Таинства Церкви. Неделя о расслабленном. Что такое расслабление и кто такой расслабленный

28 апреля 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
Беседа с настоятелем храма преподобной Евфросинии, великой княгини Московской, в Котловке г. Москвы иеромонахом Клавдианом (Сафоновым). 

– Батюшка, очень интересную тему мы наметили для беседы. Собственно, нам ее подсказал церковный календарь: четвертое воскресенье по Пасхе – Неделя о расслабленном. Тема интересна еще и тем, что предыдущую программу мы с Вами посвятили строительству храма при больнице № 64, что напрямую связано и с расслабленным, и со здоровьем. Давайте порассуждаем на тему, что такое вообще расслабление и кто такой расслабленный, только ли физические немощи здесь имеются в виду.

– Евангельский расслабленный – это не просто образ, это историческое событие, когда Господь исцеляет расслабленного, которого принесли его друзья, родственники и поспособствовали тому, чтобы он оказался перед глазами Спасителя. Конечно, Господь, как сама Любовь, не может пройти мимо страдания человека. Когда Он жил на земле в человеческом обществе, то, безусловно, оказывал величайшую любовь и милосердие каждому, кто нуждался в этом, даже тем людям, которые, может быть, этого не заслуживают. Хотя каждый человек заслуживает спасения и исправления, исцеления. И Господь исцелял людей не для того, чтобы просто продемонстрировать Свое могущество, не для того, чтобы удивить кого-то, и даже не для того, чтобы продолжалась жизнь этого человека на земле. Потому что земля – это только преддверие Неба. Прежде всего чудесные случаи исцеления были либо результатом добродетельной жизни этих людей, заслуживших это, или это было некое подспорье к тому, чтобы человек обрел истину, чтобы на нем совершилась сила Божия – сила Божия в немощи совершается. И окружающие люди, видя чудо, тоже прозревали духовно, понимая, Кто перед ними, открывались другие смыслы, другие перспективы.

Конечно, те, кого Господь воскресил в евангельской истории, тоже перешли через порог смерти и сейчас находятся в преддверии всеобщего воскресения. Но этот случай с расслабленным особо удивительный, потому что этот человек не мог ничего сказать: он лежал в полном расслаблении. И люди, которые его принесли, видимо, помнили его доброту.

– Потому что это удивительный случай – друзья его принесли.

– Да, потому что в нашем обществе сейчас получается так, что даже родные состарившиеся люди никому не нужны, не нужны родственникам, не нужны детям, не нужны внукам. Порой старые люди становятся обузой. И это бывает, может быть, даже не по причине того, что окружающие их такие бессердечные люди, не имеют любви, а возможно, они сами не дарили раньше любовь близким, в них было мало усилия к тому, чтобы послужить другим людям. Ведь вообще служение, жертвенность очень запоминаются.

Поэтому евангельский расслабленный, который был принесен своими друзьями, видимо, был очень хорошим человеком, раз люди так постарались, что раскрыли кровлю дома.

– Да, это же усилие нужно было приложить.

– Приложить усилие, чтобы забраться и потом спустить этого человека.

– То есть это притча еще и о нас.

– Это не притча, это евангельская история. А есть еще одна история о том, как расслабленный тридцать восемь лет лежал рядом с Овчей купелью, куда один раз в году сходил Ангел, возмущая воду, и не находилось человека, который бы этого расслабленного человека погрузил в купель. Представляете, какая разница между одним расслабленным и другим! Почти сорок лет на его глазах каждый год происходили исцеления, и он не имел ни одного человека, кто бы его погрузил в купель.

– Никто не пожалел.

– Только Христос, придя, пожалел его и сказал: «И больше не греши». Потому что болезнь бывает напрямую связана с нашей духовной жизнью, и вообще с жизнью: нравственной, моральной. Связь неразрывная

– Действительно, мы встречаем в Евангелии очень много случаев исцеления. Поэтому в предыдущей программе мы говорили, что профессия врача – особая, от Бога: Господь лечил, и врачи призваны к лечению, исцелению тела. И сейчас есть чудеса исцеления, мы о них знаем. Но сейчас, мне кажется, народ все время требует какого-то постоянного чуда, чуда, чуда... Как Вы думаете, нет ли тут риска для нас, православных, скатиться в некое язычество и превратить свою веру православную исключительно в веру в чудеса? Как у язычников: пришли, помолились истукану – чудо произошло. Нет ли тут риска? Не перейдем ли мы границу понимания, что такое чудо и что такое вера?

– Мне кажется, здесь не должно быть крайностей. В духовной жизни вообще не должно быть крайностей.

– Как уберечь себя от этих крайностей?

– Чудо – это сверхъестественное событие, которое связано с особым Божиим Промыслом, и мы не можем от него отказываться, не признавать, не видеть его. Тогда Господь не употреблял бы чудо как средство к тому, чтобы раскрыть человеку истину, подвигнуть к ее познанию. Другое дело, что цель жизни человека – это все-таки не просто чудеса, не исполнение желаний и каких-то твоих надежд, но это исполнение воли Божией. И воля Божия проявляется в чудесных событиях, когда Господь вмешивается в нашу жизнь, как-то вразумляет, дает возможность исправить свой путь. Поэтому чудеса нужны. Другое дело, что люди не должны стремиться к чуду ради чуда, ради того, чтобы Господь во что бы то ни стало исполнил то или иное наше желание, так как это может быть причиной того, что чуда не приходит. Хотя Господь говорит: Просите, и дастся вам...

– ...ищите, и обрящете; стучите, и отворят вам.

По вере вашей да будет вам. Возможно, что некоторые люди злоупотребляют возможностью обратиться к Богу, и, бывает, просят не то, что им полезно. И Господь не исполняет их молитвы, потому что знает наперед, что полезнее душе этого человека для спасения, для его духовного благополучия. Если Господь видит, что потребность действительно необходимая и не повредит человеку в дальнейшем, то исполняет прошение. А если Он медлит в исполнении, значит, воля Божия именно в том, чтобы оградить человека от того, что он желает.

Поэтому чудо – это явление, которое должно быть, и оно присутствует в нашей духовной жизни. Понятно, что мы, как грешные люди, не должны думать, что достойны того или иного вмешательства. Мы и так должны быть благодарны Богу за то, что Он сделал, – Он пострадал и умер за нас, Он дал нам возможность войти в рай, открыл нам путь, по которому мы можем дойти до Неба. А каков этот путь, что он будет приносить в нашу жизнь, скорбь или радость, еще не определено, каждому своя мера, свой крест, как мы говорим. Поэтому чудеса могут быть особым способом вразумления и поддержки со стороны Бога на этом пути. Но зацикливаться, ждать, выпрашивать какого-то чуда – неправильно, потому что это свидетельствует о том, что мы не доверяем Богу и хотим что-то по-своему выстроить в решении той или иной задачи, которую Господь ставит в нашей жизни.

– Спасибо, очень интересно. Отец Клавдиан, иногда я рассуждаю вот о чем. Чудеса действительно происходят, слава Богу, в том числе и по молитвам к святым. Просто иногда мне кажется, что люди забывают Бога и вместо Бога у них святой. Если мы возьмем очередь к Матроне Московской, люди там стоят исключительно за чудом: «У меня что-то болит, и я хочу...» И когда люди просят, они забывают о том, что все чудеса происходят по молитвам к Господу, что, слыша святых, творит чудеса Господь. Это не какие-то наши жалкие потуги, а молитвы святых, которые угодили Богу в этой жизни.

– Конечно, путать нельзя. Святые – это сосуды благодати Божией, люди, которые угодили Господу и стали сродными Ему по духу. Они удостоились стяжания благодати Святого Духа, и эта благодать действует и через их изображения – иконы, и через почитание их мощей. Конечно, мы почитаем не сами мощи как таковые (останки, кости человека), мы почитаем благодать Святого Духа, которая обитала в этом человеке еще при жизни. Поэтому иерархия, конечно, должна быть выстроена правильно, мы не должны делать какую-то подмену.

С другой стороны, мы должны быть крайне осторожны в своих оценках. Потому что людям, которые приходят к блаженной Матронушке по разным нуждам, открывается другая перспектива: они понимают, что должно произойти чудо, чтобы изменилась их жизнь. Они уже не видят никаких возможностей исправить ту или иную ситуацию и обращаются к Богу или к святым, которые засвидетельствовали своей святостью силу ходатайства перед Богом. Поэтому на первых этапах духовной жизни у людей и бывает, может быть, какая-то небольшая подмена того или иного понимания, где действует Бог, в чем заключается миссия святых, которые нам помогают. Пусть на первом этапе так будет, но потом человек вступает на другую ступеньку, и уже, как и мы, рассуждает о том, что можно молиться перед мощами Матронушки, приехать к ней поплакаться, приложиться, попросить ее молитв и благословения, а можно делать это на расстоянии многих тысяч километров и, стоя перед иконой Матронушки и так же общаясь с ней, испрашивать такую же благодать.

Другое дело – усердие людей, которые бросили свои житейские дела, проблемы, можно сказать, проснулись от той духовной спячки, когда нет никаких чувств и окаменелое сердце не дает возможности с умилением обратиться к Богу. Происходит в жизни какое-то событие, трагическое либо радостное, и человек вдруг бросает все дела и идет или едет в монастырь именно к Матронушке, потому что образ этой святой у него сейчас перед глазами.

Конечно, мы не можем охватить всю палитру святости святых угодников, которых Церковь имеет в своем арсенале как свидетелей веры, добродетельной жизни и ходатаев. И бывает, что тот или иной святой особо дорог нам, и через познание его мы приходим к познанию Бога. Обращаясь к святым, интересуясь их жизнью, мы вдруг понимаем, что этот святой (святая) был Божьим человеком. А почему святая, блаженная Матрона была Божьим человеком? Потому что она вела вот такую праведную жизнь. А какие у нее были немощи? Она была слепой и, несмотря на такую болезнь, ущербность, была Божьим человеком, проявляла любовь к людям, была великой молитвенницей, не спала, и Господь давал ей некий дар прозорливости и помощи ближним.

Кстати, Вы заговорили о блаженной Матронушке, и я вспомнил, что моя прабабушка ходила к ней за семейным советом.

– То есть она ее лично знала?

– Она ходила к ней за советом. В архиве нашей семьи, в дневниках моего дедушки сохранилось, что его мама ходила к блаженной Матронушке. Поэтому для меня дорог образ этой святой, нашей современницы.

Мне кажется, если какого-то святого почитают больше, а какого-то меньше, то святые на нас не обижаются: они стяжали такую глубокую и всеобъемлющую любовь и они сострадают нам. Наверное, они только радуются, что люди прилагают такие огромные усилия, чтобы прийти к их мощам. Конечно, святые себя не рекламировали в этой жизни, они считали себя землей, пеплом, считали себя великими грешниками. Некоторые святые даже заповедовали вообще даже не хоронить себя, а бросить в лесу, чтобы их съели птицы или звери.

– Совсем недавно я снимала фильм о Введенском Владычном монастыре, первым настоятелем которого был – тогда это был мужской монастырь – ученик святителя Алексия преподобный Варлаам Серпуховской. Он завещал похоронить себя на церковной паперти, чтобы люди попирали его ногами. Это просто поразительно!

И когда входишь в Малый собор Донского монастыря, всегда испытываешь некую неловкость, понимая, что идешь просто по могилам, попираешь их ногами. Когда мало народа, я всегда стараюсь найти обходные пути – мне, правда, бывает очень неловко. Но когда идет служба, много народу, уже никуда не денешься, стоишь и думаешь: «Как же так? Стою на могиле, попираю человека. Если он похоронен здесь, в храме, какой же, значит, был хороший человек, сколько сделал для Церкви, для людей...»

– Какое смирение!

– Да. Это просто не укладывается в сознании нынешнего человека.

– То есть святые не искали почести, они себя не рекламировали, они прятались от мира. А мир шел за ними. И благодаря этой связи, благодаря этой жизни святых мы узнаем об их богоугодной жизни.

Мы говорим о расслаблении, наша духовная расслабленность как раз заключается в том, что мы теряем силы к созиданию. Как говорил преподобный Серафим Саровский, нет решимости к добродетельной жизни, благочестию, к преодолению своей греховной природы. Нет решимости, нет горения к Богу, нет страха Божия, только окаменелость, непонимание – мы не видим действия Бога вокруг нас и в нас. Поэтому человек встречается с определенными проблемами и начинает обретать силу путем приобщения к изучению святых: как они страдали, что пережили в своей жизни, как они достигли той силы, которая помогала им преодолевать эти невзгоды, как они обратились к Богу, как молились.

– И как благодарили за все.

– Потому что Церковь бережно сохраняет все, что осталось от святых: и молитвы, ими составленные, и духовные наставления, аскетические или богословские. Поэтому это целая цепочка, целая школа благочестия, которая приводит прежде всего к богопознанию, к единству с Богом, обожению через примеры обожения и святости других, через приобщение к их благодати. Потому что святость – это именно стяжание благодати Святого Духа, приобщение к этой энергии, очищение себя, изменение своей природы, но не собственными силами, а путем богообщения, приобщения к Богу.

Поэтому расслабление переходит в силу – Господь дает возможность постепенно, постепенно менять свою жизнь, исправляться, тренировать волю, обретать силу воли. Вот сейчас был пост. Для чего он был? Для того чтобы выплакаться и признать, что все мы действительно такие плохие? Наоборот, он был для того, чтобы увидеть свет, увидеть в себе изъяны и пытаться делать новые шаги к тому, чтобы после поста с такой же решимостью воздерживаться от всякого греха. Как мы умеем воздерживаться в той или иной мере от пищи, так и обладаем способностью и силами отстраняться от греха, иметь страх Божий; может быть, имеем намерение послужить друг другу еще больше, забывая себя, жертвуя собой по отношению к ближним, к Богу; каждый – в свою меру. Поэтому пост – это такая тренировка, упражнение в благочестии.

Сейчас радостные дни, мы разговелись, мы выплескивали эту радость, ходили крестным ходом. Мы не могли замкнуться в самих себе – делились этой радостью со всей природой, которая сейчас уже начинает у нас цвести. И мы теперь начинаем снова постепенно углубляться в свою внутреннюю немощь, понимая, что даже радость, которую мы получаем от пасхальных дней, нужно удержать, нужно быть способными радоваться искренне, а для этого нужен труд. Любая радость просто так не дается. Кажется, что радоваться – это просто, но это непросто, нужно постепенно прийти к этому.

Поэтому сейчас начинаются более аскетичные, серьезные Недели – мы начинаем рассуждать о своей природе, о том, что без Бога мы ничего не можем, даже сохранить радость не можем без Бога. Хочется, чтобы мы росли дальше, шли из первого класса во второй, и мы начинаем подниматься к следующей седмице, затем – к следующей... До этого была седмица жен-мироносиц, прежде всего как пример верности и веры, уверенности в том, что Господь рядом. Жены-мироносицы – пример апостолам, их называли «апостолы апостолов», потому что они сохранили нить доверия Спасителю. Хотя, может быть, в своем человеческом рассуждении они ошибались, потому что пришли ко гробу с ароматами. Ведь Господь говорил: «Я воскресну», но они забыли об этом. Жены-мироносицы шли на гроб, не взяв с собой никого из мужчин, чтобы отодвинуть камень от гроба, они даже не подумали об этом. Они взяли все, что нужно по иудейскому закону, пытаясь дополнить обряд, который не успели сделать в пятницу, когда погребали Спасителя. И Господь дал им чудо – Ангел Господень явился к ним и рассказал о том событии вселенского масштаба, о котором говорил Христос.

– Вы начали говорить о том, что люди пожилые или лежащие в немощи независимо от возраста часто бывают не нужны близким. Бывают горестные размышления о том, что, к сожалению, в России много детских домов, много домов престарелых, чего, по счастью, нет на Кавказе. Иногда нам говорят: вот, посмотрите, вы православные христиане, а они мусульмане, но у них нет такого. У них если ребенок останется сиротой, его обязательно возьмут ближайшие родственники, да и не ближайшие. Если кто-то отдаст ребенка в детский дом, такой человек, наверное, просто из села потом уедет.

Согласна, что, может быть, эти люди в жизни и не любили. Но мы-то, христиане, должны проявлять милосердие. Как же нам этого достичь? Как нам подняться до понимания, что нельзя воздавать злом за зло?

– Надо упражняться в любви. Будь верен в малом, будешь верен во многом. Если ты в своей жизни побеждаешь в мелочах, стараешься поступать по совести, исполнять заповеди Божии о почитании отца и матери, о детях, про которых Христос говорил, что таковых есть Царствие Небесное, то постепенно обучаешься отношению порядочному, уважительному, жертвенному. Конечно, если ты имеешь эгоистичные настроения души и привык, что ты являешься центром жизни своей и чужой, то, конечно, забываешь о том, что твои родители служили тебе, когда родили тебя.

– И какие бы они ни были, может быть, плохие, с нашей точки зрения.

– Когда родители уже приходят в немощь, мы обязаны им послужить в ответ, в благодарность. Или мы не ценим своих родителей и их труд.

– Мы потеряли какие-то свои русские корни, потому что представить себе, чтобы в православной России кто-то выгнал отца, мать или сироту, невозможно. Сирот всегда брали в дом, мы читаем об этом в сказках, в книжках. То есть надо нащупать свои корни и снова к ним возвращаться.

– Надо брать примеры с существующих культур и народностей, которые поддерживают традиционные семейные ценности. Патриархальность в семье – это прекрасно, и это особенно показательно и замечательно на Кавказе. У нас секулярное общество, и, видимо, сейчас совершенно разные культуры, перемешались все понятия. Может быть, даже дома престарелых являются некой вынужденной мерой, для того чтобы оказать медицинскую помощь брошенным людям.

Но мы, конечно, должны стремиться к тому, чтобы проявлять высочайшую культуру, и прежде всего не терять любви к людям, к нашим родным, не допускать, чтобы наши родители и близкие, те, кто когда-то знал нас маленькими, вложил в нас что-то, оставались одинокими. Даже если нам кажется, что эти люди не заслужили того или иного снисхождения, как христиане мы должны проявить любовь. Мы должны быть способны творить добро не как язычники – делать добро делающим добро, как говорил Господь, а быть гораздо способнее, сильнее и все-таки созидать. Потому что для спасения души мало быть просто фарисеем, который все отсчитывает по закону: ты – мне, я – тебе. Мы должны уметь служить, жертвовать собой.

Автор и ведущая программы Любовь Акелина

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 27 апреля: 03:00
  • Суббота, 27 апреля: 13:00
  • Суббота, 04 мая: 03:00

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать