Свет невечерний. Исследуйте Писания

19 июня 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
Проповедь архимандрита Саввы (Мажуко), насельника Свято-Никольского монастыря города Гомеля.

Здравствуйте, друзья мои! Один из самых сложных и одновременно красивых текстов Священного Писания – это Евангелие от Иоанна. Книга загадочная, чарующая, красивая, которая почти целиком состоит из речей Спасителя. Ее написал ближайший ученик Христов – евангелист Иоанн Богослов, которого называют апостолом любви. В ней не так много чудес, как, например, в Евангелии от Матфея или от Луки, или красочных притч, которые мы находим в евангельской истории, но вся книга посвящена ответу на вопрос, кто есть Христос. Не случайно сама ее композиция, которая очень сложно поддается какому-то анализу и выявлению структуры, связана с тем, что Христос, совершая какое-то чудо, поясняет, Кто Он. То есть даже чудеса, что вошли в текст этого Евангелия, имеют целью рассказать о том, Кто явился миру, Кто такой Христос, это откровения о Боге любви, о воплощенном Логосе – Второй Ипостаси Святой Троицы.

В пятой главе Евангелия от Иоанна, в истории об исцелении расслабленного, которое произошло в субботу (именно так, как и хотел Спаситель), что вызвало горячую полемику с иудеями, Христос, отвечая иудеям на вопрос, почему Он так сделал, говорит: «Исследуйте Писания, потому что они говорят обо Мне». Фраза исследуйте Писания является ключевым моментом для духовной жизни христианина, потому что чтение Священного Писания – наше основное духовное упражнение, без которого мы не можем себя называть христианами, потому что вся Библия выстроена вокруг фигуры Христа, вся она есть свидетельство о воплощенном Боге.

И если это совершенно четко понятно нам применительно к Новому Завету, то Ветхий Завет, который занимает бо́льшую часть Библии, для большинства даже церковных людей представляет собой большую проблему, потому что в нем совсем нет новозаветного духа любви. Он настолько далек от нашей евангельской религиозности, что вызывает отторжение, и я знаю немало людей (даже священников), которые не хотят читать Ветхий Завет: он вызывает у них отвращение, оторопь и испуг. Однако Христос говорит: Исследуйте Писания. И эта фраза была сказана до того, как были написаны новозаветные книги. То есть этот завет, данный всем христианам, относился именно к книгам Ветхого Завета.

«Исследуйте Писания, потому что они говорят обо Мне», – говорит Христос. То есть в этой же заповеди дана и подсказка о том, как читать Ветхий Завет, потому что весь корпус его текстов представляет собой собрание памятников, которые иногда несут мелкие крупицы, смутные тени откровения о Том, Кто должен прийти и воплотиться. И для нас это важно, потому что очень часто мы читаем и оцениваем эти ветхозаветные книги с точки зрения евангельской догматики и евангельской этики, делать чего совсем нельзя, потому что эти книги написаны в определенном историческом, культурном и даже географическом контекстах. Это книги, которые очень часто рассказывают о тех представлениях о Боге, которые были в те времена в том народе. И какую книгу Священного Писания Ветхого Завета вы ни возьмете, у каждой свой неповторимый почерк, свой голос, иногда тексты даже вступают в некоторые противоречия, но мы видим, как откровение о грядущем Христе постепенно распространялось в виде образов, намеков.

Не надо забывать, что речь идет не о богословских трактатах, даже не о философских диалогах, а мы имеем дело с религиозной литературой, которая не могла выражаться, записываться, формироваться иначе, как языком поэзии. Это очень важно понимать, потому что очень часто мы попадаем в неразрешимый тупик и ведем ненужные, совершенно праздные споры относительно тех или иных выражений. Например, почему в Книге Исход сказано, что Господь ожесточил сердце фараона? Как Господь попустил убийство первенцев? Почему Бог такой жестокий, почему Он повелевает убивать этих людей, истреблять те или иные племена? Откуда эта жестокость? Это даже привело к тому, что в ранние христианские времена существовала целое направление, которое утверждало, что Бог Ветхого Завета – это злой Бог, совершенно отдельный. Есть, конечно, все возможности создать и такую религию, но Христос нам подсказал, что читать Ветхий Завет нужно исходя из Его облика – облика Христа, и не забывать, что мы имеем дело с поэтическим текстом, который не может обходиться без языка образов.

Как-то я со своими учениками провел такой мысленный эксперимент. Допустим, мы с вами находимся в III или IV тысячелетии по Рождестве Христовом и нам в руки попадает текст какого-то песнопения, сохранившийся от древнего народа, которого уже давно нет и говорившего на языке, который давно уже умер. Нам попался стихотворный текст, лингвисты его расшифровали, и мы не знаем концовку, но видим, что это нечто очень страшное. Там говорится, что, когда в этой местности наступала ночь и все замирало до рассвета, на улицу выходило нечто под названием гармонь. Она была одинокой и настолько парализовывала жизнь, пугала обывателей, что «не вспыхнет огонь», «не заскрипит дверь». Вы, наверное, поняли, что я имею в виду анализ текста известной песни:

Снова замерло все до рассвета –

Дверь не скрипнет, не вспыхнет огонь.

Только слышно – на улице где-то

Одинокая бродит гармонь:

То пойдет на поля, за ворота,

То обратно вернется опять,

Словно ищет в потемках кого-то

И не может никак отыскать.

 

Мы видим перед собой образ древнего вампира, который рыщет по улицам в поисках живой плоти. Можно по-разному интерпретировать этот текст, но мы понимаем, что это поэтический образ, и не гармонь ходит, а человек, который играет на музыкальном инструменте, и этот образ совсем не страшен.

Точно так же, когда мы читаем Священное Писание, полное поэтических образов, антропоморфизмов (когда Бог наделяется образами, понятными относительно нашей интеллектуальной, культурной и духовной зрелости), мы пытаемся растолковать Его поступки. И если мы будем буквально воспринимать эти поэтические тексты, то запутаемся и начнем говорить, что у Бога есть рога, потому что в Библии есть текст, рассказывающий о том, что Бог поднял рог Свой, что у Бога есть крылья, а значит, Он летает, пернатый по Своей природе, и так далее. И если Он ожесточает сердце фараона, то потому, что злой. Мы имеем дело с памятниками древней литературы, которые называем богодухновенными, потому что они свидетельствуют о Христе грядущем, и богодухновенность этих текстов именно в этом и состоит. Там, где есть образы, указывающие на Христа, эта книга и представляет для нас особую ценность.

Но кроме всего прочего, эти тексты несут в себе и те архаичные представления о божестве и божественной жизни, которые были у людей, которые еще не были просвещены святым Евангелием, еще не услышали откровения о Боге любви и не знали о том, что во Христе нет ни эллина, ни иудея. Они мыслили родовыми категориями, и для них совершенно естествен был первородный фашизм, то есть расизм, и совершенно зверское отношение к другим народам, недопустимое в наше время.

Когда вы читаете Священное Писание, не надо выключать здравый смысл, нужно исследовать Писание внимательно и подробно, но с точки зрения евангельской истории, с точки зрения Нового Завета, помня, что все эти Писания говорят о Христе, и это самая главная ценность, которую мы находим в них.

Записала Анна Солодникова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать