Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Иерей Даниил Сысоев. Беседы на Книгу Притчей Соломоновых.
Книги Священного Писания традиционно делятся на четыре вида: законоположительные, исторические, учительные и пророческие. Это библейское деление священных книг существовало еще в древности. Исторические - заключают в себе историю еврейского народа. Законоположительные - дают общую законодательную базу и определенную норму поведения. Задача пророческих книг — дать правильное направление, показать успехи и добродетели ветхозаветных людей, которым мы должны подражать, а также их падения, которые являются наказанием Божиим. Задача учительных книг в том, чтобы показать принцип применения законов Божиих, как правильно поступать в конкретных жизненных ситуациях. Особое место среди них занимает Книга Притчей Соломоновых, познакомиться с содержанием которой нам поможет новая книга Издательства Благотворительный фонд «Миссионерский центр имени иерея Даниила Сысоева», выпущенная в трех частях. Она называется «Беседы на Книгу Притчей Соломоновых». ***
По словам издателей, книга Притчей Соломоновых предназначена, прежде всего, для начинающих учиться духовной жизни. Она помогает человеку приучить себя к различению добра и зла. В свою очередь изданные «Миссионерским центром имени иерея Даниила Сысоева» беседы батюшки, помогут разобрать эти уроки ветхозаветной книги. Первая часть этого издания называется – «Как настроиться на духовную жизнь?» и рассматривает с 1 по 9 главы «Притчей Соломоновых». Здесь читателям предлагается описание пути Премудрости. Разбираются вопросы богомыслия, духовных наслаждений, азов справедливости, домостроительства Божия, объясняется правильный подход к знаниям и преподается искусство хранить себя. Здесь в частности, автор отмечает, что нам надо помнить – «дар Небесного Царства только тем, кто ищет вечный разум Бога, кто узнает Его». И именно «Премудрость очищает разум и дает возможность познать Бога».
Вторая часть издания называется «Практические уроки мудрости» и рассматривает следующие главы Соломновой книги – с 10 по 21. В этой части подробно говорится о том, как дело Премудрости осуществляется в обычной жизни. Разбираются вопросы закона щедрости, двух видов царств, исполнения желаний, настоящего богатства, примирения с врагами, взяток и ложных обвинений, греха Хама и многие другие. Как отмечает автор, до девятой главы включительно речь идет об опознании персонажей книги, а именно Божественной Премудрости и ее противоположности — великой блудницы, сбивающей людей с истинного пути. Разделение этих двух путей — пути Бога и Мудрости и пути женщины безумия и разврата — лежит в основе всей Библии и, в частности, Книги Притчей.
Начиная с десятой главы, все последующие главы дают практические советы для нашей обыденной жизни. По этой причине Книга Притчей всегда предлагалась людям, которые готовились к Святому Крещению. Также в обязательном порядке по ней учили нормам христианской жизни в школах. И это было правильно, говорит отец Даниил. К таким поучительным книгам можно причислить и Книгу Премудрости Соломона и особенно Книгу Премудрости Иисуса сына Сирахова. Считалось, что юноша должен учиться взрослой жизни, жизни мудрой, по этим книгам. Эти три библейские книги и мы должны рассказывать своим детям, особенно подросткового возраста. Как объясняет автор, с десятой главы текст книги Притчей Соломоновых излагается по принципу афоризмов. Предложение состоит из двух частей-противоположностей: сначала делается какое-то утверждение, а потом дается противоположность. Сначала говорится, как бывает у праведников, а потом показывается, как поступает грешник. Этот принцип противоположения добра и зла является не только проявлением формы построения Книги Притчей, но до некоторой степени раскрывает все происходящее во вселенной.
Третья часть этого издания называется «Тайна Промысла Божия» и разъясняет последующие главы «Притчей». Эта часть показывает, каким образом совершается удивительная, таинственная разгадка путей Промысла Божьего в этом мире. Разбираются вопросы добродетели смирения, несправедливости этого мира, лицеприятия на суде, как платить добром за зло, христианской деликатности, особенностей психологии мужчины и женщины и многие другие. Открывает эту часть издания размышление о добром имени, которое по словам царя Соломона «лучше большого богатства, и добрая слава лучше серебра и золота» (Притч. 22, 1). Эти слова, по мнению автора, слова от Бога, очень важны. Человек должен больше заботиться о своем имени, а не о богатстве. Как заботиться о своем имени? Когда говорят, что у человека хорошее имя, то подразумевают некое добро, которое он сделал. Таких людей во все времена было примерно одинаковое количество, и в то же время оно оценивается по-разному: в очах Бога их много, в очах дьявола — тоже много, а в очах людей — мало.
Доброе имя лучше большого богатства, - повторяет отец Даниил слова царя Соломона. Если человек стремится, чтобы с его именем связывалась добрая память, он приобретет больше, чем человек с большим богатством. Богатый человек, умирая, оставляет свое богатство и ничего с его помощью не приобретает. Доброе же имя остается навсегда. Стремление оставить о себе добрую память есть у многих людей. Отчасти это правильно, но важнее то, что думает о нас Бог. Еще важно, чтобы и люди помнили о добродетелях человека. В нашей истории есть имена, которые помнят не только десятилетия, а столетия и далее тысячелетия. Мы помним Авраама, апостолов, а ведь как давно они жили! Их доброе имя оказалось лучше большого богатства. Много ли было богатства у апостолов Петра и Павла? Вряд ли. Они бросили все и пошли за Христом. В результате они оказались богаче тех людей, которые собирали золото.
Добрая слава, по словам автора, действительно хороша. Многие думают, что ее не надо искать, однако ее искать следует, но не от людей, а от Бога. Божественная слава лучше всего. Некоторые считают, что важна добрая слава в глазах потомков. А долго ли помнят обычного человека? Скажите, - обращается отец Даниил к своим слушателям и читателям, - помните ли вы своих прапрадедов? Думаю, многие не смогут дать положительного ответа. Это печально». Ведь память о своих родных – это наша любовь к ним, и надежда на встречу с ними в «селениях праведных». А через любовь к ближним раскрывается и наша любовь к Богу. Ну а Господь возлюбил нас еще до начала времен. По любви Он сотворил нас, и мы должны ответить Ему любовью.
Как отмечает автор, часто задают вопрос: «А зачем нужно Православие?» Ответ на этот вопрос нам дает в частности и царь Соломон. Сначала, возвещает он, нужно научиться законам Бога, отлепиться от мира и только потом стремиться к удивительному богообщению, достигать союза, похожего на союз мужа с женой, когда Бог опекает нас, как муж опекает жену, предъявляет к нам такие же высокие требования, какие муж предъявляет к жене, и когда Бог ведет нас к таким далям, что находятся вообще за пределами времени. Поэтому Православие заключается в том, что люди любят Христа, Его Отца и Святого Духа, а Бог любит их. Во взаимной любви Бога и людей заключена сердцевина Православия. Такого нет в других религиях, там отсутствует понятие любви Бога к человеку. У них Он может быть лишь милостив. Поэтому христианство выше всех других религий, оно утверждает любовь Бога к человеку и человека к Богу. Именно такую любовь описывает царь Соломон, во всей же полноте раскрывает ее Святое Евангелие.
И несколько слов о самом понятии «премудрость», о которой говорит царь Соломон. Как отмечает автор, «сейчас часто говорят, что христианин должен жить просто, быть неким простачком, слепо верить и только. Но при этом забывают о простой вещи: Дух Святой, Который послан на землю в виде семи золотых светильников, горящих перед лицом Бога, семь даров Духа, пришедших на землю, все это связано с разумом. По слову пророка Исайя, на Христе почило семь даров Святого Духа: «Почиет на Нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия; и страхом Господним исполнится» (Ис 11, 2-3). Разум — один из высочайших даров, данных Богом человеку. Именно этот дар уподобляет человека Самому Творцу. Господь наш — это Бог разума, потрясающего сверхразума. Сверхразум Бога и называется Премудростью, то есть превосходнейшей мудростью, равной которой нет на земле.
*** По словам отца Даниила Сысоева, «Книга Притчей царя Соломона» сохранялась и в древнеиудейской истинной Церкви, когда она еще была верна пророкам. Предназначена она, прежде всего, для начинающих учиться духовной жизни. Разделить ее можно на три части. Первая часть — описание пути Премудрости. Интересно, что царь Соломон начинает рассказывать не с того, что такое добро и зло, а с источника добра, который противится злу, а именно с Божественной Премудрости. Вторая часть посвящена подробностям, как дело Премудрости осуществляется в обычной жизни. И, наконец, последняя, третья часть показывает, каким образом совершается удивительная, таинственная разгадка путей Промысла Божьего в этом мире. Подробнее об этом и говорится в трехтомнике «Беседы на Книгу Притчей Соломоновых».
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Концерт арт-группы Ларго «10 лет вместе!». Второе отделение
Концерт арт-группы Ларго «10 лет вместе!». Первое отделение
Канон. Заслуженная артистка России Олеся Железняк. Часть 1
Ульяновск. Крестный ход к Никольской горе
Йошкар-Ола. Выставка победителей конкурса детского рисунка «Светлая Пасха»
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!