Свет невечерний. Сокровенный сердца человек

2 апреля 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3
Проповедь архимандрита Саввы (Мажуко), насельника Свято-Никольского монастыря города Гомеля.

Очень-очень давно, в VII веке, в далекой и прекрасной таинственной Персии жил один из замечательнейших подвижников христианства преподобный Исаак Сирин. Сейчас читать его наставления довольно трудно, потому что переводы его основного корпуса произведений были сделаны еще в конце XIX века профессором Московской духовной академии Соболевским. С тех пор были новые переводы некоторых других текстов, но чтение святых отцов требует очень вдумчивого упражнения и работы. Поэтому всякий перевод – как XIX века, так и нынешний очень хороший перевод митрополита Илариона – прекрасен и хорош, но все равно требует от читателя, который хочет постичь мудрость подвижника, некоторого усилия и напряжения.

Когда мы говорим о чтении святоотеческих творений, мы должны иметь в виду, что цель этого чтения не просто ознакомительная, это не просто информирование, собирание сведений. Чтение подвижников имеет чисто практическую цель, то есть как нам самим настроить свою духовную жизнь, что имеется в виду, для чего я читаю. А читаю я для того, чтобы сверить свой внутренний духовный опыт с опытом подвижников.

Звучит очень дерзко, как кажется, потому что кто я такой, а кто подвижник благочестия… Но эта установка «да кто я такой, да кто мы такие» сама по себе в корне неверна. Как говорит нам апостол Павел в Послании к Евреям в последней главе: Христос вчера и сегодня и во веки Тот же. А я такое же чадо Божие, как и преподобный Серафим Саровский, и Амвросий Оптинский. Эти люди, безусловно, наделены великими дарами, но ты не менее ценный. Поэтому никогда не смей говорить, кто мы, а кто – они. Каждый человек в очах Божиих ценен и живет только любовью Божией. Поэтому мы смеем сравнивать себя, но ни в коем случае не как конкурентов, а как ученика с учителем, как человека, который только начинает путь, с тем, кто этот путь уже прошел и знает ловушки, капканы, тупики.

Следовательно, чтение святых отцов имеет для нас самое практическое значение. Но Исаака Сирина читать непросто. Это был восточный подвижник, и он писал, руководствуясь нормами той традиции, к которой принадлежал. Поэтому его наставления, его подвижнические слова – это скорее набор афоризмов, а не законченные трактаты на богословскую или философскую тему, как мы привыкли в нашей европейской литературе или философии. Каждый афоризм требует разбора, вдумчивого отношения и огромного внимания.

В связи с этим хорошие издания святых отцов всегда сопровождаются комментариями, примечаниями, разного рода сносками и словарными статьями. Это совершенно нормально сейчас для нас, людей, которые живут в XXI веке. Все двери открыты, потому что существует множество словарей, сайтов, книг, энциклопедий. Мы в этом отношении находимся в лучшем положении, чем наши предки в XX или XIX веках.

Так вот, преподобный Исаак Сирин писал свои наставления для отшельников. Он очень внимательно различал жизнь монахов общежительных монастырей и жизнь отшельников. Мы должны это хорошенько себе усвоить. Почему? Потому что сейчас речь идет о христианах-мирянах, то есть может ли мирянин читать  наставления для отшельников? Я считаю, вполне может, если он не теряет мысль, что это написано не для него. Но законы духовной жизни универсальны, и у преподобного Исаака Сирина мы можем подсмотреть много  формул очень важных наставлений, которые правильно сориентируют нас в нашей духовной жизни.

Самое красивое место в его наставлениях, которое меня всегда вдохновляло, это слово в его знаменитом наставлении о том, что следует воспитывать сердце милующее… Нас это очень правильно настраивает, потому что христианство не там, где жестокость, не там, где ненависть, не там, где проклятие. Христианство там, где любовь, примирение, миролюбие. Кстати, не случайно те люди, которые любят Достоевского, особенно роман «Братья Карамазовы», замечали, как много из наставлений Исаака Сирина Федор Михайлович взял в наставления своего знаменитого персонажа старца Зосимы.

Среди наставлений, которые важны для нас, общежительных монахов и мирян, есть наставления о молитве. Это важнейшее наставление, потому что мы, многие годы ходя в церковь, никак не можем ответить себе на вопрос, что такое молитва. Для нас в обыденном смысле слова это прежде всего некий текст. Текст полезный, часть нашего правила. Мы утром читаем молитвы, вечером их читаем. Мы знаем много молитв наизусть.

Но когда мы открываем книги подвижников, видим, что они что-то иное имели в виду, различая, например, такие категории, как молитва, псалмопение, славословие, размышление, рассуждение. Получается, это совершенно разные вещи. В этот ряд попадает еще одна важнейшая для преподобного Исаака категория – чтение. Преподобный Исаак считал, что без чтения совершенно невозможно даже пробовать становиться на духовный путь. Чтение – важнейший элемент. Человек ежедневно должен уделять много времени вдумчивому чтению – это не просто какие-то детективы, информация, газеты, а чтение как проработка текста, как анализ и размышление.

Самое интересное, что в связи с молитвой этот тончайший подвижник говорит о том, что если ты не можешь молиться, ты можешь заменить молитву чтением. У него есть рассуждение, где он даже отождествляет молитву с чтением. Это не просто чтение молитвы, а чтение, например, Священного Писания или святоотеческих наставлений. Вот что он говорит: Надлежит же знать нам, возлюбленные, и то, что всякая беседа, совершаемая втайне (то есть внутренне)… установляется молитвою

Это важнейшая для нас подсказка, потому что он говорит о диалогичности мышления. Мышление – не просто некий монолог, оно выстроено в форме диалога, и внимательный к своей внутренней жизни человек это знает. Платон в своих диалогах это очень хорошо отразил. В них практически нет монологичных кусков, большая часть диалогов Платона – именно диалоги, разговор разных персонажей, разных людей. У нас внутри тоже непрестанно совершается диалог.

Дальше он перечисляет: …всякая беседа, совершаемая втайне, всякое попечение доброго ума о Боге… То есть он таким образом определяет тончайшее движение духа. «Попечение доброго ума о Боге» – то есть некоторая заинтересованность, взволнованность, которую мы чувствуем, например, глядя на прилавки книг. Духовного человека заинтересуют книги определенного рода. Религиозный человек обратит внимание на книги о Боге. Эта взволнованность о Боге – тоже движение, которое следует поддерживать.

Всякое размышление о духовном установляется молитвою. То есть размышление, диалог, заинтересованность, даже какая-то эмоциональная взволнованность установляются молитвою. Мы с этим можем согласиться, потому что мы молимся, мы размышляем, ведем внутренний диалог, который обращен к Богу. Мы ходим перед лицом Божиим, и это ощущение на самом деле нас никогда не покидает. Любой верующий человек может это подтвердить.

Но дальше он продолжает: …и нарицается именем молитвы, – то есть когда вы размышляете о Боге, оказывается, в этот момент вы молитесь, вот что говорит преподобный Исаак Сирин. Когда вы читаете о Боге, в этот момент вы тоже молитесь. Он отождествляет размышление о Боге с молитвой. …И под сим именем сводится воедино, будешь ли разуметь различные чтения, или глас уст в славословии Богу, или заботливую печаль о Господе. Как красиво сказано! …Или телесные поклоны, или псалмопение в стихословии, или все прочее, из чего составляется все учение чистой молитвы, от которой рождается любовь Божия; потому что любовь от молитвы, а молитва – от пребывания в отшельничестве. Как сильно и красиво сказано!

Но обратите внимание, что не просто всякая наша внутренняя духовная активность исходит от молитвы, она отождествляется с молитвой. Вот на это нам следует обратить внимание, потому что мы часто различаем: я сейчас молюсь, я не могу подойти к телефону; или я не могу приготовить тебе завтрак, потому что я молюсь. На самом деле верующий человек молится непрестанно, потому что никогда не прекращается его мысль, никогда не прекращается его заинтересованность в Боге, его взволнованность Богом, никогда не прекращается его опыт хождения перед лицом Божиим. А это тоже есть молитва!

Преподобный Исаак Сирин говорит, что все это поддерживается любовью к чтению. Следовательно, мы никогда не должны уходить от чтения. Это совершенно естественное, нормальное состояние. Если вы сегодня не читали Священного Писания или какой-то достойной книги, бросайте все и идите читать, потому что без духовного чтения невозможно поддерживать здоровье своего внутреннего человека.

Записала Таисия Зыкова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать