составлено близкой его ученицей монахиней Борисовской Тихвинской пустыни Ангелиной (Толбузиной). В нем говорится следующее: «Старец Василий происходил из обедневшей дворянской семьи. С самого юного возраста возлюбил церковную службу и храм Божий, куда стремился в любое свободное время.

В семь лет с разрешения отца он поступил послушником в Саровскую пустынь. В 1757 году посетил Киево-Печерскую лавру, затем поселился в Коренной пустыни. Любил бывать в Рождество-Богородицком Задонском монастыре, где познакомился со святителем Тихоном Задонским, который стал его духовным наставником и научил молитве Иисусовой. В 1760 году в Миропольском монастыре Курской губернии был тайно пострижен в монашество с именем Василий, хотя в послужном списке старец указывал, что принял постриг 7 марта 1783 года. В 1784 году поступил в Курский Знаменский монастырь, где был посвящен в иеродиакона и в течении 6 лет нес послушание ризничего монастыря. В 1795 году по благословению духовника отправился на Афон, где прожил несколько лет, изучая афонскую аскетическую традицию, скитский и общежительный уставы. В 1798 году вернулся в Коренную пустынь, стал духовником обители и способствовал введению там афонского устава.

27 января 1800 года отец Василий был назначен строителем пребывавшей в запустении Белобережской пустыни Орловской епархии. Благодаря духовному авторитету отца Василия в обитель стали приходить желающие посвятить свою жизнь Спасителю, поэтому вскоре в монастыре уже насчитывалось около 60 новых насельников. В их числе будущий преподобный оптинский старец Лев, постриженик старца Василия, а также ученики и последователи преподобного Паисия Величковского. Многие из учеников старца Василия впоследствии стали известными настоятелями монастырей и духовниками. Расцвет духовной жизни в Белобережской пустыни сопровождался и материальным ее укреплением, на пожертвования благотворителей были отремонтированы кельи и трапезная. 19 августа I800 года старец Василий по его собственному прошению был уволен от управления пустынью с пребыванием в ней «для вспомоществования советом и наставлениями новоопределенному начальнику» иеромонаху Питириму.

Однако вскоре братия монастыря, возмущенная тем, что новый настоятель притесняет отца Василия, обратилась к Орловскому епископу Досифею с просьбой вновь назначить старца Василия настоятелем обители. Владыка вызвал старца в Чолнский монастырь и во время Божественной литургия неожиданно для отца Василия рукоположил его во иеромонаха. В 1804 году отец Василий по собственному прошению был все же уволен за штат и зачислен в братию Брянского Свенского монастыря, жил в келье, в лесу. В 1811 году посетил южнорусские мужские и женские монастыри, в которых подвизались его духовные чада, помог устроить иноческую жизнь в Свенском, Троицком Невском, Троицком Курском, Площанском, Задонском, Усть-Медведицком, Рыхловском монастырях, в Борисовской Тихвинской и Молченской пустынях. С 1816 года он жил в Глинской пустыни, в 1827 году перешел в Площанскую пустынь, где сблизился с благочинным монастыря, впоследствии преподобным Оптинским старцем Макарием, у которого исповедовался до своей блаженной кончины.

Перед смертью старец Василий, затворившись в тесной келье, стяжал дар непрестанной молитвы, в праздничные дни причащался в келье Святых Христовых Таин. Незадолго до кончины старец вновь стал принимать для духовного назидания всех желающих, говоря, что ему «нужно со всеми примириться и у всех испросить прощения и молитв». Старец скончался в 1831 году и был погребен в Площанской пустыни напротив алтаря Казанской соборной церкви. После 1917 года почитание старца не прекратилось, ежедневно к его могиле приходили многочисленные паломники, называвшие отца Василия «Великим». В апреле 2002 года во время проведения работ по укреплению фундамента собора в Площанской пустыни были обретены его честные останки. Учитывая большое народное почитание старца как молитвенника, предстателя и помощника в различных нуждах и обстояниях, началась подготовка к его канонизации. Постановлением Синода Украинской Православной Церкви от 8 мая 2008 года старец был прославлен в соборе преподобных старцев Глинских.

Помимо вышеперечисленных свидетельств о жизни и чудесной помощи старца Василия, важным источником для канонизации служат и его творения, недавно обнаруженные в Научно-исследовательском отделе рукописей Российской государственной библиотеки. В архиве сохранились две рукописи писем старца к своим ученицам о подвижничестве, которые по целому ряду признаков были атрибутированы как письма отца Василия. Все письма, вошедшие в сборник, обращены к насельницам женских монастырей, ученицам старца. В рукописном сборнике имена адресатов раскрыты на отдельном листе. Это - Анна Гавриловна Веревкина, впоследствии игумения Досифея; Ангелина, игумения Севского девичьего монастыря; Брянская игумения; игумения Елецкого Знаменского монастыря Павлина (Толстая); Матрона и Ангелина (Толбузины) в Борисовской пустыни; Елевферия и Досифея. Об этих ученицах старца в книге даны, насколько это возможно, краткие биографические справки. Так как тематическая подборка составителем осуществлялась по письмам к разным адресатам, то в некоторых случаях в рукописи допущен повтор близких по содержанию мест, что оставлено публикатором без изменений. В Приложении публикуется одно письмо старца Василия к монахиням Магдалине и Александре из собрания Оптиной Пустыни.

Основное содержание рукописных тетрадей составляют письменные советы старца, выделенные в отдельные тематические главы, расположенные в порядке своеобразной духовной лествицы. Например, подзаголовки сборника имеют следующие названия: «Искус о новоначальных», «О терпении и послушании», «О еже упразднитися, и разумети Господа», «О еже внимати себе и уничижати», «О еже оставляти плотских родителей и блюсти ум и сердце», «О еже не ослабевати в скорбях, но притекати к Спасителю». «О постриге, о сне и лености» и т.д. Таким образом, в рукописи представлено целостное учение старца об аскезе, раскрыты основы устроения монашеской жизни, указаны главные иноческие добродетели, к которым следует стремиться. Старец Василий по своему внутреннему устроению был подобен древним подвижникам, а многие его письма можно назвать гимном монашескому житию, насколько старец любил и ценил ангельский чин.

Для инокинь одной из главных добродетелей, по мнению старца Василия, должно стать постоянное памятование о Боге. «О сердце девическое, - пишет он, - чистое, вторым небом именуется! О сердце таковое, мал сосуд, да в нем Христос вмещается! Весь мир такового не сравняется высокотворством, ежели таковая душа нудится, выполняет первую заповедь, любит Господа всем сердцем. А заповедь первая в сих частях состоит, не только от смертного греха отстать, но при Божией помощи кровь проливать, ежедневною мученицею быть, умственно обучаться…; только помысл первого греха напоминает на ум, распинай себя по всем частям разными увертками, поставляй стыдливость во уме своем тайную. Человеку же себе нудящу, а Господу на таковую душу смотрящу, с плотию ангелом подобную себя хочет поставить». Сам возлюбив молитву, старец учит этому и своих учениц, учит он не осуждать других, учит как бороться с помыслами, с леностью, с рассеянностью, как пройти путем спасения и взойти по «Лествице чистоты» в Царствие Небесное.

 

*** Книга писем преподобного Василия (Кишкина), старца Площанской пустыни, к насельницам женских монастырей вышла в свет в издательстве «Наследие Православного Востока». Публикация такого уникального памятника русской патристики первой трети XIX века осуществляется впервые. При чтении этих писем не ускользнет из внимания замечательная подпись старца Василия, завершающая многие его послания: «Жаждущий спасения вашего иеромонах Василий». Он сам жаждал спасения и желал спасения другим, он укоренял эту жажду в сердцах своих учениц. К этому направлено и данное издание. Опыт женского подвижничества, изложенный на его страницах, может стать основой для созидания внутренней жизни в современных обителях.

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать