Союз-онлайн: РУССКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ШКОЛА. Выпуск 3

7 сентября 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
Союз-онлайн представляет: РУССКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ШКОЛА. Выпуск 3. О том, как создатели РКШ "открыли Америку", вернув к жизни традиционную русскую педагогику, рассказывают Татьяна Алтушкина и Елена Хавченко. Ведущая Светлана Ладина.

То, что хорошо в младенчестве, может оказаться негодным в школьном возрасте. Обучать дитя в игре, вкладывая знания в уста сказочных персонажей, уместно, наверное, когда малышу от года до пяти, а если волшебные завлекалочки перекочуют вместе с ребенком в школу на страницы учебников, в систему ведения уроков, большой вопрос, будет ли маленький ученик воспринимать учебу как труд, увлекательный и посильный, приносящий радостные плоды…

«Русская классическая школа» успешно работает уже 11 лет, и с каждым годом желающих учиться и учить по этой программе становится больше. Для тех, кто только начал погружаться в классическую систему, снимаются обучающие ролики, проводятся семинары, курсы повышения квалификации и педагогические конференции.

Мария Литвиненко, доктор психологической службы ДГТУ, кандидат психологических наук:

– У детей появился новый тип мышления, клиповое, – очень поверхностный. Мы давно искали методики, которые бы были гармоничны с точки зрения педагогики, психологии, физиологии ребенка. И здесь мы действительно увидели развитие и эмоциональной сферы ребенка, и познавательной.

Надежда Ефремова, заведующая кафедрой ДГТУ, доктор педагогических наук, кандидат физико-математических наук:

– Конечно, надо обращаться к классикам, к лучшим наработкам. Методология, которая была развита нашими учеными, и в советское время в том числе, признана лучшей в мире.

Наталья Склярова, советник ректора ДГТУ, член президиума ФУМО Министерства образования РФ, кандидат педагогических наук:

– Уже работая в высшей школе и в Министерстве образования, я занималась вопросами поиска лучших практик. Благодаря моим коллегам наталкивалась на проекты РКШ. Результат, который я увидела своими глазами, меня порадовал, я поняла, что это именно то, что я искала на протяжении двух с половиной лет.

Педагоги, психологи, представители ученого сообщества и родители – спрос на обучающие семинары каждый раз настолько высок, что запись заканчивается задолго до начала. После таких мероприятий у учителей открывается новый мир преподавания.

Проблемы у всех одни и те же: интерес к учебе у современных школьников угасает уже в начальных классах, и это несмотря на природную тягу к знаниям.

После окончания обучающих семинаров и конференций большинство педагогов начинает преподавать по программе РКШ, кроме того, увеличивается и количество родителей, стремящихся по классической системе учить своих детей дома.

– Когда на сайте РКШ я смотрела видеоматериалы – к слову, замечательные: интересно построенные, дающие конкретную информацию, – мне запал в душу вопрос, прозвучавший на одном из уроков: «Что спасло Колумба от отчаяния?» Колумб в разговоре о РКШ – по-моему, довольно точный образ, только автором этой образовательной методики удалось открыть не Америку, а Россию, и открыть ее по Ушинскому, который корень бед видел в том, что мы не изучаем Россию или изучаем ее плохо. Однако могу предположить, что путь к открытиям, глубокому изучению и здесь не был простым, и с отчаянием бороться тоже приходилось.

Об открытиях, успехах, проблемах и путях борьбы с отчаянием мы беседуем с основателем образовательной системы «Русская классическая школа» Татьяной Анатольевной Алтушкиной и руководителем экспертной группы РКШ, директором школы № 7 г. Симферополя Еленой Владимировной Харченко.

Т.А. Алтушкина, основатель образовательной системы «Русская Классическая Школа»:

– Как вы точно сравнили открытие Колумбом Америки с открытиями, которые мы совершаем уже который год, работая в этой образовательной системе, точнее сказать, возрождая ее из пепла, как птицу Феникс! Мы ничего нового не изобрели – я уже рассказывала, что это наше классическое педагогическое наследие, просто мы придали ему новое содержание. И, глядя на то, как легко и успешно учатся по нему дети, понимаем, что лучше нашей отечественной педагогики и придумать ничего невозможно. Наверное, это потому, что рождено все это было в лоне православной культуры, которая хранит истину, служит ей, несет ее. И эта педагогика была рождена нашими предками как служение истине, поэтому детям в ней хорошо. Мы действительно открыли нашу классическую педагогику, как когда-то Колумб открыл Америку.

Е.В. Харченко:

– Я вспоминаю свои ощущения, когда была уже на грани отчаяния от того, что происходит со школой, как ее потихонечку перемалывают и убивают, и тут появилась «РКШ» – появились берега, за которые, думаю, все правильные хорошие учителя схватились и, думаю, крепко держатся.

Ведь еще не поздно присоединиться к людям, держащимся за эту систему, к людям, которые ее поддерживают и реализуют.

Е.В. Харченко:

– Люди все время присоединяются, нам с Татьяной Анатольевной и нашими коллегами удалось создать мощную систему постоянно действующих семинаров, за последнее время они прошли в Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Ростове, в Симферополе был общекрымский семинар. Есть приглашения отовсюду, нас приглашают провести семинар Алтайский, Хабаровский края. Есть команда специалистов, которые хорошо отработали методику на своем опыте и могут передать ее дальше. Востребованность этой программы говорит, что это не просто фрагмент возрождения отечественной методики. Сейчас, кстати, очень многие пошли по этому пути: создают сайты, переиздают старые советские учебники, что тоже может быть путем определенной группы людей. Но глобально это делает РКШ, и возможности она дает: если мы возьмем весь комплекс с четырехлетнего возраста до 7-го класса включительно (а алгебра и геометрия пошли уже до 11-го класса, и методист РКШ Ирина Анатольевна Горячева прописала уже блок словесности за 9-й класс), то увидим мощь, величие, достойное нашего Отечества, не слепленное на коленках, а сделанное мощно, красиво, грандиозно.

У немцев есть такая пословица: «У этого ребенка была хорошая детская», – это значит, что у него было счастливое детство. Я хочу сказать, что наши дети, обучающиеся в этой системе, счастливые дети: у них была хорошая школа.

Т.А. Алтушкина:

– Вы спросили, не поздно ли еще присоединиться. Дело в том, что каждый месяц на нашем сайте есть интерактивная карта, на которую нанесены все интерактивные заведения, использующие «Русскую Классическую Школу» (мы называем их «светлячки РКШ»). Если посмотреть эту карту России, эти точечки светятся в разных регионах и городах: в Москве очень кучно, Питер присоединился относительно недавно, но там тоже очень много.

Каждый желающий может присоединиться, здесь нужна только инициатива на местах неравнодушных родителей: как правило, всю инициативу и ответственность берут на себя родители – им это очень нужно, – а потом выходят на учителей, директоров. Либо они организуются сами, либо где-нибудь при школе.

Мы ведь не уникальны в этом плане: да, мы хотим хранить свою культуру, но это общемировая тенденция. Если вы наберете «классическое образование» на английском языке, вам выпадет карта Америки, и вы увидите, что там еще больше христианских школ, возрождающих классическое обучение в том виде, как они его понимают, то есть они тоже ищут. Эта история полного отказа от традиции, культуры в системе образования – боль всего человечества, и люди всех национальностей пытаются каким-то образом за это бороться. Преимущество «Русской Классической Школы» в том, что она действительно имеет в себе зерно истины, то есть она христоцентрична – она не назидательна, но в то же время вся пропитана духом христианства, и это ее безусловная, непревзойденная ценность.

Е.В. Харченко:

– Можно, я продолжу? Мы работаем в государственной школе, где около 20 процентов детей – из мусульманских семей, и в некоторых классах с «Русской Классической Школой» учится от 20 до 50 процентов детей из семей, исповедующих традиционный ислам.

Т.А. Алтушкина:

– Такая же история и в Казани.

 Е.В. Харченко:

– Все родители, прежде чем написать заявление в экспериментальный класс, знакомятся с программой, листают учебники. Мне понравился папа, который приехал жить в Крым из Чечни, он привел сразу двух детей и сказал: «Определите нас, пожалуйста, в класс, где девочки и мальчики учатся по русской методике». Я предложила: «Давайте посмотрим учебники. Вот К.Д. Ушинский, он был христианин». Он ответил: «Меня это не пугает». И он записал детей именно в экспериментальный класс « Русской Классической Школы». Ценности-то у нас общие: любить друг друга, уважать своего брата, почитать своих родителей, радоваться жизни. И народы, исповедующие ислам, ощущают себя частью Российского государства, поэтому они естественным образом воспринимают русскую культуру.

Как администратор, я могу говорить, что эта программа универсальна: она может восприниматься как межконфессиональная, межэтническая, то есть это программа государственного уровня. Тем более что недавно нас пригласили на заседание общественного совета при Уполномоченном по правам ребенка при Президенте Российской Федерации и с огромным интересом заслушали нашу информацию об этой программе. Еще у нас есть приглашение выступить перед депутатами Государственной Думы.

– А каким образом преподается религиозное мировоззрение? Это предмет «Закон Божий» или интегрировано в «Родное слово», историю? Как это происходит?

Т.А. Алтушкина:

– Скажите, пожалуйста, когда вы читаете русскую классическую литературу, как туда интегрирован «Закон Божий»?

Невозможно понять, почему Татьяна Ларина отказала Евгению Онегину, если ты не знаком с Евангелием.

Т.А. Алтушкина:

– Здесь абсолютно то же самое: все рождено православной культурой, транслирует нашу отечественную православную культуру детям. Причем делает это не на отдельном предмете, когда дети обучаются по современным технологиям и плюс отдельно ведется «Закон Божий» – у ребенка получается когнитивный диссонанс, сшибка двух противоположных систем. Здесь, может быть, и не нужен дополнительный спецкурс, здесь все очень естественно, гармонично, ненавязчиво, неназидательно. Ведь мама не садится с ребенком и не ведет ему отдельно «Закон Божий» – она живет с ним. Вот и «РКШ» живет с ребенком в духе отечественной православной культуры.

– Но у вас есть предмет «Церковнославянский язык»?

Т.А. Алтушкина:

– Хочу сказать, что мы пришли к этому интуитивно. Когда погружаешь ребенка в отечественный язык – этимологию, происхождение слов, глубину смыслов, невольно приходишь к тому, что смыслообразущие истоки находятся в церковнославянском языке. Вот посмотрите, в хороших частных, элитных британских школах обязательно изучение латыни – это праматерь европейских языков, а мы почему-то не изучаем, скажем так, прародителя русского языка. Поэтому мы пришли к этому интуитивно, и у нас разработан прекрасный природосообразный курс погружения ребенка в церковнославянский язык. Это шестилетний курс, и дети его очень любят: им открываются такие смыслы!

Е.В. Харченко:

– Что касается церковнославянского языка, к глубокому сожалению, в нашей школе он не преподается, но во внеурочной деятельности у нас есть часы для тех детей, которым это интересно. И приходят туда родители, совершенно далекие от Церкви, и говорят: «Как интересно! Какой богатейший русский язык, какой материал!». Иногда бывали вопросы, связанные с тем, что встречается немало архаичных слов. Но для этого у нас есть хорошая аргументация. Сидит мой сын, читает книгу из летнего домашнего чтения – «Детство» Л.Н. Толстого. Читает мне вслух: «Маменька села на дрожки и отправилась на гумно» – и продолжает дальше. Я говорю: «Ваня, ты знаешь, что такое дрожки?» – «Да». – «А гумно?» – «Да, сарай для сена».

Он помнит, что учил в 1-м классе, а сейчас уже перешел в 7-й. То есть если ребенок не овладеет некоторым словарным запасом русского литературного языка, то ни в 5-м, ни в 6-м, ни в 7-м и так далее половину русской литературы он не воспримет.

– Получается, все-таки это выполнение евангельского завета: Господь не говорил, что людей к Нему надо приводить насильно, но Он сказал: Пустите детей приходить ко Мне. Именно так и устроена программа «Русской Классической Школой». Мы продолжим знакомство с РКШ – и всех приглашаю зайти на сайт, где представлена эта образовательная система: russianclassicalschool.ru и vk.com/russianclassicalschool.

Записала Ксения Сосновская

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы