Царская семья: уроки человечности и красоты. Урок 2

15 июля 2014 г.

Аудио
Скачать .mp3
Урок 2. Царские дни - для православной России это особое время. Оно включает в себя церковные торжества и множество культурных, просветительских мероприятий, призванных прославить подвиг св. Царственных страстотерпцев. Ту же цель ставит перед собой к.и.н. Юлия Комлева. Как историк, она добавит штрихи к портрету Царской Семьи, что позволит нам пристальнее всмотреться в их святость. Юлия Евгеньевна называет Царскую Семью алмазом, граненым деятельной любовью. И мы увидим, как постепенно эта семья становилась бриллиантовым ожерельем, которое украсило нашу Церковь и своей красотой призывает нас становиться лучше, чище и приближаться к Богу. Царская семья: уроки человечности и красоты.

– Тема Царской семьи волнует Юлию Евгеньевну очень давно. Специально для журнала «Православный вестник» ею было написано несколько статей, посвященных святым царственным страстотерпцам, одна из которых называлась так: «Царская семья – алмаз, граненный любовью». Все мы знаем, что если алмаз умело обработать, придав ему специальную форму, то это позволит ему заблестеть и он превратится в драгоценный камень, сверкающий бриллиант. Вот и Царская семья стала поистине бриллиантовым ожерельем, не просто украшающим нашу Церковь, но помогающим нам стать лучше и ближе к Богу. На прошлом уроке мы говорили о главе этого святого семейства – императоре Николае II. Рассматривая штрихи к его портрету, мы обнаружили, что истинное величие государя заключалось не в его царском положении, а в той нравственной высоте, на которую он взошел как христианин. Вместе с ним это восхождение совершала и императрица Александра Федоровна, которая была не столько правительницей государства Российского, сколько хранительницей домашнего очага. Но подходила она к этому столь же ответственно, сколь и ее супруг к управлению страной. В одной из своих книг государыня отметила слова, ставшие для нее руководством к действию: «Важный труд, который человек может сделать для Христа, – это то, что он может и должен сделать в своем собственном доме. У мужчины своя доля. Она важна и серьезна, но истинным творцом дома является мать». Эти слова Александра Федоровна подтвердила всей своей жизнью, и результат получился не просто замечательным, он оказался богоугодным.

– Александра Федоровна – необыкновенная женщина. Все, что нам запомнилось из советских учебников о ней, так это портреты очень суровой женщины, вечно всем недовольной. Такой негативный образ русской императрицы сохранялся довольно-таки продолжительное время и в учебниках постсоветской эпохи. Но когда обращаешься к ее биографии, начинаешь читать о государыне, то потрясает, какой силой обладала эта женщина, каким удивительным человеком она была! Она очень много страдала в своей жизни, мучаясь от нестерпимой боли. Известно несколько причин, почему она получалась на фотографиях такой суровой и серьезной. Во-первых, Александра Федоровна с детских лет была очень серьезной, поскольку очень рано потеряла мать. Пытаясь отыскать ответы на вопросы о смерти и бытии, она рано обратилась к религии. Мало кто знает, что Александра Федоровна имела степень доктора наук Кембриджского университета и очень много и углубленно занималась богословием и философией. Она не любила придворную жизнь, старалась избегать шумных светских мероприятий. Высший свет тогдашнего русского общества, привыкший к пышности, фривольным отношениям и забывший религиозные ценности, не понимал и не поддерживал императрицу. Ее отчужденность воспринималась многими как проявление спеси и высокомерия, что тоже порождало такие слухи. Конечно, те, кто был близко знаком с государыней, опровергали это.

Второе, о чем необходимо сказать: та боль, которую приходилось терпеть Александре Федоровне, также находила отражение на ее лице. Сказать просто, что у императрицы было слабое здоровье, – это ни о чем не сказать.

– Государыня всегда отличалась слабым здоровьем. С детства она страдала от лицевой невралгии, которая мучила ее до конца жизни. Александра Федоровна старалась скрывать свою болезнь от окружающих, и лишь близкие люди знали о той боли, которую ей приходилось постоянно испытывать. Именно невралгией объясняется суровое или даже неприветливое выражение ее лица, запечатленное на многих фотографиях.

– Кроме того, у Александры Федоровны было воспаление пояснично-крестцового нерва, из-за чего у нее порой отнимались ноги. Она ходила, испытывая при этом очень сильную боль. Как императрица она должна была присутствовать на церемониях, быть в храмах, посещать различные мероприятия, то есть терпеть эту бесконечную пытку, не обращая внимания на боль. После рождения пяти детей у государыни стало слабое сердце. Она страдала и должна была скрывать эти страдания от всех людей. Но тяжелее всего Александре Федоровне было вынести это морально, поскольку государыня очень сильно переживала за то, что такой «инвалид», как она сама себя называла, достался мужу, и то, что она так мучается на глазах близких, которые знали об этом, лишь усиливало боль.

Наконец, ее сын, которого она так ждала, – больной ребенок,. Она понимала, что главный ее долг как государыни – это рождение наследника престола. Для этого она долго молилась, совершала паломнические поездки и, когда у нее родился сын, была очень счастлива и горда им. Но уже в два месяца малышу ставят страшный диагноз – гемофилия, когда очень долго не могли остановить обычное кровотечение. Это выражалось в том, что у Алексея были очень тонкие стенки кровеносных сосудов, и любой удар, ушиб, который ничего не значит для здорового человека, приводил к образованию большой гематомы. Если таких гематом было много, то они начинали давить на здоровые органы, что тоже вызывало сильную боль, которую тогдашние средства медицины не могли снять. И вот такая крошка очень сильно мучилась: ребенок кричал, плакал, стонал, что приводило к страданиям мать. Она не отходила от сына ни на минуту в эти дни, находясь постоянно возле его постели, но ничего не могла сделать.

– Александра Федоровна очень любила своего сына, но когда в ссылке в Тобольске она оказалась перед выбором: остаться с детьми или ехать вслед за мужем в Екатеринбург, она выбрала второе. Как настоящая жена-христианка, она отправилась за супругом, оставив больного ребенка на попечении старших сестер и слуг, хотя именно в это время у Алексея было тяжелое обострение.

– Как христианка, она делает своей выбор: супруг, муж важнее, чем дети, что, наверное, нашим современным женщинам не понять, поскольку дети стали у нас превыше всего. С большой болью в сердце Александра Федоровна собирается с духом сказать Алексею, что она уезжает и не останется с ним.

Ее большое страдающее сердце и чувство внутренней ответственности, дисциплинированности шло дальше, выходя за рамки семьи и распространяясь на всю Россию. К этому моменту времени Александра Федоровна ощущала себя матерью всего русского народа, как она неоднократно об этом писала и говорила, о чем свидетельствовало ее поведение. Она очень болезненно воспринимала те упреки, которые бросали ей в лицо, что она немка, что она поддерживает свою страну и подзуживает государя принимать неверные решения. На самом деле она никогда не вмешивалась в политику. Поразительно, как можно было обвинять государыню в том, что она постоянно вмешивалась в политические дела государства, когда император как на работу ходил на заседания Государственного совета? Политика вершилась в другом месте, а Александра Федоровна всегда оставалась вместе со своими детьми. По воспоминаниям окружающих, когда государь возвращался домой после утомительного дня, который порой длился больше восьми часов, императрица никогда не вела с ним политических бесед. Это делалось для того, чтобы он мог отвлечься, отдохнуть от того груза, который на него давил как на правителя большой страны. Когда охранники, приставленные к Царской семье большевиками, подходили к Александре Федоровне, считая себя вправе упрекать ее в том, что она немка и шпионка, она очень спокойно начинала им объяснять, что хотя она и родилась в Германии, и прожила там какое-то количество лет, но гораздо б о льшую часть своей жизни она провела в России, что у нее русский муж, русские православные дети и сама она уже за это время стала русской. После таких объяснений солдаты уходили от нее буквально ошарашенные этими простыми и убедительными объяснениями.

Александра Федоровна мучительно переживала весь ход войны. Ей было нестерпимо больно видеть раненых солдат, которые поступали в лазареты, организованные в царских дворцах, где она сама работала. Государыня писала в своих дневниках о том, как разрывается ее сердце, ведь она страдает как мать и жена при виде раненых солдат, которые умирают, которым ампутируют руки и ноги. Но при всей этой боли, проходящей несколькими нитями через ее жизнь, Александра Федоровна постоянно пишет о том, насколько она благодарна Богу за то, что так сложилась ее судьба: счастье быть с любимым мужем и детьми, которых ей дал Господь, многократно перекрывало все муки, боль и страдания. Государыня говорила о том, что она согласна претерпеть еще б о льшие муки, чем те, которые она терпит сейчас, лишь бы это счастье оставалось с ней. Вы знаете, в любых жизненных ситуациях, которые случаются в моей жизни, мне всегда вспоминается наша императрица Александра Федоровна, ее подвиг. Нам дано гораздо больше, чем мы должны претерпеть, и если приходится делать какой-нибудь выбор, то я думаю, что лучше я пострадаю здесь посильнее, лишь бы только от меня не отнялось то, что я сейчас имею.

Государыне удалось воспитать очень хороших детей. Но, встречаясь с описанием их жизни, мы видим, что это делается людьми сочувствующими в такой милой манере, но при этом нет серьезных исторических исследований, способных открыть нам глубину той эпохи. А ведь есть и материал, который можно рассмотреть и достичь чего-то нового, применив к нему современные методологические разработки.

Девочки из Царской семьи часто описываются как нежные, чистые, хрупкие розы, и это действительно было так, потому что Александра Федоровна старалась максимально оградить их от влияния придворной жизни, которая в то время была развращенной. Светское общество уже перестало быть носителем тех нравственных православных ценностей, которые оно должно было нести, и лишь Царская семья смогла их сохранить. Именно поэтому девочки не были испорчены, они смогли до конца сохранить свою наивность и невинность.

Нужно сказать, что, с другой стороны, это были очень мужественные, отважные дети, готовые терпеливо переносить все страдания. Можно вспомнить, что, когда началась Первая мировая война, девочки (особенно старшие) пошли работать в госпиталь сестрами милосердия. Я хочу обратить внимание, что это не была больница, где выздоравливали офицеры, которые уже идут на поправку и мило шутят с медсестрами. Нет, это был лазарет, в который поступали самые тяжело раненные солдаты: без рук, без ног, с вывороченными внутренностями. Татьяна могла ассистировать на операциях, Ольга помогала больным в палатах, разносила лекарства. Ей становилось физически плохо в операционной, потому она не могла там присутствовать. Александра Федоровна гордилась своими детьми, способными мужественно выполнять эту тяжелую работу. И в ссылке члены Царской семьи также терпеливо переносили все испытания. Важно заметить, что это были самые обаятельные, светлые дети, которые располагали к себе сердца всех окружающих. Они были живые, шаловливые, непоседливые, общительные. Большевистское руководство вынуждено было несколько раз менять охрану – именно потому, что русские люди имели уважение к семье императора, ощущали ценность того, что перед ними были представители правящего Дома Романовых. Потому-то большевики, меняя охрану состав за составом, в конце концов остановили свой выбор на латышских стрелках – людях, плохо понимающих русский язык, для которых Царская семья была чужой.

Дети сохраняли живость и бодрость до конца, за исключением, пожалуй, только Ольги Николаевны, которая в какой-то момент, по воспоминаниям современников, вдруг поняла, что с ними будет в итоге. Это сильно ее сломало, и за короткое время она из 22-летней жизнерадостной девушки превратилась в женщину средних лет. Видно было это и по ее письмам: она как будто бы понимала, что их ждет, и каждый последующий день подтверждал ее догадку. Она предвидела свою гибель, старалась стойко все воспринимать, и никаких жалоб из ее уст не прозвучало.

Еще несколько слов хотелось бы сказать о сестре Александры Федоровны – святой преподобномученице Елисавете, которую мы также почитаем в Царские дни. Это тоже удивительный пример. На занятиях со студентами мы всегда рассматриваем такую ситуацию и проводим параллели: в те дни, когда Елизавета Федоровна была молода, говорили, что в Европе есть только две красавицы – обе Елизаветы, и обе немецкие принцессы. Одна из них Елизавета Австрийская – знаменитая Сисси, национальный символ современной Австрии, чье изображение сейчас везде тиражируется. Другая – русская Елизавета, супруга дяди Николая II, Сергея Александровича. Если мы смотрим на Елизавету Австрийскую, то она действительно была очень хороша от природы, но сколько ей приходилось тратить на поддержание своей красоты? Существовало множество легенд, связанных с этим. К примеру, сырое мясо, которое она не то ела, не то прикладывала к себе. В ее комнатах были установлены, наверное, впервые в Европе тренажеры, с помощью которых Елизавета Австрийская поддерживала фигуру. Она гордилась своей тонкой талией. Очень много времени занимал у нее и уход за роскошными волосами. Естественно, что при таких усилиях Елизавета Австрийская долгое время оставалась красавицей. Разумеется, народ ее любил. Она была доброй, и какие-то обязанности, которые для нее как императрицы были неотъемлемы, она выполняла. Австрийская принцесса посещала дома престарелых, детские приюты, но делала не более положенного.

А теперь посмотрим на великолепную русскую красавицу Елизавету Федоровну, которую нисколько не заботила ее собственная красота. Помимо внешности она еще обладала всеми талантами, принятыми в светском обществе: способностью к живописи, музицированию, умению поддерживать легкую и непринужденную беседу. Но и это тоже нисколько не занимало Елизавету Федоровну. Удивительно, насколько она отдала всю себя без остатка делам милосердия, так что в Москве ее еще при жизни считали святой. Встречая Елизавету Федоровну на улицах, москвичи старались к ней прикоснуться с таким же благоговением, как прикасаются к святыне. Всю свою жизнь она посвятила делам милосердия, о чем нам всем прекрасно известно. Мы знаем, что, даже умирая в шахте, Елизавета Федоровна, вся переломанная, израненная, находила в себе силы для того, чтобы помочь другим: когда подняли их останки, то князь Иван был перевязан ее апостольником. Это настоящий подвиг, она пыталась до последнего оказывать помощь другим людям.

В заключение мне хотелось бы сказать, что Царская семья являет собой пример исключительного патриотизма, а мы очень нуждаемся в этом сейчас, когда возрождается национальная идея в рамках политики идентичности. Достойные примеры, подобные примеру Царской семьи, мы вряд ли с вами найдем. Неоднократно Царской семье предлагали уехать за рубеж, но ни для Александры Федоровны, ни для Елизаветы Федоровны такое было невозможно. Они отказались, считая себя русскими людьми, предпочитая умереть здесь, в России. Александра Федоровна писала в одном из писем: «Лучше я буду поломойкой в России, нежели я уеду отсюда. Жить счастливо в другой стране я не смогу». К примеру Царской семьи следует постоянно обращаться, изучать по-новому, исследовать их портреты, личности, персоналии.

 

Записала Евгения Осипцова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать