Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Здравствуйте, друзья мои!
В ненаписанной еще истории Троице-Сергеевой лавры есть эпизод, который любили пересказывать монахи на протяжении многих десятилетий. История случилась в начале ХХ века, когда одна из прихожанок Троице-Сергеевой лавры неожиданно для самой себя влюбилась в молодого красивого иеромонаха. Она ходила за ним по пятам, докучала просьбами, спрашивала совета, постоянно брала благословения, просилась к нему на исповедь, одним словом, устроила настоящее преследование с определенной целью – вытащить монаха из монастыря, женить на себе и ни в коем случае не отпускать. Она пылала ревностью, следила за ним повсюду, выскакивала из-за угла, когда монах шел в церковь на службу, и наконец ее «охота» увенчалась успехом, потому что молодой инок дрогнул и стал отвечать на знаки внимания женщины. В конце концов они сговорились, стали тайно встречаться и был назначен день, когда монах должен был незаметно оставить свою келью и окончательно перебраться к возлюбленной.
Монах подготовился: сходил к цирюльнику, сбрил бороду и остриг волосы, сбросил свое монашеское одеяние и купил себе сельское платье – и вот таким новоявленным, свежеиспеченным джентльменом пришел к своей любимой. Постучал в дверь, она открыла и увидела на крыльце совершенно незнакомого человека. Оторопев от ужаса, она выпалила ему в сердцах: «Такой ты мне не нужен! Я тебя не таким полюбила!» – и закрыла дверь. Монаху ничего не оставалось делать, как вернуться в монастырь, где он, как говорит лаврское предание, к сожалению, повесился, покончив жизнь самоубийством.
Эту историю рассказывали не только монахи лавры (по крайней мере, я эту историю слышал в нескольких вариантах от старой лаврской братии), но также ее анализировали философы, например наш замечательный русский философ Алексей Федорович Лосев посмотрел на нее с точки зрения диалектики мифа.
Дело в том, что этот рассказ не оригинален. Мы постоянно сталкиваемся с такими историями, конечно, не всегда у этих происшествий такой драматический финал, но обратите внимание на реплику женщины: «Не таким я тебя полюбила!» Девушка преследовала любовь не этого конкретного монаха с его биографией, привычками, взглядами на мир, даже с его красотой, умом, интеллектом, чувством юмора и так далее, то есть со чертами, которые делают человека оригинальным и неповторимым. На самом деле она любила не конкретного человека, а образ. Вот на что обращали внимание вдумчивые люди, слушавшие эту историю.
В жизни каждого человека встречаются такие эпизоды, когда мы влюбляемся не в настоящего человека, объект своей любви, а в выдуманный образ. У Анны Ахматовой есть такие строчки:
Ты выдумал меня. Такой на свете нет,
Такой на свете быть не может.
Ни врач не исцелит, не утолит поэт, –
Тень призрака тебя и день, и ночь тревожит.
Тень призрака – вот о чем говорят философы и психологи, которые наблюдают этот феномен. Об этом феномене «тени призрака» мы должны помнить, потому что очень часто история с призраком случается не только в любви, но и в дружбе, деловом общении, когда мы выдумываем себе человека, боясь признаться себе в том, что нам подсказывает сердце, что мы чувствуем. Мы выдумываем себе дружбу, мы выдумываем себе партнера по делу, по какому-нибудь проекту – и потом очень горько разочаровываемся и раскаиваемся в том, что вовремя не разглядели настоящего человека.
Люди очень любят обижаться на своих друзей или возлюбленных из-за того, что они вдруг оказываются не такими, какие есть на самом деле. То есть любой взрослый человек должен иметь в виду, что в его жизненной истории наверняка встретится «тень призрака», когда он будет увлекаться не самим человеком, а выдуманным идолом, тенью призрака. Что с этим делать? Друзья мои, надо лечить зрение. Как только вы почувствовали склонность к выдумкам, к таким фантазиям, нужно тут же эти фантазии разбивать. Почему? Потому что нет иного способа загубить любовь, а вместе с ней и жизнь другого человека (а история лаврского монаха – красноречивое тому подтверждение), чем верить этим призракам.
Воспитываясь в детстве в определенной обстановке, читая определенные книги, опасные романы («опасные книги», как говорил А.С. Пушкин), наблюдая за нашими взрослыми, увлекаясь картинами мастеров изобразительных искусств, театральными и телевизионными деятелями, мы, конечно же бессознательно, формируем типаж тех образов, что хранятся в нашей душе и, собственно, привлекают наше внимание к определенным людям.
И ведь засилье призраков не всегда приводит к тому, что мы гоняемся за теми людьми, которые максимально им соответствуют. Бывает совсем другое действие: стереотипы, призраки, идолы, которые бессознательно сформировались в процессе нашего взросления, бывают такими неземными, что, не находя рядом с собой человека, соответствующего этим образам, мы вообще остаемся в полном одиночестве, когда у нас нет ни друзей, ни возлюбленных. Не потому что вокруг нас люди недостойные, дикие, негодяи, а просто потому, что мы их не видим. Вот у собак зрение дальтоническое: они не видят цвета, которым наслаждаемся мы с вами, у них есть только черное и белое. И можно загнать себя в такой тупик даже не самих призраков, а их теней, как сказано у Анны Андреевны Ахматовой, что мы останемся в одиночестве.
Что делать? Лечить зрение. Господь призывает нас любить реальных людей. Любить их очень опасно. Дружить тоже надо с реальными людьми из плоти и крови, которые рядом с нами, принимая их со всеми историями, биографиями, и лечить свое зрение, менять угол обзора. Не всегда необходимо менять людей вокруг нас, достаточно просто осмотреться.
Как-то был случай, когда я оказался в Москве, у меня было пять часов до поезда, и я не знал, чем заняться. Просто прошелся по улицам, по которым ходил десятки раз. Что-то привлекло мое внимание – я посмотрел наверх и увидел прекрасные дома. И с тех пор я всегда хожу по улицам Москвы с поднятой головой, потому что я увидел красоту, которую раньше не замечал. Проблема не в том, что не было красоты, а в том, что я ни разу не удосужился сделать это простое движение – поднять взгляд вверх.
Поэтому, друзья мои, лечим зрение. Не стесняемся смотреть с разных точек зрения, менять угол обзора, потому что следование «теням призраков» ни к чему хорошему не приводит и, самое главное, лишает нас одного из величайших наслаждений, ради которых Господь нас сотворил, – радости дружбы и любви.
Записала Мария Матуленко
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Прогноз погоды на 28 апреля 2024
Церковный календарь 27 апреля. Лазарева суббота. Икона Божией Матери Остробрамская (Виленская)
Евангелие 27 апреля. Иисус говорит ей: воскреснет брат твой
Читаем Апостол. 27 апреля 2024
День ангела. 27 апреля
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!