Свет невечерний. Друг Христов

17 ноября 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
Проповеди архимандрита Саввы (Мажуко), насельника Свято-Никольского монастыря города Гомеля.

Здравствуйте, друзья мои!

Какое это красивое, чудесное, интересное и утешающие слово – друг, дружба… И мы с вами помним наставления святого апостола Петра, который в своем послании говорил: «Будьте дружелюбны!» – призывал к дружбе.

Но в Священном Писании слова «дружба» и «друг» встречаются не так часто. И  если мы внимательно присмотримся к текстам святых евангелистов, то увидим, что только у евангелиста Луки это слово употребляется чаще, и то только в притчах. Но в Евангелии от Иоанна – самом чудесном, самом богословском, самом таинственном – слово «друг» употребляется всего лишь шесть раз! Представляете? Такой важный текст, такой жизнеутверждающий, почему же дружбе евангелист Иоанн уделяет так мало внимания? Это очень странно.

Вообще, евангелист Иоанн Богослов был скуп на слова, и весь лексикон его Евангелия составляет лишь тысячу слов. Почему была эта скупость? Об этом можно долго говорить  и размышлять, но я думаю, что это связано в том числе и с тем, что, пожалуй, в человеческой речи нет другой такой темы,  которая была бы так затерта до дыр разными шаблонами и приевшимися фразами, как тема дружбы. Обратите внимание, что когда мы начинаем говорить о дружбе, о том, что действительно важно и дорого для нас, что, если угодно, является самым уязвимым местом человеческого опыта, где мы очень боимся ошибиться, где ранения, ожоги души настолько сильны, что мы боимся упоминать… Это все о дружбе, о том, что приносит великие утешения и великие огорчения и скорби.

Так вот, апостол Иоанн Богослов лишь шесть раз употребляет слово «друг», видимо, слово, очень дорогое для него лично. Первый раз, когда передает речь Христа об Иоанне Предтече, в другой раз это знаменитые слова Христа: «Лазарь, друг наш, умер». Такое словоупотребление понятно: кто как не Иоанн Предтеча может быть назван другом Христа? Кто как  не тот самый друг Жениха, положивший душу за своего Учителя, Наставника, Мессию, который так растворился в своем служении, что потерял себя. Мы, в общем-то, знаем об Иоанне достаточно мало, потому что он весь как бы превратился в свое служение. Он стал Крестителем, стал Предтечей – это его главные имена, а личное имя как будто бы оказалось в тени этого служения.

Так вот, друзья мои, все остальные случаи употребления слова «друг» относятся к последней беседе Христа со Своими учениками. Это очень важная беседа, которую любимый ученик Христа Иоанн Богослов приводит слово в слово. Это очень длинная речь, которая растягивается на несколько глав. И вот в 15-й главе мы читаем наставление о любви. «Заповедь новую, – говорит Господь, – даю вам, да любите друг друга». Речь идет о заповеди. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих (Ин. 15, 13). С одной стороны, Христос говорит о заповеди, с другой, ставит эталон этой заповеди: самая высокая черта этой любви, братской, дружеской – если ты душу свою за друга полагаешь.

На самом деле Христос в этой фразе, очень важной для нас и знакомой каждому христианину, говорит и о Своем служении, ведь и Господь так возлюбил человека (и это удивительно!), что отдал Себя на смерть ради друзей Своих.

Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам (Ин. 15, 14). Здесь он называет Своих учеников друзьями. Для нас это очень важно, потому что нельзя называть учеников друзьями, мы и не дерзаем на это. Как себя обычно называют христиане? Раб Божий, раба Божия… Я даже знал одного священника, который обращался к своим прихожанкам не иначе как «раба»: «Раба, пойди сюда! Раба, вот тебе благословение!». Конечно, он шутил, потому что я не могу себе представить, чтобы человек всерьез произносил это слово, не боясь оскорбить другого человека. Тем не менее обычно мы ставим акцент на этом слове – «раб».

Но что происходит в беседе Христа со Своими учениками? Это очень важный момент. В в 15-м стихе 15-й главы мы читаем фразу, которая, как мне кажется, совершила революцию в отношениях человека и Бога: Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего (Ин. 15, 15).

Я назвал вас друзьями… Если обычный человек нарекает имя, например, своему малышу, это священнодействие. Обычно эту честь отдают главе рода или отцу семейства, то есть когда вы выбираете имя человеку, это особое состояние. Есть люди, которых мы называем поэтами, у них имеется преимущественное право давать имена. Вот Александр Блок в одном из своих замечательных стихотворений так говорил о своем творчестве: «Ведь я сочинитель, человек называющий вещи по именам, отнимающий аромат у живого цветка». Поэт дает имя, и в этом есть какое-то таинство нарицания. Так вот, Господь в своей речи совершает как бы актуальное действие – действие нарицания. Он Своих учеников переименовывает из рабов в друзей, и для нас это важно, потому что ведь и мы ученики Христовы, и мы друзья Его.

Что для нас означает – быть друзьями Бога? И что значит услышать это нарицание от Того, Кто сочинил этот мир? От Поэта по преимуществу, от Того, Кто дал нам новое имя, нас переназвал: мы больше не рабы, не просто слуги, а друзья Божии. Это звучит утешительно, с одной стороны. Потому что быть другом Богу – это здорово, это, знаете, ободряет, но если мы, как люди опытные, взрослые, до конца продумываем эту мысль, то понимаем, что это ведь очень ответственно – быть другом Богу. Дружба – это вообще опасное занятие.

Когда Господь сообщает Своим ученикам, что Он их перенарек, переназвал? В тот момент, когда Он идет на смерть, Он зовет их на принятие этой жертвы, предрекая и им скорби, гонения и утраты, которые они должные понести ради Его имени, учения, ради своего Друга, в конце концов. Они должны пройти тем же путем, которым прошел друг Жениха Предтеча, или путем друга Христа Лазаря, который, ради того, чтобы явиться знамением, должен был пройти через смерть и воскресение. Через смерть самую подлинную, настоящую, которая была связана с тлением. И мы знаем, что почти все ученики Христа приняли мученическую смерть. Из двенадцати только апостол Иоанн Богослов избежал этой участи, прожив долгую жизнь в гонениях, лишениях, будучи свидетелем до конца своей жизни.

Вот, друзья мои, когда Господь нарекает нас этим удивительным и ободряющим именем -– другом Христа, Он призывает нас к мужеству, ответственности. Он призывает нас к свободе, потому что только между свободными возможна дружба. Мы уже не рабы, поскольку Господь с последней серьезностью относится к нашей свободе. Он эту свободу признает, Он подчеркивает это признание. Он ставит нас равносубъектными Самому Себе, и мы можем прямо смотреть Ему в лицо. Он наш Брат, Он наш Отец, но самое главное, Он наш Друг. И это возлагает на нас удивительную ответственность, но, с другой стороны, дает нам самые потрясающие дары Духа Святого и благодать быть верными Ему до смерти.

Записала Мария Матуленко

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать