Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Это мы, читая сейчас старинные фолианты, вспоминая и пытаясь как-то описать, представить себе далекий XVI век, чередуем наше чтение с вполне комфортным лежанием на диване или прогулкой по безопасному городу без сопровождения слуг и не цепляя всякий раз при выходе из дома меч или же револьверы. Мы живем в очень безопасном мире. И наша правда, наша смелость не так дорого ценятся, как правда и смелость людей, которые в те суровые годы знали, чем может закончиться их правдолюбие.
Святитель митрополит Филипп был не единственным святым, который пострадал за свое правдолюбие. Известно, что он был с позором лишен сана, несправедливо брошен в тюрьму, его близкие были подвергнуты гонениям, пыткам и даже жестокой смерти. По преданию, и самого митрополита Филиппа задушили самым унизительным образом. Такова была цена его правдолюбия.
Но среди этих людей немало правдолюбцев. И традиция христианского правдолюбия идет уже от Предтечи. Вспомните, как пострадал последний пророк Ветхого Завета и первый пророк Нового Завета Предтеча и Креститель Иоанн, который мог бы сидеть спокойно в пустыне, как мы себе можем представить, и не касаться политики, не лезть никуда. Нет, Иоанн непременно решил сказать самому царю Ироду о том, что тому не должно иметь жену своего брата Филиппа.
Где пустыня, где этот подвижник, который носил одежду из верблюжьего волоса, питался акридами и диким медом, а где жизнь двора? Придворные, царская семья, их интриги и планы, проекты… Казалось бы, сиди в пустыньке и не трогай никого, молись Богу. Нет, Иоанн обличает царя за то, что тот имеет жену своего брата. Какова цена его честности? Мы знаем, что Предтечу обезглавили. Вот такая цена честности.
В христианской истории у нас перед глазами есть портреты святого Фомы Кентерберийского. Это один из ранних епископов английской Церкви, тогда еще католической, который не стеснялся говорить правду в глаза королю; он был умерщвлен, убит прямо в соборе. И Томас Элиот, замечательный английский поэт, написал поэму «Убийство в соборе». Для англичан Фома Кентерберийский стал образцом правдолюбия. А для поляков таким образцом стал епископ Станислав, тот самый, чьи реликвии хранятся в Вавельском соборе Кракова. Это человек, который тоже в глаза королю говорил правду и за эту правду был убит.
То есть если мы говорим о правдолюбии, то должны помнить цену его. Цена правды всегда очень велика. Чем важнее, значительнее правда, тем горше ее плоды. Без этого никак нельзя. Но мы с вами простые люди, мы иногда даже не знаем, что происходит во дворцах. Мы даже не знаем, имеем ли дело с обычными людьми, которые нас окружают: наши близкие, наша семья.
Почему честность и правдолюбие так важны для нашей духовной жизни? Потому что с честности начинается вообще всякая духовность, без этого нам никак нельзя. В чем эта честность состоит? В том, чтобы признать свои нехорошие, низменные, нечистые желания и пороки и даже иногда проступки. Дело в том, что у христиан, как у людей пугливых, очень распространено отрицание своих немощей. Мы их порой забалтываем, говорим, что мы грешные, недостойные, ничего не стоящие. Один мой знакомый очень часто повторял фразу: «Аз есмь скот полосатый». Он постоянно повторял это и говорил, что это его путь к спасению. Вот в этом как раз и мало спасения.
У каждого из нас есть то, что мы ненавидим в других. Мы смотрим на властолюбивого человека – и нам противно. Почему мы порицаем его? Потому что нам особенно ненавистно в людях то, что есть в нас самих. Нам неприятно тщеславие, чаще всего именно потому, что мы часто отрицаем тщеславие в себе. Среди христиан принято прикидываться невинными овечками – такой есть стиль поведения. Это предмет для психологического или, может быть, социологического исследования. Но если мы будем честны, мы обратим на это внимание.
Мы прикидываемся, потому что мы боимся того зверя, той тени, что в нас живет. А этой тени не надо бояться, ее нужно признать. Если вы ненавидите, например, невесту своего сына, не надо себе врать, не надо себя уговаривать, что это не так. Если вы не будете замечать этого, если вы сами себе не признаетесь в этих простых вещах, то никогда не сможете с этим справиться. И, так или иначе, ваши низменные желания, устремления будут давать о себе знать без вашего ведома. И тем самым отравлять жизнь другим людям.
Борьба с нашими недостатками начинается с честного признания в том, что они есть. По-другому никак нельзя. У меня был студент, парень из очень благополучной семьи, который от себя тщательно скрывал свои склонности, он не мог в этом признаться никому. И только на исповеди священнику он, как человек, который, учась в университете, присматривался к Церкви, сумел раскрыться, признаться в том, что его на самом деле мучает. После того как он честно сам себе признался, ему не просто стало легче, но он увидел, какие шаги сделать дальше.
В каждом из нас живут и мстительность, и тщеславие, и жадность – в каждом человеке есть эти темные стороны, которые не нужно отрицать, их нужно видеть. И нужно иногда, может быть, с ними научиться жить ради того, чтобы держать их в узде, а по возможности даже искоренять. И это очень больно, потому что цена честности – это боль. Поэтому про подвижников и говорят, что они сражаются даже до крови. Но сражаешься ты только с тем противником, которого ты разглядел и назвал. А если делаешь вид, что противника нет, будь готов к тому, что совершенно неожиданно он нападет на тебя и расправится с тобой.
Цена честности – боль. Жить больно. Но мы справимся.
Записал Игорь Лунёв
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Всенощное бдение 27 апреля 2024 года
Красноярск. Фотоконкурс «Пасха в Сибири»
Заречный. Набор в православную школу
Нижний Тагил. Конкурс «Буквица Красна-2024»
Санкт-Петербург. Пасхальный тренинг
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!