Церковь и общество. Беседа с сопредседателем Союза православных женщин Г.В. Ананьиной. Часть 1

31 декабря 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3
Известный общественный деятель, председатель правления Фонда патриарха Гермогена и Женского православного патриотического общества, лауреат премии имени священномученицы великой княгини Елизаветы Федоровны за 2017 год Галина Васильевна Ананьина в беседе с писателем Константином Ковалевым-Случевским рассказывает об образе женщины как символе России за весь период более чем тысячелетней истории государства.

–  Сегодня у нас в гостях Галина Васильевна Ананьина. Многие уже знают, кто она, но я перечислю некоторые ее важные звания и регалии: общественный деятель, председатель правления Фонда патриарха Гермогена и Женского православного патриотического общества, а также сопредседатель широко известного и очень важного для нас Союза православных женщин. 

Галина Васильевна, мы с Вами можем говорить на многие темы, потому что Вы – кладезь информации, связанной с историей России. Но сейчас тема, которая Вас покорила; Вы занимаетесь ею последние годы – «Образ женщины как символ России». У Вас даже вышла книга «Женский образ России», через какое-то время она разошлась. Мне кажется, было бы неплохо сделать второе, третье или четвертое ее издание. Что такое образ женщины как символ России? Многие понимают, о чем идет речь: «Родина-мать». Россия всегда связана с какими-то женскими именами или историями, связанными с женщинами. Что это такое для Вас?

– Думаю,  это не только для меня, но и для нашей страны. Вы уже правильно сказали: «Родина-мать». Начнем с того, что Россия – матушка, Русь Святая, что символом Российского государства на протяжении уже многих веков является женский образ. Это не просто женский образ, а женский образ России. Вот один из них перед Вами – это копия известной работы скульптора Лаверецкого, сделанной в 1896 году. Сам год изготовления свидетельствует об исторических событиях – она была сделана к коронации императора Николая II, и на одном из экземпляров было написано: «Боже, царя храни». Второй экземпляр был с девизом «Спаси и сохрани Россию!» И третий экземпляр так и остался на  Каслинском заводе литья. Наверно, это самый яркий образ России. Подлинник этой скульптуры сейчас находится в Екатеринбурге, в Музее изобразительных искусств. Когда президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин награждает орденами и медалями кого-либо, это происходит в Овальном зале Кремля. И там стоит еще одна копия этой скульптуры, большая, величественная.

– Потрясающе! Именно эта скульптура? А с какой надписью?

– Там надписи нет, просто внизу двуглавый орел. Я бы хотела несколько слов сказать об этом образе. Мы видим, что это женщина, одетая в кольчугу, на голове у нее не просто шлем, а шлем Александра Невского, а в Большом государственном гербе Российской империи это символ патриотизма. Иногда ее, не понимая, называют Жанной д’Арк или еще как-то. Она стоит с опущенным мечом. И, самое главное, на ее щите двуглавый орел и все символы государственной власти.

– Был ли какой-то прототип у этой женщины или это абстрактный образ? Как Вы знаете, во Франции есть даже определенное имя – Марианна, какая-то абстрактная дама…

– Нет, такого не было. Я думаю по-другому: это все-таки XIX век, а тогда было очень много прототипов и во Франции, и в Германии, и так далее. Но здесь несколько не так. Если мы вспомним памятник «Тысячелетие России», которому в этом году 155 лет, так как 1155 лет Российскому государству, то вспомним и то, что на самом верху этого памятника изображен православный крест, ангел и коленопреклоненная плачущая женщина в образе России. И только потом символ державы и скульптурная композиция, изображающая государственных людей России. На этой композиции есть Екатерина II и Александр I. Так вот, Александр I изображен практически в такой же позе, как и женщина, символизирующая Россию. И лепил эти образы как раз Лаверецкий. Думаю, что собирательный образ государственных людей России получил в этом женском образе России свое продолжение, скульптор увидел всю Россию в виде этого образа.

– Насколько я помню, на памятнике «Тысячелетие России» в Великом Новгороде изображено 147 фигур государственных деятелей, которые символически показывают исторический путь России. Фигура 148-я  – это женщина, которая воплощает в себе все.

– Воплощает в себе фактически всю государственность.

– А почему выбрана женщина? У нас в России никогда не было образа, связанного с мужским началом?

– Мы только сейчас по этой фигуре говорим о XIX веке. Если вспомнить эпоху Петра I, то у него есть печать, на которой изображен он сам, высекающий новую Россию. То же самое на бюсте Петра работы Растрелли – на латах изображен коленопреклоненный Петр перед молодым образом России, и образ этот женский со скипетром и державой. То есть это начиналось достаточно давно.

– Потрясающе. Казалось бы, Петр I не терпел женского духа…

– Казалось, а оказалось совершенно по-другому. Вот он, преклоненный перед ней, вот латы на бюсте Растрелли. И плюс еще, напоминаю, на печати это было. Если говорить о денежных знаках, то есть такое название «Катенька», а есть изображение Петра и женской фигуры – это уже не «Катенька», а образ России. Этот образ с тех пор не исчезал. И всегда, когда Россия была представлена на международных выставках, в том числе и промышленных, одним из образов ее был вот такой.

– То есть юной дамы.

– Да, она очень разная, фактически принимает разные виды в разные периоды. Хотелось бы еще вернуться к фигуре России, которая стоит у нас на столе. У нее была необычная судьба. В год коронации императора Николая II состоялась первая грандиозная художественно-промышленная выставка в Нижнем Новгороде. Эта скульптура тоже была там представлена в павильоне каслинского литья и получила награду – гран-при за национальную идею. Хотя мы и говорим, что тогда эта идея у нас была, тем не менее к понятию о национальной идее и ее воплощению периодически возвращались. В 1900 году прошла выставка в Париже, знаменитая тем, что Россия получила на ней очень много гран-при, золотых и серебряных медалей. И также там был павильон каслинского литья. Думаю, выражение «Россия не продается» связано с той выставкой. Когда попросили продать эту статую России, то участники нашей делегации сказали так, вернули статую в Россию и тем самым сохранили этот образ.

– Потрясающе. Для продолжения нашей беседы хочу сделать такое интересное замечание: например, в Америке самое ходовое символическое выражение – «дядюшка Сэм». Он изображается в цилиндре с полосками флага США и так далее. В Германии обычно говорят Vaterland, то есть «отчизна», подразумевая, что родина как бы мужского рода. Не так в России. Как, кстати, и во Франции, символом которой сначала была Жанна д’Арк, потом «Свобода» Делакруа, вот эта некая Марианна, какая-то женщина, которая всех ведет на баррикады. Почему в России с самого начала исторически сложился женский образ? Ведь это особенное отношение к истории страны.

– Я думаю, что мы опять вернемся к этому образу: у нее на груди православный крест. Россия изначально под покровом Божьей Матери. Вот сочетание особого Божественного покрова и образа России именно в женском лике – здесь земное и небесное в одном лице. Как бы кто к этому ни относился, смыкание земного и небесного в этом образе есть.

– То есть Россия под покровом Богородицы.

– Да. Вот мы говорили о памятнике «Тысячелетие России» в Великом Новгороде. Открыт он был 21 сентября 1862 года в праздник Рождества Богородицы. Этот день считался днем рождения России. Поэтому когда мы отмечаем 12 июня День независимости,  многие не понимают, что это за праздник. А история открытия памятника напоминает нам, что День России отмечался задолго до нашего времени 21 сентября, именно как государственный праздник.

– Другие страны тоже часто употребляют символические женские наименования: «мать Албания», «мать Армения», «мать Болгария», даже в Индии «мать Индия» – «Бхарат Мата». Это совпадение? Мы как-то отличаемся от них?

– Мы от них не отличаемся, просто мы живем в современную эпоху. И по тому, что я дальше расскажу и, наверно, покажу, будет понятно, что у нас этот образ был каждый день, каждый год, каждое десятилетие, с каждым императором.  Мы его в современной России просто потеряли, забыли.

– Или кто-то вычеркнул, а мы потом не стали это исправлять.

– Несмотря на то, что этот образ, как я уже сказала, стоит в Овальном зале Кремля, если мы сейчас выйдем на улицу и спросим, думаю, мало кто ответит, что это за скульптура, что это за символ.

– И как вообще это связано с Россией.

– Да. Знаете, на Сретенском бульваре стоит огромное историческое здание, которое называется «Страховая компания “Россия”», здание знаменитое. Так вот, на страховой компании «Россия» тоже есть скульптурное изображение России. То есть, назвавшись «Россией», владельцы здания просто не могли не поставить вот этот образ России, который, слава Богу, сохранился. Визуальное воплощение России проявилось в медальерном искусстве XVIII, XIX веков, начала XX века. Сейчас мы тоже не утратили такую медальерную традицию. Но в то время невозможно было отмечать какую-либо круглую дату – 100-летие, 200-летие – без того, чтобы не выпускалась медаль. Как правило, она выпускалась Петербургским монетным двором. Медали выпускались фактически ко всем выставкам, к другим важным событиям. И, наверно, самые известные медали – это медали Толстого, посвященные войне 1812 года. Среди них знаменитая медаль, где Россия благословляет.

– Потом она была в гипсе повторена в виде восьмигранника, белая на голубом тоне.

– Да. И здесь то же самое – это благословение.

– Меня вот что поражало. Вот Вы говорите, а я для телезрителей скажу. Представим себе XIX век или конец XVIII века. Нужно изобразить Россию. Советский Союз изображался просто: либо Московский Кремль, Кремлевский Дворец Съездов, набережная Москвы-реки или Герб Советского Союза. Иногда для туристов изображали храм Василия Блаженного. А в то время не было таких политизированных картинок. Как изобразить нашу страну? И выбрали именно вот это.

– Я ее и показываю. Но она меняла коды. В мирное время она была той мирной Россией. Но как бы ни менялся образ, всегда присутствовала шапка Мономаха, скипетр и держава, щит.

– То есть необязательно меч и шлем.

– Но обязательно атрибуты царской власти. Как правило, на аверсе медали изображались император с императрицей, но на другой стороне обязательно был образ России. Потому как считалось, что император женат на России. И это был сильный информационный посыл. Даже есть медаль на 100-летие Комитета министров, и все равно там присутствует корона Российской империи. Мне повезло, что я, как Вы уже сказали, книгу выпустила. Но тогда это условно можно было назвать книгой, сейчас я уже работаю над этой темой долго и что-то переосмысливаю. Наверно, просто не нашлось того, кто сложил бы эти пазлы, вот эти десятилетия. А я сделала вывод, что все совсем по-другому.

– Вы выстроили целую линейку, видеоряд сразу дает концепцию. Потому что можно говорить разрозненно – ну да, была такая медаль, и хорошо; была такая скульптура, хорошо. А оказывается,  это целая линия.

– Это целая серия. Мы показывали медаль Толстого, а есть еще очень редкий экземпляр жетона, на котором Россия прогоняет Наполеона из Москвы.

– То есть поверженный, обиженный Наполеон уходит, а прогоняет его женщина со щитом.

– Эта символика использовалась очень часто.

– Это послепетровская все-таки эпоха. А вот, скажем, во времена Минина и Пожарского возникал этот образ?

– Из того, что я проанализировала, все-таки видно, что образ используется в более поздние времена. Но я не просто так сказала о Божественном и о земном. Вы сказали о Минине и Пожарском, то есть мы говорим о XVII веке, это чудотворная икона Божией Матери «Казанская». Я бы здесь через запятую ставила эти образы Богородицы разных периодов и их обретение в самые сложные для России времена.

– Мы отмечаем день спасения России в день Казанской иконы Божией Матери, не в какой-то другой.

– Икона Божией Матери «Казанская» тогда была местночтимой. Может быть, она такой  и осталась бы, но то, что второе ополчение Минина и Пожарского шло с этой иконой в Кремль, повлияло на объявление этого праздника государственным. И с этого момента икона стала очень значимой для России.

– Хочу спросить Вас вот о чем. Ведь не так много женщин-правительниц, олицетворяющих собой государственную власть в России, было на протяжении столетий. Например, равноапостольная княгиня Ольга – понятно, что для нас она имеет колоссальное историческое значение. Затем у нас какой-то довольно-таки серьезный разрыв. Например, к XIV веку, как мы знаем, была Евфросиния Московская, в миру Евдокия, вдова Дмитрия Донского, которая была местоблюстительницей престола. Была очень самоуправная и удивительная женщина Софья Витовтовна, которая фактически правила при молодом сыне Василии II пару десятилетий. А уж если дальше двигаться в XVIII век, мы прекрасно понимаем, что это Елизавета Петровна, Екатерина Великая, которую вообще называли «наша мать-царица». «Славься, добрая к нам мать!» – пели про нее государственный гимн Козловского и Державина. Почему ни одна из этих женщин-правительниц не отразилась в этом образе? Почему он все-таки абстрактный?

– Он абстрактный, это на самом деле так. Екатерину II иногда изображали как символ – например, на знаменитых памятниках она в похожем образе, более монументальном…

– …воинственном таком; как главнокомандующий верховный.

– Есть такое, да. Может быть, не очень распространено, но те памятники Екатерины II, которые сейчас восстановлены – в Крыму и так далее, – все-таки напоминают о большой государственности, то есть что именно за Екатериной Россия, это образ женщины – государственного человека. Также Россия меняла свой код, когда началась русско-японская война и Первая мировая, – она появляется в более воинственном образе. Очень много плакатов, на которых Россия представлена так. Есть целая плеяда карт Европы, где Россия вот в таком образе.

– Это карты, которые создавались в России?

– Это официальные карты, которые создавались в России в конце XIX века, и таких карт очень много. Есть даже карты, на которых изображен император Николай II и этот образ; опять же, обязательно с регалиями. Иногда этот образ в кокошнике – когда более простые моменты какие-то…

– То есть в крестьянской одежде.

– Но недавно мне попались наградные дипломы 1887 года – обратите внимание: 1887 года, а у нас скульптура 1896 года. Это дипломы выставки, где символом идет Россия. Не могу сказать точно, мы с Вами не жили тогда, но доказательства документальные есть. Вот обложка коронационного журнала, смотрите.

– Да, опять появляется женщина.

– Вот она. С таким же образом был платок большой. Вот коронационный платок  с этим образом. Очень много изображений России на деньгах.

– На деньгах еще до 1917 года?

– Да. Притом разных периодов. После 1917 года Россия появляется на деньгах белого движения. Вот в белом движении образ России фактически был везде – в 1919 году, в 1920. И наши знаменитые, сегодня часто используемые слова «За великую, единую и неделимую Россию» как раз напечатаны на государственном кредитном билете 1919 года, где Россия представлена в женском образе с трехцветкой и щитом.

– Известно, что белое движение взяло в качестве символа изображение России как женщины. А большевики в это время писали: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» или «Весь мир насилья мы разрушим!». И был у них знак РСФСР на деньгах, то есть серп и молот на фоне земного шара уже появился.

– Вот теперь я чуть-чуть скажу о 1917 годе. Февральская революция – и символом свободы в этот период опять является женщина. И на жетонах «Да здравствует революция в феврале!» изображен женский образ. Год 1917-й.

– Март. Со 2 на 3 марта был принят гимн тогдашней России – «Марсельеза». То есть мы взяли это у французов. Вот какая странность: женщина осталась, но это уже была какая-то другая женщина. Что белые как раз хотели поправить.

– В 1906 году, когда открывалась Государственная дума, жетоном юбилейным, скажем так, тоже была женская фигура. И вот Сибирское временное правительство, уже 1920 год… Белое движение понимало, что лучшего образа не найти, этот образ понятен, с этим образом шли наши императоры.

– Большевики оказались хитрее, потому что они создали непонятные образы, которые увлекли людей, как некая фантастика, – «Завоюем весь мир!», «мировая революция» и так далее. Вы знаете, что поразительно: наши философы, религиозные мыслители конца XIX – начала XX века это даже поддержали. Бердяев, например, писал о «вечно бабьем» в русской душе, русская идея тоже женского рода. Владимир Соловьев полагал, что в основе мироздания лежит Вечная Женственность – возвышенное начало, символизирующее гармонию мира, то есть София. Розанов писал так относительно России в «Апокалипсисе нашего времени»: «Муж есть глава дома, но хозяйкою бывает жена». Они даже какой-то фундамент под это подводили.

– Думаю, так оно и есть. Одно дело, когда вы читаете великих философов, другое дело, когда я сейчас показываю визуализацию этого образа. И видно, что это не просто случайные изображения. Вот одни из последних таких дипломов, выпускных дипломов – это 1914 год, посмотрите, какие потрясающие… 1914 год, Первая мировая война, и образ России опять такой вот воинствующий и защищающий.

– Галина Васильевна, потрясающая по насыщенности, интересная беседа, но наше время подошло к концу. Я предлагаю продолжить ее в следующей передаче и уже перейти ближе к нашей современности. Потому что образ России как Родины-матери даже в советский период был востребован. И в наше время присутствует. Если Вы не против, на этом мы завершим первую часть нашей беседы. Спасибо Вам.

Ведущий Константин Ковалев-Случевский, писатель

Записал Игорь Лунёв

Показать еще

Время эфира программы

  • Четверг, 15 ноября: 09:05
  • Пятница, 16 ноября: 03:30
  • Воскресенье, 18 ноября: 14:05

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы