Свет невечерний. Слабость сильного человека

3 ноября 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
Проповеди архимандрита Саввы (Мажуко), насельника Свято-Никольского монастыря города Гомеля.

Здравствуйте, друзья мои!

Не раз и не два мне приходилось слышать от молодых людей упрек в сторону христиан в том, что наша религия – это на самом деле вера слабаков. Только слабаки ищут Бога, только те люди, которые потерялись в этой жизни, утратили себя, не могут контролировать свою жизнь, не могут взять ее в свои крепкие, мускулистые руки, – только им нужен Бог, только они ищут, собственно, какого-то утешения в религии. Говорят, что вера не для сильных людей. Сильный человек никогда в Церковь не пойдет. Сильный человек никогда не обратится за помощью к Богу: Он ему просто не нужен. «Ну зачем мне Бог, если я и сам в состоянии управлять своей жизнью, я сам чувствую ее пульс, знаю, чего хочу, и использую все средства и возможности для того, чтобы добиться успеха?»

Правы ли эти люди? Об этом можно, конечно, долго рассуждать, но то, что они неоригинальны, это уж правда, потому что в истории христианства неоднократно именно этот упрек бросали нам в лицо – в том, что мы люди слабые, неудачники, потерявшиеся в этой жизни.

Среди верующих людей вы найдете довольно много таких немощных и слабых. Тем более что и сам апостол Павел на заре христианства отмечал, что Господь избрал в Свои ученики не сильных мира сего, людей далеко не успешных. Павел говорит, что немощное мира и не-сущее избрал Господь, да сущее посрамит. «Не-сущее» – то есть как бы несуществующее: большое количество людей, которые ничем себя как будто бы не обнаруживают, живут своей тихой, мирной, скромной жизнью, в общем-то ничем не примечательной, прозаичной. И вот так получается, что благовестие Христово и истина Откровения дана именно этим людям.

 

Но не в этом дело, друзья мои, а в том, что мне неоднократно приходилось сталкиваться самому в своей жизни и в жизни своих друзей с тем, как рушится эта вера в собственную силу. Ведь это именно только вера, это некоторая религия, уверенность, мировоззрение, мироощущение. Рождается оно, естественно, в подростковом возрасте, на пике здоровья. Ведь вы знаете, друзья мои, что гордость – это болезнь подросткового периода, в общем-то безобидная, если она потом не перекочует во взрослое состояние. Из чего она исходит? Вовсе не из того, что человек начинает других презирать, а из того, что на пике здоровья, когда ты вдруг почувствовал себя достаточно сильным, умным, ухватился за эту жизнь, создается такое впечатление, рождается такая иллюзия о том, что ты действительно все контролируешь.

Один из русских писателей заметил даже, что в молодости у каждого человека присутствует уверенность в собственном бессмертии, в том, что уж ты точно никогда не умрешь. Впереди открываются  золотые дали, взросление, любовь, какое-то очень большое и светлое дело, когда ты сможешь себя проявить, улучшить этот мир, поправить то, что вот эти взрослые люди вокруг тебя не смогли сделать (они все испортили),  впереди прекрасная, чудесная жизнь и конца ей не видно… Действительно не видно конца, потому что финал жизни – это ведь кончина, смерть. Эта уверенность в бессмертии, в собственных силах, знаете, пожалуй, даже есть благословение Божие. Потому что нужно же как-то молодого человека приободрить к труду, влюбить его в эту жизнь.

Но, друзья мои, живет этот человек, взрослеет, постепенно случаются на его пути испытания, с которыми он не может справиться. И может быть, первое из них – это влюбленность.

Помните, как сильного, молодого и очень умного человека, Базарова, смирила простая влюбленность. Он – человек, который контролировал свою жизнь, очень упорядоченно, рационально ее устроил, имевший ответы, в общем-то, на все вопросы, вдруг столкнулся с тем, что он совершенно иррационально полюбил женщину, внепланово, это никак не входило в его расчеты, текущую повестку дня… Он влюбился в нее, но она не ответила на его любовь, и этот человек гибнет.

Эта уверенность в собственных силах, друзья мои, собственно, иногда играет с нами дурную шутку. Мы, бывает, попадаемся на очень простых вещах, ломается этот наш корабль, рушится, вовсе не из-за того, что мы горды, ведь эта вера в собственные силы на самом деле возникает не из-за презрения к миру, а из-за страха.

В середине, в самой сердцевине этой уверенности и неспособности принять чужую помощь, находится именно страх. И вот, друзья мои, христианство, как это ни странно прозвучит, – вера по-настоящему сильных людей, потому что человек, который следует за Христом, постоянно несет свой крест, знает, что ему в жизни придется очень больно и ему будет нужна помощь близких людей; и он учится просить. Поэтому неоднократно мы слышим в Евангелии слова, которые так не нравятся «сильным» людям: просите, и дастся вам, стучите – и вам отворят. Но как это – просить? Это же стыдно! Это же неприлично для сильного человека просить. Тем более, ладно, у Бога (мы можем себе это представить), но как попросить у близких людей – это совсем никуда не годится!

И вот, друзья мои, нужно начать смирять себя, в хорошем смысле этого слова, возвращать себя к реальности тем, чтобы начать просить помощи, хотя бы у близких людей. Ведь у каждого «сильного» человека (человека, который мнит себя сильным) есть немощи, в которых он порой, бывает, сам себе стыдится признаться. Он требует помощи, он ищет ее, но боится просить, потому что стыдно просить «сильному» человеку.

И вот, друзья мои, простое духовное упражнение, лекарство от этой мнимой сильности – просите почаще у людей помощи, даже у незнакомых, учитесь ее принимать. Вы ощутите себя совсем по-другому в этом мире. Страх, который сковывает мнимо сильного человека, уйдет. Жизнь превратится совсем в другую, в детскую, спокойную, вы научитесь наслаждаться. Почему? Потому что у человека, который учится принимать помощь ближнего человека, своего друга, соседа, даже незнакомого человека на остановке, внутренняя скованность, камень, который сидит в сердце каждого так называемого сильного человека, начинает оттаивать, и ты понимаешь, что мир полон доброты, милосердия, любви, дружбы… И совсем не нужно так напрягаться, так сковываться, превращаться в камень, чтобы добиться каких-то своих мнимых целей, которые оказываются вовсе не твои цели; и вовсе ты этого не хотел никогда.

Друзья мои, этот камень внутри нужно разбивать. Он так мешает жить нам, он так мешает радоваться, он мешает нам принять любовь другого человека, его дружбу. И, самое главное, он мешает нам встретить Бога, Который ищет только того, чтобы дарить, давать.

Но если ты такой автономный, самодостаточный, ты не в состоянии не то что просить, а принимать то, что дает Господь, – это очень и очень грустно, потому что не страшно умереть, страшно оказаться никогда не жившим.

Записала Мария Матуленко

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать