Свет невечерний. Благочестие под вопросом

22 ноября 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3
Проповеди архимандрита Саввы (Мажуко), насельника Свято-Никольского монастыря города Гомеля.

Здравствуйте, друзья мои! На днях ко мне подошел мой приятель, раскрыл фолиант и говорит: «Посмотри-ка, Савва, что здесь написано у Исаака Сирина. Странная какая фраза: “Лучше общайся со свиньей, чем разговаривай с чревоугодником”. Какие слова интересные! Что ты, Савва, по этому поводу думаешь?»

Я – человек опытный и сразу понял, что вопрос наверняка с подвохом. И я не ошибся в этом! Потому что меня спрашивал человек, который, как потом я выяснил, имеет большой конфликт со своим приятелем и, читая Исаака Сирина, он нашел оправдание своему поведению: он с ним разговаривать не будет не потому, что он такой нервный, невоспитанный человек, а потому что святой отец сказал не разговаривать с чревоугодником, а этот любит торты трескать, хлещет колу, ест в огромном количестве чипсы, пироги различные с маком.

Что еще нужно, чтобы сказать, что этот человек – чревоугодник? А вот старец говорит, что разговаривать с такими людьми нельзя, и он выполняет завет святого, действует, как ему предписал преподобный Исаак Сирин. А человек, который ему говорит, что нельзя ругаться, нельзя так обращаться со своим братом, кто такой? Пусть станет сначала святым, потом будешь ему предписывать!

Это не анекдот, не шутка, а история из жизни. Так мы время от времени читаем святых отцов и Священное Писание, чтобы оправдаться, чтобы найти обоснование нашим поступкам. И, к сожалению, бывают истории не такие комичные, как эта про человека, который пожирал пироги, а более грустные, когда супруги – воцерковленные люди не в первом поколении – тщательно скрывают от близких и родных, что муж периодически избивает свою жену, издевается над детьми, ссылаясь на цитаты из Священного Писания. И говорит, что на самом деле имеет даже полное право убить своего ребенка, если вдруг он его оскорбит. Потому что и в Библии об этом сказано: жена да убоится своего мужа. Поэтому пусть трепещет. Как ее еще страху научить?

По-моему, это самая жуткая степень кощунства над Священным Писанием, когда Евангелие любви, нежности и доброты используют для того, чтобы оправдать собственные маниакальные наклонности. Но мы с этим сталкиваемся периодически. И это большой вопрос не только нашей личной нравственной зрелости, но еще и культурного развития. О чем я здесь говорю, что имею в виду, когда указываю на культурное развитие?

Дело в том, что тексты Писания и святых отцов надо научиться читать. Мы, русский народ, – люди прямолинейные. Мы обычно говорим, что думаем, и считаем, что это правильно, а все остальное есть человекоугодие, вранье, ложь, никуда не годится и так далее. Но манер высказывания, речевых культур очень много. Русский народ не единственный, который жил и живет на планете.

Если мы читаем Исаака Сирина, мы должны отдавать себе отчет в том, что он жил в раннем Средневековье, в Сирии, и писал на древнесирийском языке, о котором мы не имеем совершенно никакого представления, языке, который очень близок, например, к древнееврейскому. А язык, как исповедь народа, передает и стиль мышления людей. Если вы откроете Исаака Сирина, то увидите, что все его речи построены в какой-то совершенно необычной манере, то есть мы можем любое предложение поменять местами с предыдущим или последующим, либо просто их смешать, и от этого смысл цельного текста не утратится.

Почему? Потому что такова манера высказывания на Древнем Востоке – афористичная. Если вы откроете книги премудрого Соломона или Иисуса, сына Сирахова (это Ветхий Завет), то увидите, что именно так говорят и Соломон, и Екклесиаст, и авторы других книг – их речь афористична, образна. Но если мы будем принимать эти образы за чистую монету, если мы забудем, что это образы, получится самая настоящая нелепица. У нас и происходят иногда такие трагикомические случаи, когда православный человек слышит укор со стороны, например, протестанта или человека неверующего в том, что он разговаривает с предметами.

Мы с вами знаем, что существует, например, акафист Гробу Господню: «Радуйся, Живоносный Кресте, радуйся, Живоносный Гробе». Как светскому человеку думать о православном, который обращается ко гробу? Кем является человек, который разговаривает с гробом? Какой у него диагноз? Он что себе позволяет? Или у нас есть молитвы, обращенные ко кресту: «Радуйся, Живоносный Кресте, падшего Адама воззвание». Мы обращаемся ко кресту, мы разговариваем с крестом! Это как?

Это очень просто, друзья мои! Мы пользуемся песнопениями, которое созрели на Средневековом Востоке, мы пользуемся переводами книг, тексты которых были написаны византийскими авторами. А у них манера речи такая! Их речь была пресыщена, преисполнена метафорами, образами, притчами. Мы должны отдавать себе в этом отчет! Мы же понимаем, что это образ и притча. Так, если вы едете на старенькой «Шкоде», и не поменяли шины, и чувствуете, что ваша машина кружится по дороге, и вдруг у вас вырывается реплика: «Давай, родимая, выноси, вытягивай!», то вы обращаетесь к машине. Вас что, нужно за это принудительно отправить на лечение?

Наша речь полна образов и метафор. Поэтому обращение ко Кресту или Гробу либо другие какие-то цветастые выражения не нужно воспринимать буквально. Мы – образованные и культурные люди, которые умеют писать и читать, – не можем себе позволить такие нелепости. Поэтому, читая святых отцов, наши песнопения, Священное Писание, нужно отдавать себе отчет в том, что, например, призыв Исаака Сирина не разговаривать с чревоугодником – вовсе не совет поговорить со свиньей! Это некоторый образ, некоторая фигура речи, и она такой и должна оставаться. Но за этой фигурой речи скрывается зерно истины. Вот его и нужно усвоить.

Если апостол Павел говорит: «Жена да убоится своего мужа», то мы должны спросить: а что он имеет в виду? Разве он призывает нас пугать жен и собственных детей? Если мы читаем положение какого-то древнего канонического права или Ветхого Завета, это вовсе не значит, что мы должны его применять в современной жизни. Потому что законодательство меняется, народности меняются, образ жизни меняется. Все меняется!

Если вы вдруг читаете в каноне, что женщина не должна носить мужскую одежду, и оправдываете этим грубость по отношению к девушке, которая в брюках зашла в храм, вы не имеете никакого отношения к Церкви. Это не имеет никакого отношения к канонической жизни, потому что вы просто оправдываете свою грубость древним законом, у которого совсем другой смысл, значение и историческая правда.

На самом деле это очень большое духовное усилие, которое от нас требует время. Оно требует от нас уже перестать быть невеждами, научиться читать Писание, научиться читать святых отцов, правильно их понимать и, самое главное, быть честными по отношению к самим себе и своим близким.

Записала Таисия Зыкова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать