Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Протоиерей Артемий Владимиров. Просвети одеяние души моея, Светадавче...
Пюхтица... Для многих православных людей это слово связано с самыми теплыми воспоминаниями о паломничестве в русскую православную обитель, находящуюся ныне в Эстонском государстве. Пюхтица, в переводе с эстонского - «святая гора» - издревле привлекала внимание всякого, для кого священно имя Преблагословенной Девы Марии. Но сама обитель была основана лишь в конце XIX столетия, века расцвета русской культуры. С тех пор прошло более ста лет, но по-прежнему здесь подвизаются в сугубой молитве и иноческих трудах насельницы, которые даже в самые трудные для Церкви времена не оставили монастырь, продолжая стоять на духовной страже и нести монашеские послушания. Не однажды побывал в Пюхтице и автор книги, которую сегодня мы предлагаем вашему вниманию. Это протоиерей Артемий Владимиров. О его книге, которая вышла в Издательстве Артос и называется - «Просвети одеяние души моея, Светадавче...» - далее в нашей программе. ***
В этот сборник вошли проповеди и беседы протоиерея Артемия Владимирова, произнесенные в Пюхтицком женском Свято-Успенском монастыре в июле 1998 года. Темы пастырских размышлений затрагивают самые насущные вопросы спасения души христианина в современном мире, которые автор раскрывает на примерах жизни разных святых нашего отечества: святителей Московских Филиппа и Ермогена, преподобного Сергия Радонежского, праведного Иоанна Кронштадтского и других. Кстати, имя и деятельность всемирно известного, прославленного на закате XX столетия, кронштадтского пастыря теснейшим образом связаны с Пюхтицей. Вот что об этом рассказывает отец Артемий.
«Любя этот уголок, святой Иоанн Кронштадтский много молился Пресвятой Богородице, дабы особая благодать воссияла на Пюхтицкой горе и просветила души людей, живущих в этом крае. Однажды, гуляя вместе с матушкой игуменией в окрестностях монастыря, отец Иоанн остановился и, окинув вещим взором холм, возвышающийся пред ними, сказал: «Матушка, посмотри, какой величественный и дивный собор, коль славно имя Божие на месте сем!» «Да где же, батюшка, собор, когда мы, сестры, молимся в утлой церквушке!» «Да говорю тебе, вот он стоит и высится, как святорусский богатырь-исполин». Очевидно, Бог в тот час даровал откровение Своему угоднику. И действительно, с его легкой святой руки началось строительство собора, который и поныне является жемчужиной русской православной архитектуры.
Выстроенный из желтовато-розового кирпича, украшенный зелеными куполами, собор никогда не бывает один и тот же. Утром лучи солнца золотят его стены, и он кажется сотканным из воздуха, а в сумерках лиловые, синие, черные ночные тени делают его величественным, почти что сказочным замком. Собор открыт в течение целого дня, дабы всякий входящий мог окунуться в благодатную атмосферу тихой православной обители. Все внутри собора сверкает чистотою и белизной. Нежные дымчатые фрески повествуют о главных событиях из жизни Пресвятой Богородицы, от Рождества до преславного Успения. Неторопливое, задушевное монашеское пение возносит мысли и чувства сердечные молящегося народа к Небесам.
Здесь, в Пюхтице, - по словам отца Артемия, можно раскрыть душу, уязвленную грехами, и в чистосердечной исповеди обрести исцеление страждущего сердца. Здесь, в Пюхтице, можно побродить по аллеям, среди дерев, посаженных благочестивой княгиней Елизаветой, супругой великого князя Сергия — губернатора этого края. Благодаря самоотверженному труду высокопоставленной четы Пюхтица стала прекрасным благоустроенным монастырем. На так называемой горке выстроен храм во имя Преподобного Сергия Радонежского. За храмом, у алтарной апсиды, погребены вместе те, кто были неразлучны при земной жизни. Как отмечает автор, отец Иоанн Кронштадтский предсказывал, что Пюхтицкий монастырь устоит и достоит до Второго Пришествия Господа нашего Иисуса Христа.
Промыслом Божиим обители суждено было пережить революцию и разгул безбожия без значительных потрясений. Если сегодня большинство монастырей в России возрождается из руин, то у Пюхтицы была судьба иная. Царица Небесная не допустила осквернения Своего святого уголка. Собор, посвященный имени Пречистой Девы Марии, является красноречивым свидетельством благодатного охранения Ею святой обители. Пожилые насельницы с душевным трепетом вспоминают годы Второй мировой войны. Сначала монастырь заняли немцы. Неподалеку от обители они в неимоверно тяжелых, суровых условиях держали русских-военнопленных, обреченных на голодное вымирание. Сестры, рискуя своей жизнью, приносили русским солдатам овощи с окрестных полей, так что много душ выжило благодаря их самоотверженной любви.
Но a la guerre comme a la guerre (на войне как на войне), посему советским командованием было принято страшное решение — разрушить собор, выстроенный иждивением праведного Иоанна Кронштадтского, служивший своеобразным маяком для немецких войск. Со смертоносным грузом бомбардировщики вылетели на выполнение боевого задания. Впоследствии один из местных крестьян-лютеран рассказывал, что он неоднократно видел бомбы, летящие с небес. Повинуясь неведомой силе, они отклонялись от намеченной траектории и падали в версте-другой от собора, поднимая в воздух тонны земли. Собор, казалось, был недостижим для оптических прицелов бомбардировщиков. Много лет спустя Пюхтицу посетил пожилой человек, как оказалось, летчик, участник одной из тех боевых операций. Войдя в собор, он вдруг пристально стал рассматривать икону, на которой изображена в полный рост, в голубом одеянии Пречистая Дева.
Икона эта, изображающая явление Пресвятой Богородицы у источника при Святой горе, была написана пюхтицкой монахиней и подарена в 1894 году отцу Иоанну Кронштадтскому. Известно, что Батюшка много молился перед этой иконой. А после его праведной кончины она, бережно хранимая и передаваемая из рук в руки, наконец, 1 июля 1946 года возвратилась в свой северный удел. И вот, пав перед этой иконой на колени, старик заплакал. Впоследствии он поведал с потрясающей душу откровенностью, что потому и не мог приблизиться на самолете к монастырю, что неоднократно видел в воздухе грозный лик Прекрасной Жены в голубом одеянии, узнанный им, едва лишь только он увидел Пюхтицкую икону.
Сегодня Пюхтица, по словам автора, как и сто лет тому назад, — это монастырь, в котором сестры проходят нелегкий искус, школу трудов земных. Сколько страстей кроется в юных, еще не очищенных благодатью сердцах: гордость и самолюбие, уныние и печаль, раздражительность и гневливость. Труд и молитва — вот те два благодатных крыла, мерно взмахивая которыми, души сестер мало-помалу подымаются от земли к Небу. Нелегко современным молодым людям, приходящим в монастырь после городской жизни, войти в русло, трудовой ритм тихой обители. Однако обилие молодых послушниц в островерхих головных уборах, принятых в Пюхтицкой обители, говорят о том, что и поныне не оскудела благодать на месте сем. Во многом благодаря молитвам опытной игумении — матушки Варвары, трудами которой возведены прекрасные каменные стены вокруг монастыря, а сам он благоустроен, так что паломники могут наслаждаться здесь тихой, беспопечительной жизнью.
*** Как отмечает протоиерей Артемий Владимиров, «нет, пожалуй, среди действующих женских монастырей более уютного, красивого уголка, где так отдыхали бы и душа, и сердце, и ум». Стоит лишь войти «в гостеприимные врата обители» и переступить «порог величественного храма - какой чистотой повеет от голосов сестер и послушниц. Слушая их задушевное пение, невольно и сам очищаешься от навязчивых житейских помыслов и душа, словно птица, освободившаяся от силков, хочет взмыть в небеса. В чем же тайна Пюхтицкого монастыря? Конечно же в незримом покрове над ним Пречистой Преблагословенной Девы Марии, о Которой говорит здесь все: каждый камень, каждый храм, каждая роза, благоухающая в течение всего лета в утешение насельницам и паломникам». О Пресвятой Богородице говорит и протоиерей Артемий Владимиров почти в каждой своей проповеди, которые собраны на страницах данной книги.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Симферополь. Форум «Женщины как мироносицы»
Москва. Студия игры, слова и дела «Тут культура»
Читаем Добротолюбие. «Память Божья». Священник Константин Корепанов
Литературный квартал. Пасхальные рассказы. Людмила Васильевна Камедина
Православная азбука. Что такое Церковь. Беседа с протоиереем Владимиром Пархоменко. Часть 1
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!