Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Видели ли вы когда-нибудь святого? Если видели, то вам бесконечно повезло: это, действительно, благодатный опыт. Но я думаю, что каждый человек хотя бы раз в жизни видел святого, потому что каждый из нас, как это ни странно, периодически бывает святым, когда совершает, например, какое-либо доброе дело или молится.
По крайней мере, когда мне приходится говорить проповедь на литургии, после того как я целую службу молюсь лицом на восток и не вижу людей, стоящих за мной, а потом повернуться к ним лицом и после целой службы молитвы видеть лица людей, которые только что молись, и говорить им проповедь, проповедовать Слово Божие… Вы думаете, почему многие священники боятся говорить проповедь? Потому что, друзья мои, вы их смущаете своими молитвенными лицами. Не деланными молитвенными лицами, а лицами настоящего сияния молитвы, святости, доброты и любви. Мы этого сами не замечаем, это видят только те люди, которые способны рассмотреть.
В свое время, когда я только начал ходить в церковь, меня увлекли книги Евгения Поселянина. Был такой писатель, который творил, издавал свои книги (а написал он их немало) в начале ХХ века. После революции он остался в России и, к сожалению, был репрессирован и погиб в 30-е годы. Но в 20-е годы его деятельность, его книги для многих стали откровением, потому что так, как он говорил о русских святых, или о Богоматери, или о Церкви, пожалуй, никто и не говорил: он нашел особую интонацию мягкости и нежности, той самой тишины неизглаголанной, которую мы встречаем, читая жития русских святых. Это именно русская черта, черта русской святости!
Меня поразил рассказ о его встрече с настоящим святым. Это была одна встреча, ничем особенно не примечательная, но она очень хорошо иллюстрирует то самое чудо узнавания, которое переживаем и мы, но нам не хватает слов, чтобы его описать.
Вот Евгений Поселянин, молодой барчонок, подросток, напитанный современными идеями (а мы знаем, какие идеи ходили среди молодых дворян в начале ХХ века), с большим скепсисом относившийся к Церкви, вдруг получает предложение своего кузена «проветриться» – провести каникулы в поместье, которое находилось рядом с Оптиной пустынью.
Оптина пустынь – это имя гремело тогда по всей России, но и сейчас очень славно. Мы знаем, что туда ехали наши великие философы В.С. Соловьев и К.Н. Леонтьев, наши знаменитые литераторы, мастера пера и одновременно мыслители Ф.М. Достоевский и граф Л.Н. Толстой, потом поэты Серебряного века тоже заезжали в Оптину пустынь и получали утешение и наставления, которых людям хватало порой на целую жизнь, и конечно же, покровительство и молитвы оптинских старцев. Оптинскими старцами и славилась эта пустынь.
Конечно же, Евгений, молодой подросток, начитанный, образованный, думающий, неоднократно слышал это имя – Амвросий Оптинский. И, как нормальный подросток, он решил проверить, кто же это такой, и разоблачить этого, как он думал, «самозванца»: «Наверняка народная молва создала себе кумира, потому что люди любят обманываться ––– как писали тогда некоторые зарубежные мыслители – они ищут обман, он им очень нужен. И вот нашелся какой-то старичок, который подыграл».
И вот Евгений, полный решимости, приезжает в Оптину Пустынь, вместе с кузеном (который был немного его старше) они обходят монастырь, все пристально осматривают, критически оценивают, взвешивают, указывают сами себе на фальшь, недочеты (они-то все прекрасно понимают!) и в конце концов идут в скит, где принимал людей преподобный Амвросий Оптинский.
Несколько дней они приходили в скит, чтобы увидеть старца своими собственными глазами, поставить что ли в «реестре» своего опыта галочку: «Мы знаем, о ком идет речь, пусть нам ничего не рассказывают, сами можем принять решение». И вот на третий день этих вылазок, они в конце концов сподобились старца увидеть.
Он уже был тогда очень стареньким, худенький, немощный больной старичок с седой бородой, которого вели под руки два послушника. Он вышел в сад немножко пройтись, и, кончено же, его там настиг народ: люди стали подходить под благословение, и Евгений тоже подошел. «Наверняка старец что-нибудь предскажет, проречет жизнь...» – и так далее. Но старец, очень словоохотливый и яркий в выражениях (мы знаем, что он очень любил слова образные, красивые, запоминающиеся), увидев Евгения, молча и сухо его благословил, положил руку на голову и пошел дальше – эффекта не произошла никакого. Разочарованный Евгений стоит и смотрит, что будет дальше.
К старцу подходят разные люди, в основном простого звания. И вот подходит делегация мужичков, эти труженики кротко и смиренно подходят к старчику, снимают шапки и говорят: «Батюшка, мы костромские мужики, мы слышали, ножки у тебя болят, и связали тебе мягких лапоточков», и кладут перед старцем те самые «лапоточки». И Евгений в этот момент увидел, какой благодарностью, каким искренним светом доброты, участия, отзывчивости просветилось лицо старца! Он так был рад этим «лапоточкам», так был рад этим людям, с такой благодарностью их благословлял, что в этот момент Евгений вдруг переменился в одно мгновение: он увидел настоящее лицо старца.
И это откровение так изменило Евгения, что он стал церковным человеком, стал духовным писателем. После беседы мужичков он подошел к старцу Амвросию благословиться еще раз, и тогда старец спросил его: «А ходишь ли ты в церковь? верующий ли ты человек?» – и дал ему единственное наставление, которое Евгению довелось услышать от старца за всю свою жизнь: «Никогда не спорь с другими людьми о вере, иначе и другого человека расстроишь, и сам расстроишься».
Вот такие простые слова, никакой трансцендентальной мудрости, ничего! Но для нас, друзья мои, очень важно заметить, в какой момент произошло это откровение: не тогда, когда старец творил какие-то чудеса, подымал на ноги безногих, или воскрешал мертвецов, или, может быть, низводил молнии с неба или менял цвета жезлов… Ничего подобного. Откровение святости старца случилось в момент благодарности, когда простые люди принесли ему очень простое приношение. И вот это настоящее лицо настоящего благодарного человека и стало откровением.
Над этим эпизодом, друзья мои, можно очень много размышлять, но для меня важно одно – человек открывается в благодарности. Подлинное наше человеческое лицо высвечивается, только когда мы благодарим: благодарим Бога, благодарим ближнего… И когда мы задаем себе вопрос: «Где я настоящий? Какой я настоящий? Когда ругаюсь, когда борюсь за веру, или сражаюсь со своей супругой, или вразумляю детей, или, может быть, когда делаю доклад на работе?»
Где я настоящий? Мы должны себе ответить на этот вопрос.
Я тогда настоящий, когда благодарю, когда отзываюсь на участие, на труд ближнего, совершенный ради меня. Представляете, насколько иначе расставлял акценты старец? Это, конечно, откровение о старце. Не то даже, что я делаю, а то, как я принимаю любовь другого человека, – вот, что важно. Это не менее важно, чем самому творить добрые дела. Принимать дар любви, красоты и доброты другого человека, принимать с благодарностью – это очень много. И это делает нас людьми.
Записала Мария Матуленко
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Церковный календарь 27 апреля. Лазарева суббота. Икона Божией Матери Остробрамская (Виленская)
Евангелие 27 апреля. Иисус говорит ей: воскреснет брат твой
Читаем Апостол. 27 апреля 2024
День ангела. 27 апреля
Этот день в истории. 27 апреля
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!