У книжной полки. 1 июля

1 июля 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3

Светильник под спудом. О духовнике Пюхтицкого женского монастыря иером. Петре (Серегине).

 

В настоящее время в России открывается так много монастырей, что иногда не успеваешь уследить, как появляется новая обитель. Сегодня преображаются омертвевшие за годы советской власти монастырские стены, быстро вырастают вокруг них строительные леса, хорошеют монастырские корпуса, золотятся кресты и купола, над русской землей плывет торжественный колокольный звон. Уходят в небытие те времена, когда на территории всей центральной России не было ни одной женской обители, когда паломники, чтобы попасть в монастырь, ехали в Киев, Карпаты или Эстонию. И многим из богомольцев той поры никогда не забудутся те славные и тихие обители, которые принимали верующих и в жестокие годы гонений, утешали их скорби и восполняли духовные нужды. Таковой была и Свято-Успенская Пюхтицкая обитель. О ней и ее духовнике пойдет рассказ в книге, которая называется «Светильник под спудом». ***

Эта книга повествует о жизни и трудах духовника Свято-Успенской Пюхтицкой обители иеромонахе Петре (Серёгине), который почти 30 лет духовно окормлял пюхтицких сестёр. Большая же часть книги посвящена рукописному труду батюшки - "Лестовке", статьи в которой подобраны так, что представляют собою своеобразные ступени восхождения на пути духовного совершенствования. Как отмечают издатели, в течение всей своей жизни, начиная с ранней юности, отец Петр (Серегин) вел духовный дневник. Сначала это были записи, раскрывающие внутреннюю борьбу христианина за чистоту своего сердца, но постепенно мысли стали более законченными и приобретали уже форму наставлений.

Отец Петр никогда не слыл старцем или прозорливцем, он всю жизнь лишь боролся со своим "я". Его паства была немногочисленна, и имя его не приобрело широкой известности. Но то немногое, что оставил он после себя – его дневники - это наследие, исполненное большой духовной мудрости. Отец Петр обращался не только к монашествующим, но ко всякой душе христианской. При этом он не делал различий в задачах, стоящих перед монахом или мирянином. Сам батюшка долгие годы был белым священником, но проводил жизнь почти монашескую, и в конце земного пути сподобился иноческого пострига. В своих дневниках батюшка раскрывает большую важность внутреннего духовного делания, его первостепенность перед всеми внешними подвигами.

Петр Дмитриевич Серёгин родился 23 августа 1895 года в селе Шуты Пензенской губернии в крестьянской семье. Его родители - Дмитрий Флорович и Евдокия Петровна - были усердными прихожанами местного храма во имя Пресвятой Троицы. Не смотря на тяжелый сельский труд, все праздничные дни они посвящали Богу, присутствуя за богослужениями. Дмитрий Флорович организовал хор при храме и был его регентом. Своего малолетнего сына Петра он брал с собой к каждой службе и приучал мальчика к церковному пению и чтению. Слово Божие благотворно действовало на детскую душу, и Петр глубоко полюбил церковные службы. Даже в детских играх появилось любимое занятие - "строить" церкви и колокольни.

В селе не было школы. Она появилась, когда отроку исполнилось 11 лет, а до этого времени он самостоятельно учился читать и писать. Отец всячески поощрял занятия сына. За отсутствием букваря в этом мальчику помогали церковные книги и обрывки газет и календарей. Благодаря своей усидчивости и вниманию Петя настолько преуспел в самообучении, что после поступил не в 1-й, а сразу во 2-й класс открывшейся в селе школы. За 2 года обучения мальчик прошел трехлетний курс, но, к сожалению, дальше учиться не смог - у родителей не было на это средств. И 14-летний подросток стал наравне со взрослыми трудиться в поле, помогая прокормить многочисленную семью. Но на этом его самообразование не кончилось. Развиваться и углублять свои познания стало потребностью его глубокой души. При всякой возможности, в часы отдыха или праздничные дни он весь отдавался чтению.

Его сестра Анна рассказывала, что Петр любил уединяться еще с раннего детства. Часы отдыха проводил в кладовой при доме. Здесь он читал, молился и размышлял о Боге. Здесь же начал вести свой дневник - записи своего поведения и настроения за каждый день. Никто не назидал его в этом, безусловно, богоугодном деле, но такое желание излить свою душу перед Богом, рассматривая свои немощи и ошибки, оплакивая грехи, явилось искренним стремлением к чистоте сердца. А без него невозможно угодить Богу. Эпиграфом к дневнику послужили такие слова: "Говорите Богу, людям и себе - только правду". В частности он записал там следующее наставление прп. Антония Великого: «Пусть каждый из вас замечает и записывает свои поступки и душевные движения как бы с намерением сообщить это друг другу; и будьте уверены, что, стыдясь известности, непременно перестанем грешить и даже содержать в мыслях что-либо худое».

Как отмечают издатели, юного подвижника благочестия вдохновила к созданию своего дневника замечательная книга отца Иоанна Кронштадтского "Моя жизнь во Христе", в подражание которой он и принялся за этот труд. Так в Петре, взрослевшем годами и трудившемся телесно, возрастал и его внутренний сокровенный человек. И когда отец семейства - регент Троицкой церкви, состарился, то жители села и прихожане попросили молодого Серегина стать псаломщиком, певчим и регентом вместо родителя. Так началась церковная деятельность Петра Серёгина. Прослужив псаломщиком около года, он был рукоположен в диакона, а в 1925 году - во пресвитера и был приписан к храму в соседней деревне Сияново.

Время, когда подвижник начал свое диаконское и пастырское служение, было очень тяжелым для России. Потрясения в государственной сфере перешли и на Церковь. Обновленчество, опираясь на богоборческую советскую власть, внедрялось в лоно Православной Церкви. Неподчинение "новому течению" рассматривалось как неподчинение самой власти, что вносило огромное смущение и расколы внутри Церкви. Требовались большая мудрость и мужество, чтобы сохранить Церковь и пасомых от этих нововведений. По отношению к Церкви советская власть проводила не только видимые репрессии и гонения, но и активно старалась расшатать православные устои изнутри. Именно таким актом стал и союз обновленцев с властью советов.

Сохранение канонических традиций в Церкви ограждает Ее от расколов и смут, соблюдает веру в чистоте Апостольского предания. Простые сердцем, "не книжные" сельские пастыри и миряне не всегда могли словесно отстоять свои убеждения, свою веру, но искренне были готовы скорее пострадать, чем уклониться в еретические толкования вероотступничества. Отец Петр, как и многие его современники, сопротивлялся духу времени, не соглашаясь и не потворствуя новым идеям. В те тягчайшие годы, когда наша Русская Православная Церковь несла свой мученический крест в условиях нравственных катакомб, отец Петр старался своим служением и словом помочь тем, кто искал выхода из этих катакомб, кто искал пути к спасению. В эти годы он начал записывать свои размышления, в которых красной нитью проходила тема: как спастись. Многие его размышления являются как бы переводом высоких духовных истин на язык, доступный любому верующему человеку. Они являются некоторым пособием для тех, кто только приступает к борьбе с собственными страстями.

 

*** Когда читаешь жизнеописания подвижников благочестия, то всегда поражаешься - какой духовной высоты они достигли! Но от нас, как правило, остается сокрытым их внутренний путь к таким высотам. Есть множество духовных советов - как стяжать добродетель и оставить грех, но почти всегда личной сокровенной тайною всякого подвижника остается то, как он совершил это борение. Отец Петр (Серегин) не был прославлен как подвижник благочестия - он был обычным священником. Но его дневниковые записи, в которых каждый читатель может увидеть лично себя, действительно раскрывают эту внутреннюю борьбу. Ведь не с высоких подвигов начинается дело спасения, а с маленьких побед над своими немощами и привычками. Без самоотвержения, самоосуждения и слезного прошения к Богу о помощи в малом, не будет исправления в большом.

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать