Свет невечерний. Искусство отдыха

9 августа 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3
Проповеди архимандрита Саввы (Мажуко), насельника Свято-Никольского монастыря города Гомеля.

Здравствуйте, друзья мои!

Надо бы нам с вами поговорить на тему, которая требует вдумчивого, осторожного подхода в силу своей необыкновенной серьезности, веса и значения для духовной жизни – это тема отдыха, отпуска, каникул, вакаций. У этой проблемы и одновременно радости и утешения слишком много названий. Но мы с вами люди церковные, духовные, начитанные в святых отцах и божественных книгах, знаем, что самые большие проблемы для церковного человека возникают именно тогда, когда нужно радоваться, наслаждаться жизнью, радоваться тому, что вокруг тебя. И вот оказывается, что с этим у христиан всегда большие проблемы. Скорбеть, каяться, рыдать, вычитывать правила – это мы как-то научились или, по крайней мере, это нам очень понятно. А вот отдыхать и наслаждаться жизнью мы как-то не умеем.

Замечательный французский мыслитель Шартье говорил, что главная задача философии как духовного упражнения – научить человека правильно радоваться. Представляете, искусство счастья – это важнейшая тема, важнейшая задача разработки философов и философского научения. Как это? Ведь для нас философ – это человек, который принадлежит к академическим кругам, пишет толстые книги, говорит неудобопонятной речью, разбирает важнейшие проблемы антологии, гносеологии, теории познания, этики и так далее. Как это он вдруг заявляет, что самая главная задача – научиться радоваться? Искусство счастья – это тема, которая достойна философского проникновения, философской проницательности и даже богословского усилия.

И вот почему, друзья мои, с одной стороны, для нас, людей религиозных, это проблема, а с другой стороны, мы понимаем, что должны научиться решать эту проблему, поскольку об этом нам говорит и Писание? И философия, и богословие говорят нам, что эта тема достойна самого серьезного внимания. Дело в том, что современная жизнь православного человека перегружена наследием монашеской литературы. С одной стороны, это хорошо, потому что святые отцы-аскеты написали книги, потрясающие по своей глубине и наблюдательности, и дали множество рецептов разрешения вопросов, связанных с борьбой со страстями, изучением своего внутреннего мира. С другой стороны, они писали эти книги для таких же аскетов, как они сами: у них была конкретная задача.

И вот мы читаем в Писании о том, что все, что в мире, как говорит Иоанн Богослов, – это похоть плоти, похоть очес и гордость житейская. Мы слышим: Не сообразуйтесь с веком сим! Мы читаем у монахов-аскетов о том, что надо избегать наслаждений, особенно телесных: меньше спать, меньше кушать и очень осторожно, с осмотрительной подозрительностью относиться ко всякого рода вещам, которые отвлекают нас от молитвы… И тут мы слышим такой призыв, который звучит в Писании: Радуйтесь! – завещает нам апостол Павел. Одновременно с этим всегда звучит призыв: Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все благодарите. Мы также слышим, что богословы, например Сергей Булгаков, и философы говорят нам о том, что необходима наука радости, искусство счастья. Что нам делать? Как себя вести? Отвергнуть этот призыв к искусству счастья как соблазн или же отнестись к нему как к духовному упражнению?

Мне кажется, что самое мудрое – второе. Потому что отдыхать, радоваться тому, что ты жив, – это настоящее искусство. Мы с вами, как религиозные люди, учимся молитве, покаянию – это наши духовные упражнения. Мы учимся, как правильно читать, слушать, как научиться общаться с другим человеком и так далее. Много подобных духовных задач стоит перед нами, и в их числе ни в коем случае нельзя забывать эту науку радости. Нужно учиться в том числе и отдыхать. К сожалению, относительно этого духовного упражнения книги еще не написаны. Я думаю, что задача грядущих старцев и подвижников Православной Церкви написать такое аскетическое пособие по науке радости.

Как отдыхать православному человеку? Например, начинается отпуск… Надо скрыться в монастырь, предаться посту, уединиться в келье? Я думаю, что любое духовное упражнение начинается с момента самопознания. Чем раньше мы познакомимся с самими собой, тем лучше – вот важнейший тезис этого духовного упражнения. Чем раньше я познакомлюсь с собой, тем лучше. Что это значит? Это значит, что у каждого человека свой ритм работы и свой ритм отдыха. Например, я не люблю шумные компании, мне не нравится многолюдство. Поэтому в свое время я и ушел в монастырь, здесь для меня совершенно естественная среда обитания. Я не воспринимаю монашескую жизнь для себя как подвиг, потому что для меня это совершенно естественное состояние. Есть люди, которым необходимо многолюдство, которые любят шумные компании, игры, поездки, путешествия. Плохо это? Нет, так устроена их душа, такой у них ритм жизни. Это люди, которые открыты миру, они мыслят иначе, у них иначе работает память, восприимчивость и так далее.

Прежде чем приступать к духовному упражнению, которое называется наукой радости и, как ее частный случай, наукой отдыха, нужно понять, как я устроен, где я отдыхаю. Потому что если вы не научитесь правильно отдыхать, в конце концов вы себя просто испепелите, выжжете себя изнутри и станете никуда не годным человеком. Отдых – это способность восстанавливать свои силы.

Я, например, заметил, что отдыхаю в среде людей, мне единомысленных. Мне необходима тишина, лучше всего природа. Необходима, может быть, возможность помолчать, не торопиться. Есть люди, которые отдыхают иначе. Например, мой приятель отдыхает только тогда, когда едет в какое-то незнакомое место, поднимается с рюкзаком в горы, разбивает палатку, преодолевает стремнины, то есть для него отдых – это всегда физическое усилие. Он нашел свой способ отдыха.

Прежде всего я хочу подчеркнуть, что это не просто праздный разговор, не прихоть какого-то «богослова-модерниста». Ни в коем случае. Отдых – это духовное упражнение. Если вы не научитесь отдыхать, вы не будете способны восстановить свои силы для творческой, плодотворной работы. Вот что важно. Поэтому к отдыху мы должны относиться с полной серьезностью.

Сначала надо разобраться, как я работаю, в какой обстановке я отдыхаю, какие люди, какое сообщество и какой вид активности приносит мне исцеление, врачует меня, восстанавливает мои силы. Узнать все эти моменты можно только на опыте, практически, то есть пробуя те или иные способы отдыха: поездки, уединения, паломничества, творческую работу, даже работу на огороде (самое простое и доступное) – и после этого уже держаться того ритма работы и отдыха, который нам необходим.

Ни в коем случае, друзья мои, нельзя себя испепелять, душить, выдавливая из себя свои душевные силы, потому что мы призваны к работе Божией и, что еще важнее, Господь создал каждого из нас для радости, чтобы мы жили и жизнь приносила нам радость.

Записала Мария Матуленко

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать