У книжной полки. 1 мая

1 мая 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3

Иерей Даниил Сысоев. Беседы на Книгу Притчей Соломоновых.

 

Книги Священного Писания традиционно делятся на четыре вида: законоположительные, исторические, учительные и пророче­ские. Это библейское деление священных книг существовало еще в древности. Исторические - заключают в себе историю еврейского народа. Законоположительные - дают общую законодательную базу и определенную нор­му поведения. Задача пророческих книг — дать правильное направление, показать успехи и добродетели ветхозаветных людей, которым мы должны подражать, а также их падения, которые являются наказанием Божиим. Задача учительных книг в том, чтобы показать принцип примене­ния законов Божиих, как правильно поступать в конкретных жизненных ситуациях. Особое место среди них занимает Книга Притчей Соломоновых, познакомиться с содержанием которой нам поможет новая книга Издательства Благотворительный фонд «Миссионерский центр имени иерея Даниила Сысоева», выпущенная в трех частях. Она называется «Беседы на Книгу Притчей Соломоновых». ***

По словам издателей, книга Притчей Соломоновых предназначена, прежде всего, для начинающих учиться духовной жизни. Она помогает человеку приучить себя к различению добра и зла. В свою очередь изданные «Миссионерским центром имени иерея Даниила Сысоева» беседы батюшки, помогут разобрать эти уроки ветхозаветной книги. Первая часть этого издания называется – «Как настроиться на духовную жизнь?» и рассматривает с 1 по 9 главы «Притчей Соломоновых». Здесь читателям предлагается описание пути Премудрости. Разбираются вопросы богомыслия, духовных наслаждений, азов справедливости, домостроительства Божия, объясняется правильный подход к знаниям и преподается искусство хранить себя. Здесь в частности, автор отмечает, что нам надо помнить – «дар Небесного Царства только тем, кто ищет вечный разум Бога, кто узнает Его». И именно «Премудрость очищает разум и дает возможность познать Бога».

Вторая часть издания называется «Практические уроки мудрости» и рассматривает следующие главы Соломновой книги – с 10 по 21. В этой части подробно говорится о том, как дело Премудрости осуществляется в обычной жизни. Разбираются вопросы закона щедрости, двух видов царств, исполнения желаний, настоящего богатства, примирения с врагами, взяток и ложных обвинений, греха Хама и многие другие. Как отмечает автор, до девятой главы включительно речь идет об опознании персонажей книги, а именно Божественной Премудрости и ее противоположности — вели­кой блудницы, сбивающей людей с истинного пути. Разделение этих двух путей — пути Бога и Мудрости и пути женщины безумия и развра­та — лежит в основе всей Библии и, в частно­сти, Книги Притчей.

Начиная с десятой главы, все последующие главы дают практические советы для нашей обыденной жизни. По этой причине Книга Притчей всегда предлагалась людям, кото­рые готовились к Святому Крещению. Также в обязательном порядке по ней учили нормам христианской жизни в школах. И это было правильно, говорит отец Даниил. К таким поучительным книгам можно причислить и Книгу Премудрости Соломона и особенно Книгу Премудрости Иисуса сына Сирахова. Считалось, что юноша должен учиться взрослой жизни, жизни мудрой, по этим книгам. Эти три библейские книги и мы должны рассказывать своим детям, особенно подросткового возраста. Как объясняет автор, с десятой главы текст книги Притчей Соломоновых излагается по принципу афоризмов. Предложение состоит из двух частей-противоположностей: сначала делается какое-то утверждение, а потом дается противоположность. Сначала говорится, как бывает у праведников, а потом показывается, как поступает грешник. Этот принцип проти­воположения добра и зла является не только проявлением формы построения Книги Прит­чей, но до некоторой степени раскрывает все происходящее во вселенной.

Третья часть этого издания называется «Тайна Промысла Божия» и разъясняет последующие главы «Притчей». Эта часть показывает, каким образом совершается удивительная, таинственная разгадка путей Промысла Божьего в этом мире. Разбираются вопросы добродетели смирения, несправедливости этого мира, лицеприятия на суде, как платить добром за зло, христианской деликатности, особенностей психологии мужчины и женщины и многие другие. Открывает эту часть издания размышление о добром имени, которое по словам царя Соломона «лучше большого богатства, и добрая слава лучше серебра и золота» (Притч. 22, 1). Эти слова, по мнению автора, слова от Бога, очень важны. Человек должен больше заботиться о своем имени, а не о богатстве. Как заботиться о своем имени? Когда говорят, что у человека хорошее имя, то подразумевают некое добро, которое он сделал. Таких людей во все времена было примерно одинаковое количество, и в то же время оно оценивается по-разному: в очах Бога их много, в очах дьявола — тоже много, а в очах людей — мало.

Доброе имя лучше большого богатства, - повторяет отец Даниил слова царя Соломона. Если человек стремится, чтобы с его именем связывалась добрая память, он приобретет больше, чем человек с большим богатством. Богатый человек, умирая, оставляет свое богат­ство и ничего с его помощью не приобретает. Доброе же имя остается навсегда. Стремление оставить о себе добрую память есть у многих людей. Отчасти это правильно, но важнее то, что думает о нас Бог. Еще важно, чтобы и люди помнили о добродетелях человека. В нашей истории есть имена, которые помнят не толь­ко десятилетия, а столетия и далее тысячеле­тия. Мы помним Авраама, апостолов, а ведь как давно они жили! Их доброе имя оказалось лучше большого богатства. Много ли было богатства у апостолов Петра и Павла? Вряд ли. Они бросили все и пошли за Христом. В резуль­тате они оказались богаче тех людей, которые собирали золото.

Добрая слава, по словам автора, действительно хороша. Мно­гие думают, что ее не надо искать, однако ее искать следует, но не от людей, а от Бога. Божественная слава лучше всего. Некоторые считают, что важна добрая слава в глазах потомков. А долго ли помнят обычного человека? Скажите, - обращается отец Даниил к своим слушателям и читателям, - помните ли вы своих прапрадедов? Думаю, многие не смогут дать положительного ответа. Это печально». Ведь память о своих родных – это наша любовь к ним, и надежда на встречу с ними в «селениях праведных». А через любовь к ближним раскрывается и наша любовь к Богу. Ну а Господь возлюбил нас еще до начала времен. По любви Он сотворил нас, и мы должны ответить Ему любовью.

Как отмечает автор, часто задают вопрос: «А зачем нужно Православие?» Ответ на этот вопрос нам дает в частности и царь Соломон. Сначала, возвещает он, нужно научиться законам Бога, отлепиться от мира и только потом стремиться к удивительному богообщению, достигать союза, похожего на союз мужа с женой, когда Бог опекает нас, как муж опекает жену, предъявляет к нам такие же высокие требования, какие муж предъявляет к жене, и когда Бог ведет нас к таким далям, что находятся вообще за пределами времени. Поэ­тому Православие заключается в том, что люди любят Христа, Его Отца и Святого Духа, а Бог любит их. Во взаимной любви Бога и людей заключена сердцевина Православия. Такого нет в других религиях, там отсутствует понятие любви Бога к человеку. У них Он может быть лишь милостив. Поэтому христианство выше всех других религий, оно утверждает любовь Бога к человеку и человека к Богу. Именно такую любовь описывает царь Соломон, во всей же полноте раскрывает ее Святое Евангелие.

И несколько слов о самом понятии «премудрость», о которой говорит царь Соломон. Как отмечает автор, «сейчас часто говорят, что христианин должен жить просто, быть неким простачком, слепо верить и только. Но при этом забывают о простой вещи: Дух Святой, Который послан на землю в виде семи золотых светильников, горящих перед лицом Бога, семь даров Духа, пришедших на землю, все это связано с разумом. По слову пророка Исайя, на Христе почило семь даров Святого Духа: «Почиет на Нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия; и страхом Господним исполнится» (Ис 11, 2-3). Разум — один из высочайших даров, данных Богом человеку. Именно этот дар уподобляет человека Самому Творцу. Господь наш — это Бог разума, потряса­ющего сверхразума. Сверхразум Бога и назы­вается Премудростью, то есть превосходней­шей мудростью, равной которой нет на земле.

 

*** По словам отца Даниила Сысоева, «Книга Притчей царя Соломона» сохранялась и в древнеиудейской истинной Церкви, когда она еще была верна пророкам. Предназначена она, прежде всего, для начинающих учиться духовной жизни. Разделить ее можно на три части. Первая часть — описание пути Премудрости. Интересно, что царь Соломон начина­ет рассказывать не с того, что такое добро и зло, а с источника добра, который противится злу, а именно с Божественной Премудрости. Вторая часть посвящена подробностям, как дело Премудрости осуществляется в обычной жизни. И, наконец, последняя, третья часть показывает, каким образом совершается уди­вительная, таинственная разгадка путей Про­мысла Божьего в этом мире. Подробнее об этом и говорится в трехтомнике «Беседы на Книгу Притчей Соломоновых».

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать