Аудио |
|
Скачать .mp3 |
– Один из главных принципов классического обучения – учет возрастных особенностей учащихся, психологических особенностей их внимания, мышления. А реформаторы об этом совершенно не беспокоились, у них была цель – внедрить высшую математику в школу. Потому что сейчас изучается средневековая математика, а математика ушла далеко вперед. Значит, надо школу подвести к современному состоянию науки. Такой ложный посыл был у этой реформы, который привел к тому, что в школы были внедрены темы высшей математики и стиль изложения, который дается уже в высшей школе: аксиоматический, с особой логической требовательностью изложения. Дети к этому не были подготовлены по их возможностям, это для них было просто недоступно. Вот и все. Вот образование и рухнуло. Дети перестали понимать математику. Масса свидетельств этому.
Но если такой результат – значит, надо принимать меры и исправлять положение. Академия наук подняла эту проблему: что детей губят, уродуют таким преподаванием, что это недопустимо, что это политическое явление надо исправлять. Отделение математики Академии наук провело специальную сессию, посвященную этому вопросу. Четыре академика – Понтрягин, Тихонов, Владимиров и Виноградов – записали в решении бюро, что принципы реформы ошибочные, что результатом являются недоброкачественные учебники и недоброкачественные программы, что надо вернуться к прежним учебникам хотя бы на время и потом осторожно это совершенствовать.
Но на общем собрании Академии наук реформаторам удалось выбросить из решения вот эти два пункта: что принципы реформы ошибочны и что надо вернуться к старым учебникам. И, к большому прискорбию, наши советские академики показали свою недостаточную гражданственность, находились под влиянием личных связей, личных отношений. В частности, лидером реформы был академик Колмогоров, это мировая величина, у него было много учеников. И они позволили убрать два эти решения. В результате решение было такое, что надо совершенствовать программы и учебники. Вот сейчас тоже говорят: надо совершенствовать ЕГЭ. Надо убрать ЕГЭ. Нет, идут по пути совершенствования того, что наносит вред.
– Даже страшно спросить: получается, образование уже не восстановить, если мы будем такими мерами идти дальше?
– А мы видим, что образование уже абсолютно разрушено. Я это лично утверждаю. На Всероссийском съезде учителей мой доклад и назывался так: «Общего образования в России больше нет». Я попросил присутствующих поднять руки, кто не согласен с этим тезисом. Две руки поднялись. Мы боимся называть вещи своими именами, а отсюда миримся с тем, что происходит. Вот это и продолжается. Сейчас происходит расчистка поля уже для другого – кастового образования, но об этом я, может быть, позже немножко скажу.
На диаграмме вы видели, что с 1978 года кривая по-прежнему сползает, и в 2015 году 0,1% выпускников (можно осторожно об этом говорить) знают математику на «четыре» и «пять» по сравнению с 75% в 1949 году. Это значит, что качество образования упало в 700 раз. Значит, качественных молодых специалистов в стране нет. Лучшие специалисты, талантливые люди всегда есть и будут в нашей стране, но они уезжают на Запад; у нас, собственно, их не остается. Поэтому ракеты беспрерывно падают, шахты взрываются. Все это – результат образования. Вы спрашивали: неужели нет выхода? Выход, как показала история, – только возвращение к ценностям Русской классической школы, что и происходит сейчас в Екатеринбурге и уже во многих других городах России. Снизу идет процесс восстановления качественного образования.
У вас в первой передаче выступала Татьяна Анатольевна Алтушкина. Меня восхитила и большое впечатление произвела ее непоколебимая уверенность, что она на правильном пути. А откуда эта уверенность? Она видит результаты. И если вы заглянете на сайт Русской классической школы, то увидите радостные лица детей, увидите, как они отвечают, как они думают, как правильно строят фразы. То есть это школа понимания, а школа понимания – это школа радости. Если ребенок понимает, он радуется тому, что понимает, это его вдохновляет.
Я вчера был в Русской классической гимназии при Юридической академии. Я не то что в восторге, я был счастлив видеть радостных детей, радостных учителей. Вся атмосфера там была атмосферой радости. Я присутствовал на уроках. Дисциплина, порядок, все дети работают. Вот результат. И если вы зайдете на сайт, вы увидите эти результаты. Я очень советую нашим телезрителям открыть этот сайт и внимательно ознакомиться с работой Русской классической школы. Вот это – надежда. Причем это идет снизу.
– Почему же обучение по системе Русской классической школы встречает сопротивление в среде учителей, в среде официальных органов образования?
– Я знаю эти примеры. Дело в том, что учитель, который уже 15-20 лет работает по какой-то системе (например, по учебникам Петерсон), привыкает, и перестроиться очень трудно. Вот такой консерватизм. И даже уже мало действуют доводы, учитель внутренне сопротивляется любому изменению и оправдывает себя тем, что все-таки сейчас нельзя учить так, как раньше, что все изменилось, что техника идет вперед, что новые методы: интерактивные доски, компьютерные системы. И как в век распространения цифровых технологий можно учить по старинке, по какому-то там Киселеву и по учебникам Пчелко (начальная школа)? Рассуждают примерно так.
Людям присуща такая обманчивая иллюзия, что передовое – это более ценное, чем устаревшее. Они ждут чуда от всего нового, как бы устремлены вперед. В то же время основа подлинного прогресса – это традиция. Есть такое высказывание: дерево доброе приносит и плоды добрые, дерево худое приносит и плоды худые. Это библейская мудрость. Что такое дерево худое? Это дерево, не укорененное в почве, оно не получает из почвы необходимых питательных веществ для здорового роста. Только на базе традиции, на базе накопленных ценностей, проверенных жизнью, можно двигаться вперед и выставлять жизнеспособные инновации.
Если же идет разрыв с традицией, то все это, получается, выдумки, и это то самое худое дерево, которое не будет расти, жизнь будет это отторгать, что мы и видим. Сколько инноваций, сколько методов обучения, а результаты? Вы видите – какие. Так что возврат к традиции – это единственный путь. И Татьяна Анатольевна видит результаты этого пути и идет по нему. Вот надежда – на это движение Русской классической школы, которая, к счастью, развивается, охватывает все больше школ: уже более ста школ в стране и за рубежом тоже идут по этому пути.
Для наших зрителей будет полезной такая информация. У меня вышли две монографии. Одна посвящена истории нашего образования, другая совсем небольшая – называется «"Реформы" образования России 1918–2018 (идеи, методология, результаты)». И учителям, и родителям – всем, кто болеет за состояние нашего образования, рекомендую ознакомиться с этой книжечкой. Это не в качестве рекламы. Эта книжечка ищет своих читателей. Потому что написана для тех людей, которые стремятся исправить эту ситуацию. И отсюда можно очень многое понять. Мы не знаем историю, поэтому не можем правильно понять современность.
И еще я хотел бы кое-что добавить к нашему разговору. Я принес с собой некоторые реликвии своей школы, в которой я учился в конце 40-х – начале 50-х годов, то есть в период наивысшего расцвета нашего образования. И вот сейчас, уже на склоне лет, я оцениваю, что я получил действительно лучшее в мире образование. Оно было фундаментально, давало нам всю картину развития, даже человечества: это древние цивилизации, европейская история, история России, литература, география, биология, естественная история – все у нас укладывалось в систему, что позволяло в дальнейшем ориентироваться в очень многих вопросах жизни. Может быть, нашим телезрителям будет любопытно на это взглянуть. Вот тетрадь по русскому языку ученика 10 «Б» класса второй мужской средней школы города Краснодара. Любую страничку я открываю, здесь упражнения. Обратите внимание на почерк.
– Каллиграфический.
– Да, сейчас, наверное, странно видеть такой почерк. Русская классическая школа учит писать перьевыми ручками по четкому шаблону, по наклонным линиям... То есть существовала целая программа правильного обучения письму, а это значит, что развивалась моторика, ребенок приучался контролировать действия тонкой моторики пальчиков и так далее. Это связывалось и с мышлением, потому что в момент, когда ребенок пишет, он сознательно все эти действия направляет.
Затем посмотрите на тетрадь по физике. Вот одна страничка – физическая задача. С нас требовали, чтобы мы делали рисунки тех механизмов, тех процессов, которые изучали. Когда сам делаешь рисунок, тогда совсем по-другому все это обдумываешь и воспринимаешь. Причем если рисунок сделан неверно или грязновато, за это снижалась оценка. У нас было требование абсолютной чистоты. За грязь снижалась оценка. Порядок в тетрадях. Вот смотрите, как много рисунков, и хорошо сделанных. Четко оформлялась задача: дано, решение, ответ. Решения должны быть обоснованные, обоснованию решений придавалось особое значение. Если решение в чем-то было неправильно обосновано, значительно снижалась оценка.
Вот у нас было черчение. Посмотрите, как мы чертили. Можно сейчас такое представить? Это подготовка к техническому высшему образованию. Вот в разных проекциях усеченный конус.
– Это просто как учебник.
– Да, со всеми требованиями.
– Профессионально выполнено.
– Были профессиональные требования к выполнению чертежей: что отмечается пунктиром, что штрих-пунктиром, как указать размеры – все это соблюдалось.
– Это удивительно. В заключение нашей программы хочу процитировать Ваш призыв, который размещен на официальном сайте Русской классической школы: «Так будем же верить и действовать!»
Ведущий Александр Крузе
Записала Елена Кузоро
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Всенощное бдение 27 апреля 2024 года
У книжной полки. Уроки по Закону Божию
«Православный на всю голову!». Об опыте борьбы с гневом
Благая часть. 26 апреля 2024
«Источник жизни» (Нижний Новгород). Выпуск от 26 апреля 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!