Свет невечерний. Исцеление расслабленных

1 июня 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3
Проповеди архимандрита Саввы (Мажуко), насельника Свято-Никольского монастыря города Гомеля.

Здравствуйте, друзья мои!

В церковном фольклоре есть шутка, что у православных людей день ангела приходится не на Неделю всех святых или на праздник святого, имя которого мы носим, а на Неделю 4-ю по Пасхе, которая называется Неделей о расслабленном.

Почему так называется этот воскресный день? Потому что в послепасхальное время в Церкви за богослужением читается Евангелие от Иоанна. Этот цикл чтения начинается на ночной пасхальной литургии и длится до тех пор, пока не будет вычитано все Евангелие от Иоанна, самое духовное, изысканное и красивое.

Так вот, в одно из воскресений читается отрывок, рассказывающий об исцелении человека, который лежал возле чудотворной купальни с магическим названием Вифезда, имеющей пять крытых переходов («пять притвор имущих», как звучит в славянском варианте). И лежал этот человек 38 лет. Мы даже не можем себе представить, какой это огромный срок – 38 лет! Подумайте, что это за биография, когда ты болеешь 38 лет и все эти 38 лет ты обездвижен и живешь надеждой на то, что однажды совершится чудо.

И вот в эту Овечью купальню (другое название Вифезды) приносили больных, слепых, хромых, чающих движения воды, потому что ежегодно в неизвестное время (но это непременно случалось каждый год) ангел Божий сходил в воду купальни и возмущал ее. И первый, кто сходил в нее после возмущения, как считалось по народной вере, оказывался здоров, исцелялся. И этого больного тоже принесли туда, и он лежал там и терпеливо ждал своей участи, своего часа, своего чуда – ждал 38 лет. Случилось так, что мимо этого человека, который страдал так долго, что уже забыл, когда был здоров и как это вообще – быть здоровым, проходил Христос. И вот Он спрашивает у расслабленного: «Хочешь ли быть здоров?» Риторический вопрос. Больной отвечает: «Да, Господи, но человека не имам. Нет у меня человека, который бы меня опустил в купальню, когда возмутится вода. Когда же прихожу, уже другой сходит прежде меня». Тогда Иисус сказал ему: «Встань, возьми постель твою и ходи!» – и этот больной человек исцелился.

Потом с исцеленным происходили целые приключения, и была попытка обвинить Христа в том, что Он посмел исцелить человека в субботу: было сформулировано обвинение против Него и выстроена целая интрига. Но не это важно. Дело в том, что, когда мы в церковной среде шутим о том, что день ангела православного человека приходится на Неделю о расслабленном, в этой шутке, к сожалению, есть доля истины, и мне бы хотелось поговорить именно об этом. Даже не о евангельском сюжете, который, безусловно, очень важен для нас, и мы должны размышлять и, собственно, размышляем о нем каждый год. Созерцанию этого чуда, его богословскому осмыслению, того, как оно касается нас лично, посвящены в том числе и церковные песнопения.

Но почему же в нашей среде православных людей появилась шутка, что каждый православный человек – расслабленный? Потому, друзья мои, что мы иногда ленивы и у нас отсутствует желание трудиться, улучшать жизнь, делать ее светлее, более евангельской, более божественной. Мы расслабляемся и лежим, как этот расслабленный человек у озера святыни, мы ждем, пока кто-то опустит нас в эту воду.

О чем я здесь говорю? О том, что православный человек, как человек, которому дано слишком много, должен делиться тем сокровищем, которое ему даровал Господь. Каким образом? Прежде всего мы, конечно, должны возвещать людям Евангельскую весть. И мы об этом слышим очень часто: об этом говорят святые отцы, мы тоже говорим о том, что каждый православный человек, мирянин ли он или священник, взрослый или молодой, мужчина или женщина, вне зависимости от образованности, должен быть апостолом. Каждый из нас должен быть апостолом, то есть свидетелем истины воскресения Христова, то есть мы должны об этом рассказывать людям. Не все дерзают брать на себя этот труд, и действительно не у всех это получается, но ведь наша расслабленность касается не только миссии, она связана вообще с пассивностью восприятия жизни, пассивностью в нашей политической истории, в культуре и многих-многих других областях.

Мне как-то довелось бывать в Москве, и я оказался на одной «нелегальной» экскурсии. Говорю «нелегальной», потому что ее проводил любитель. Он просто собирает интересующихся через интернет, списывается в социальных сетях, и люди приходят на совершенно оригинальную, не академическую экскурсию. Этот человек не является профессиональным экскурсоводом, просто он очень любит историю, взволнован ею настолько, что ему непременно хочется этим поделиться. И он может часами рассказывать о каком-то здании, о человеке, который здесь жил, о том, какие здесь приключились забавные истории или какие интересные личности ходили мимо, что было сказано, кто заселился, какая книга была написана в этом доме. Никто не просил его этим заниматься, не заставлял проводить эти экскурсии, может быть, это даже доставляет некоторое беспокойство ему или его семье. Но на этом энтузиазме, влюбленности в историю человек творит очень хорошее, большое дело.

И подумайте, друзья мои, мы, люди, которые привыкли возмущаться тем, что здесь государство не обращает внимания на историческую память, здесь оно упустило из внимания образование, здесь недосмотрело за детьми, тут не помогли какому-то коллективу, а здесь не поддержали какой-то талант, – ведь это все можем делать мы сами, те самые расслабленные, которые привыкли только получать, а не давать. И мне кажется, что наша духовная задача состоит в том, чтобы позволить себе достаточно взволноваться теми вопросами, которые ставятся перед нами нашим двором, который мы можем привести в порядок: высадить цветы или даже просто прибраться, нашей лестничной клеткой, школой, нашим рабочим местом, кругом близких людей. Чтобы не ждать окрика начальника, который придет и скажет: «Уберите здесь!» или: «Давайте мы здесь организуем какой-то вечер, концерт, соберемся вместе и споем что-то, почитаем вместе стихи, поможем какому-то человеку».

Мне кажется, что мы должны бороться с этим параличом расслабленности, оправдание которому мы находим в том числе в псевдохристианской аскетике, говоря о том, что должны смиряться, молчать, ждать указаний – и называем это послушанием. Это не послушание, друзья мои, это безразличие. И уж кем в последнюю очередь может быть человек, исповедующий Христа, так это человеком безразличным и равнодушным. Наш классик говорил нам, что мы ленивы и нелюбопытны. Вот этого не должно быть у нас, мы должны забыть эту классическую фразу и делать мир лучше, начав хотя бы с того мира, который находится в двух шагах от нас.

Записала Мария Матуленко

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать