У книжной полки. 1 марта

1 марта 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3

Святитель Феолипт Филадельфийский. Аскетические творения и послания.

 

Автор книги, которую сегодня мы предлагаем вашему вниманию, - святитель Феолипт Филадельфийский. Он является одной из самых ярких личностей в истории святоотеческого богословия и византийской церковной письменности. Его можно считать первым представителем поздневизантийского исихазма и учителем святителя Григория Паламы. К сожалению, до недавнего времени творения этого выдающегося подвижника и духовного писателя были практически неизвестны. Лишь одно из них, в неполном и некорректном виде, было опубликовано в греческом «Добротолюбии», а затем вошло в церковнославянское и русское «Добротолюбие». Лишь в самом конце XX века было обнаружено большое количество сочинений Филадельфийского архипастыря, перевод которых начался в 2000 году. И вот сегодня мы предлагаем вашему вниманию книгу, в которую вошли аскетические творения и послания святителя Феолипта Филадельфийского. ***

Итак, работа над комментированным переводом сочинении святителя Феолипта Филадельфийского была начата в 2000 году профессором Алексеем Ивановичем Сидоровым, посильное участие же в этих трудах принимал иерей Александр Пржегорлинский. Отдельные переводы творений святителя публиковались в различных периодических изданиях («Альфа и Омега», «Сретенский сборник» и др.). Затем было решено собрать корпус аскетических творений и писем свт. Феолипта и издать их отдельной книгой, снабдив ее вступительной статьей и приложением. Эта книга и вышла в свет в Издательстве Сибирская Благозвонница. Открывает ее жизнеописание святителя, составленное также Алексеем Ивановичем Сидоровым.

Как отмечает профессор, главным источником относительно жития Филадельфийского святителя, является византийский философ и государственный деятель Никифор Хумн, который в своей «Эпитафии» пишет, что родом архипастырь был из Никеи. Скорее всего, биограф ничего не знал ни о его родителях, ни об обстоятельствах воспитания будущего митрополита. Год рождения его определяется как 1250 или 1251. Творения самого свт. Феолипта и свидетельство Иоанна Кантакузина предполагают, что он обладал вполне приличным светским образованием. Однако судя по дальнейшему течению жизни святителя, основу основ становления его личности составляло прежде всего церковное и особенно монашеское воспитание.

Никифор Хумн пишет, что в Никее были у Феолипта отцы и наставники, «учители догматов Духа», под руководством которых происходило возмужание его, в первую очередь духовное; здесь он постигал науку рассуждения над Священным Писанием и глаголами Духа, здесь научался страху Божию и поучался в заповедях Господних. Позднее, уже будучи женатым и рукоположенным в сан диакона, будущий святитель почувствовал тягу к монашеской жизни и, видимо, в окрестностях Никеи присоединился к другим подвижникам. Претерпев многие искушения и духовные брани, он нашел себе одного мудрого и опытного старца, под водительством которого постиг высокую науку подлинной жизни по Богу, то есть делания и созерцания, трезвения ума и т. д. С чем был связан столь решительный поворот в жизни свт. Феолипта, сказать трудно. Скорее всего, то было внутреннее призвание, тот Божий зов в душе, противиться которому он не смел.

Как известно, Никея до 1261 года была столицей Византийской империи, поскольку Константинополь, захваченный крестоносцами, находился под властью латинян. Когда Михаил VIII Палеолог отвоевал обратно град Константина, изгнав оттуда латинян, то, казалось, прежняя империя возродилась. Однако угроза нового крестового похода, а также опасность со стороны турок поставили державу ромеев в сложную ситуацию. Поэтому, исходя из утилитарно-политическиx соображений Михаил Палеолог решился на заключение церковной унии с Римом, которая состоялась в Лионе в 1274 году. «Как и следовало ожидать, - говорится в жизнеописании, - Михаил встретил упорное сопротивление к введению унии со стороны громадного большинства греческого населения». Среди наиболее непримиримых врагов оказался и Феолипт. Он был схвачен и предстал перед судом, на котором, по свидетельству Никифора Хумна, присутствовал и император. Между Михаилом Палеологом и Феолпитом состоялся диалог, после которого последний был отправлен в темницу.

Сколь долго продолжалось заточение молодого исповедника, сказать трудно, но, видимо, оно не было, как указывает Никифор Хумн, кратковременным. После освобождения Феолипт вернулся на родину и здесь опять избирал жизнь монашескую, а точнее, отшельничество. В своем родном городе он стяжал широкую известность как защитник Православия и духовный наставник: многие приходили к нему за назиданием и духовным утешением. По словам Сидорова, церковное Предание устойчиво связывает свт. Феолипта с Афоном. Это нашло отражение и в «Добротолюбии», где говорится: «Сначала он проходил подвижническую жизнь на Святой Горе». Духовная дщерь святителя - Ирина Хумпена (в монашестве Евлогия) весьма точно указывает, что Феолипт стал архиереем в 33 года, до этого 8 лет подвизаясь как монах.

Весьма важным свидетельством в пользу его пребывания на Горе Афон является и повествование свт. Филофея Константинопольского, который, говоря о начале подвижнического пути свт. Григория Паламы, когда тот постигал начатки добродетелей, замечает: «Этому научал, вместе с другими, Григория и тот подлинный светоч Филадельфийской церкви — Феолипт, который от того безмолвия и священного сожития Святой Горы перешел или, точнее, взошел на святое предстоятельство церковное». Говоря о предстоятельстве, надо отметить, что произошло это приблизительно в 1283 году, когда Феолипт был возведен на Филадельфийскую кафедру. Его избрание было связано, скорее всего, с серьезнейшими переменами в Византийской державе, сказавшимися на судьбе Православной Церкви. В конце 1282 года умер Михаил VIII Палеолог и на трон вступил его сын Андроник II Старший. Как политик и государственный муж, он намного уступал своему отцу, но был искренне преданным Православию. Одним из первых его деяний было расторжение ненавистной унии и низложение патриарха Иоанна Векка, главного сотрудника Михаила Палеолога в проведении униональной религиозной политики.

Основная литературная деятельность свт. Феолипта протекала в сравнительно небольшой период времени, но была достаточно интенсивной. Выделение отдельных жанров в его литературном наследии представляется во многом условным, ибо большинство сочинений святителя можно охарактеризовать как аскетические творения. Темы духовной брани, борьбы со страстями в процессе подвижнического делания и обретения духовного ведения в созерцании, немыслимого без опыта исихии, а также темы подражания Христу в неусыпном подвиге смирения, стяжания даров Святого Духа, предвкушающей радости близости Царства Небесного, которое «внутрь нас есть», и ряд других тем, постоянно встречающихся в святоотеческой аскетике, составляют главное содержание творений свт. Феолипта.

Как и все святые отцы, он «традиционалист» в лучшем и высшем смысле этого слова, и именно такая верность Священному Преданию и позволяет раскрыться удивительной неповторимости его творческой личности. С младых лет взращенный Православной Церковью, «нашей общей Матерью», по его собственным словам, питающей своих чад, словно млеком, правотой догматов и чистотой жизни", святитель в своих творениях четко обозначает тот единственный тесный и узкий, но светлый и благодатный путь, которым и следует шествовать каждому православному христианину.

 

*** Как свидетельствуют исторические источники, учеником Феолипта был выдающийся столп Православия свт. Григорий Палама. Его Феолипт назидал, уже став архиереем, во время своих неоднократных посещений Константинополя. В «Триадах» свт. Григорий, защищая исихазм, ссылается на преп. Симеона Нового Богослова и преп. Никифора Исихаста, а затем говорит: «Да только ли старые (т.е. древние) святые? Мужи, свидетельствовавшие незадолго до нас и отличавшиеся силой Святого Духа, передали нам то же самое из собственных уст. Я говорю о богослове - воистину богослове и достовернейшем созерцателе (тайно-зрителе) истины Божиих тайн, о прославившемся при нас достоименном Феолипте, предстоятеле Филадельфийской церкви, вернее, светильнике, озарявшем из нее вселенную». Познакомиться с житием святителя, а также его творениями могут сегодня и современные читатели. 

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать