Рождественский пост

30 ноября 2013 г.

Аудио
Скачать .mp3

Беседы с батюшкой. Эфир 29 ноября  2013 года.

 

 - Добрый вечер, дорогие телезрители! В эфире телеканала «Союз» программа «Беседы с батюшкой». Ведущий Михаил Кудрявцев. Сегодня у нас в гостях клирик храма святых апостолов Петра и Павла в Петергофе, протоиерей   Иоанн Смирнов. Здравствуйте, батюшка!

 - Здравствуйте, Михаил.

 - Прошу вас по традиции благословить наших телезрителей.

 - Благословение Господне на Вас!

 - Спаси Господи, батюшка!

Дорогие друзья, наша сегодняшняя тема - Рождественский пост.

Батюшка, расскажите,  наверно, сперва, в общем о Рождественском посте.

 - Начался Рождественский пост. И по традиции Православной церкви, все посты именуются  в соответствии тем праздником,  к которому они готовят. То есть Великий пост готовит нас к Великой Пасхе, Успенский – к Успению, ну а тот пост, который начался сейчас Рождественский, готовит нас ко встрече Рождества Христова. Этот пост продолжается 40 дней, и эта традиция 40-дневного рождественского поста начинается с XII века, до этого он был короче. Первые упоминания о нем мы встречаем  примерно в IV   веке у Амвросия Медиоланского, у Блаженного Августина также содержится упоминание об этом посте. Пост  - именно Рождественский, то есть он начинается после празднования дня апостола Филиппа, это некоторым образом совпадение, и он именно готовит  нас ко встрече Рождества.

 - Да,  в народе его часто называют Филиппов пост.

 - Но правильно называть его Рождественским. Если говорить о сути поста,  то  всё, что происходит в Церкви, безусловно, является Таинством. Таинство вообще особое понятие в Церкви. Думаю, что мы должны сегодня о нем поговорить более серьёзно.

 - Вопрос из Санкт-Петербурга от рабы Божьей Ольги. Если я, к сожалению, не пощусь в сам Рождественский пост, могу ли я причащаться, соблюдая трёхдневный пост перед Причастием?

 - Эти вопросы относительно того, можно ли причащаться, не участвуя в постах, нужно решать со своим духовником, или же со священником в том храме, в который вы ходите.  Поэтому все эти вопросы решаются индивидуально. Если есть какие-то показания к тому, что вам нельзя поститься -  ничего в этом страшного нет, я думаю, что и трёхдневного поста перед Причастием может быть вполне достаточно. Тут зависит от конкретной ситуации. Поэтому подойдите к батюшке, к вашему духовнику и этот вопрос можно решить.

 - Батюшка, как вам кажется -  можно ли воздержание в пище в посту заменить каким -  то другим подвигом, чтобы считать пост полноценным?

 - Думаю, что нет. Несмотря на то, что мы всегда говорим, что пост должен быть духовным, и что это главная составляющая поста, всё-таки голод, который мы испытываем в посту, является очень важным моментом. Мы помним что Христос, постясь в пустыне 40 дней, взалкал. И вот это чувство голода, которое испытывает человек, заставляет  его о много задуматься. Поэтому мы помним, что Христос, отвечая на искушения, сказал: «Не хлебом единым будет жив человек, но всяким глаголом, исходящим из уст Божьих». То есть речь идёт о том, что человек, испытывая голод, отказываясь  от пищи, насыщается близостью Божией. Момент выбора -  он принципиален. В обычной сытой жизни почувствовать этот момент невозможно, то есть невозможно человеку, который пресыщен этим миром, мир его наполняет, задуматься  даже об этом сложно. Так же, как и очень сложно человеку задуматься о духовных вопросах, он  больше мыслит материально.

 - Вопрос из Северного Кавказа, от рабы Божьей  Татьяны: читаются ли акафисты в пост? Ещё вопрос: как быть молодым супругам с их супружескими обязанностями в пост - они хотят  ребёночка.

 - Ответы на эти вопросы достаточно просты. Что касается супружеских отношений  - в пост они запрещены, и  мне кажется иногда даже странным, когда многие пары венчаются накануне поста. Хотя была такая благочестивая традиция, но она предполагала именно пост. Поэтому, я думаю, имеет смысл все-таки подождать эти 40 дней.

Акафисты не принято читать в постах. Если уж вы очень хотите добавить в своем молитвослове  -  есть же и другие молитвы, например чтение Псалтыри, исполнение ежедневного правила. Бывает  так, что люди пренебрегают какими-то установленными молитвенными правилами и читают, может быть, дополнительные молитвы.

 - Также, если есть возможность, наверно, стоит обратить особое внимание на Каноны Минеи, которые читаются на службах.

 - Конечно, вообще нужно больше читать Евангелие с комментариями, с толкованиями, больше читать Святых Отцов. Как раз время поста – очень благоприятное для этого время. Человек должен выйти из поста изменённым, другим человеком.

 - Батюшка, как раз хотелось бы задать вопрос – в чём цель поста? Зачем он?

 - Мы начали  уже об этом говорить -  что пост есть Таинство, Таинство общения человека с Богом. Как я уже сказал, всё в православной Церкви является Таинством, то есть таинственным общением человека и Бога. Человек должен войти в это соприкосновение с Богом, и именно такая близость, встреча с Богом, является для человека определяющей. То есть пост должен стать для человека событием и  должен быть интересным. Об этом тоже поговорим сегодня.

 Мы с вами начали говорить о том, что пост должен быть интересен.  С моей точки зрения,   человек не должен поститься уныло. Господь ведь говорит об этом, что человек должен «помазать главу елеем, умыть лице». Нужно найти в посту этот интерес, и он связан, на мой взгляд, с тем изменением, которое в человеке происходит. Ведь все мы ищем Бога, все мы пытаемся к нему приблизиться, приобщиться, и в этом как раз Таинство, о котором мы говорим – Таинство единения человека и Бога, Таинство общения с Богом. Именно для этого ведь   пост. В чём его цель: не просто ради того, чтобы поститься, а именно ради того, чтобы приблизиться к Богу. Вот этот момент должен для нас стать определяющим, потому что мы должны этого ждать, по сути. То есть представляете: для нас вдруг по благословению Церкви открывается вот такая возможность что-то в себе поменять, приблизиться к Богу и может быть, увидеть то, что до этого было невозможно увидеть. Это очень тонкая такая внутренняя педагогика человека. Ведь не случайно апостол Павел говорит,  и сравнивает христианина с неким атлетом, который готовит себя. Причём, как апостол Павел говорит, что бегут все, но выигрывает один, то есть цели достигает один. «Так бегите!», говорит апостол Павел. То есть он нас побуждает совершить нечто невозможное. Феофан Затворник сравнивал человека со струной музыкальной. Если эта струна недостаточно натянута, то она не звучит, если её перетянуть - она лопнет. Здесь мы приближаемся  к понятию аскетизма,  к понятию воздержания так такового в Православной Церкви. Понятно, что это очень тонкая мера, которую должен человек постигнуть. Но если этим вопросом всерьёз заняться во время поста, то это будет очень интересно. Сможем ли мы что-то в себе поменять, сможем ли мы как-то через те средства, которые предоставляет нам пост, а он говорит о воздержании – и не только телесном, а прежде всего, по Иоанну Златоусту, нужно воздерживаться от зла, воздерживаться от гнева, от злословия, от похоти и ото лжи. Вот что составляет, по сути, главные элементы поста.

 - Вопрос из Москвы от  раба Божьего Владимира: если я соблюдаю пост в часах, предположим, в 12 покушал и в 6 часов поел, приветствуется ли  вообще такое воздержание? Сладкое - мёд, предположим, в среду, пятницу, (без разницы) в любые посты – можно вкушать?

 - Мы всегда, так или иначе, сталкиваемся с вопросами диеты в посту. По сути, пост по форме,  вот такой гастрономический пост – это диета. И постящийся человек должен, наверно, ещё более внимательно относиться к себе, к своему телу, чем когда поста нет. Тут уж нужно вам почувствовать в том плане, не тяжело ли вам вкушать два раза в день, не вредит ли это вашему здоровью, как вы себя  чувствуете. Потому что эту меру  вы должны познать сами – насколько пост может вас ослабить, сделать унылым  - и  вы будете только и думать о еде. Или же наоборот - от пресыщения вы не достигнете того результата, к которому пост стремится.

 По поводу сладкого - я думаю, что оно не запрещено. Просто тут тоже нужно соблюдать  меру, потому что у большинства людей, увы, в посту что происходит: они и так не соблюдают никаких режимов, и, по сути, вредят своему здоровью своим образом жизни. Тело ведь нам дал Господь, поэтому мы должны о нём заботиться и давать ему то, что должно. То есть сверх меры не надо, а то, что должно, мы должны ему давать, обязаны даже. Поэтому нарушение этого принципа есть в какой-то мере грех.

 - Может быть, вопрос перефразировать таким образом – часто с началом поста у некоторых верующих на столе появляется красная рыба, красная икра, прочие деликатесы…

 - Я просто  хотел сказать о  количестве. То есть человек нарушает необходимую диету своего организма и переходит к такому, неумеренному потреблению пищи. Он может быть вообще перестает есть, а вечером приходит -  наедается, ест очень много картошки, хлеба, ещё чего то, тем самым ещё хуже наносит вред своему организму. Понятно, что в таком состоянии очень сложно соблюсти  то основное свойство поста, которое касается его духовной составляющей: чтобы не делать зла, не раздражаться, не гневаться, потому что в таком состоянии, наоборот, человек как раз раздражённый, злой от того, что ему тяжело. Д уховная теснота поста  приводит к этому.

 - Вопрос из Красноярского края: верят  в одного Господа Иисуса Христа, а у одних Его Рождество 25 декабря, у других – 7 января – у нас, православных. А ведь так не может быть  - у одного Господа – тогда и тогда?

 - Я так понял, это вопрос относительно календаря. Тут уж ничего не поделаешь. Мы живем по одному календарю.

 - В любом случае, это дата условная.

- Конечно.

 - Мы можем вам посоветовать прочитать статью, которую вы можете найти на сайте отдела религиозного образования Санкт-Петербургской митрополии богослова Рубанова. У него есть подробная статья по календарю как раз на эту тему.

 - Поскольку мы сейчас живем по двум календарям фактически, то думаю, что сложно как-то богословски решить  этот вопрос.

 - Батюшка,  к вопросу того что люди к сожалению, в посту начинают тратить гораздо большие деньги на  такую «постную» пищу, хотя тот же самый Василий Великий говорит о том, что на сэкономленные в посту деньги мы творим милостыню.

 - Потому что пост превращается в диету, и в посту человек придает  этому слишком большое значение. Если бы человек думал о посте  именно как о дисциплине – (не случайно сравнение с атлетом),   о некоем таком строгом  режиме  своей жизни,  тогда наверно ему не следовало бы прибегать  к таким ухищрениям. Хотя это и самое сложное – не просто перейти на постную пищу,  потому что  апостол Павел говорит, что еда не может нас ни  приблизить к Богу, ни отдалить от Него. И сам Христос говорит: «что входит во чрево  - не может осквернить человека», а вот как раз что через уста  - (почему в пост как раз и нужно воздерживать уста от праздных разговоров)  то, что исходит из сердца, эти все грехи человеческие – как раз является средоточием поста. Поэтому здесь, даже на мой взгляд, ситуация усугубляется, когда человек чрезмерно впадает в  гастрономическое буйство.

 - Вопрос из Орла от рабы  Божьей Варвары: мне 80 с лишним лет,  высокое давление, можно ли молочка мне в пост вкушать?

 - Я думаю – можно, и мы сегодня уже говорили об этом. Вы можете спросить благословения у приходского священника. Думаю, что он такое благословение вам даст. Потому что ведь понятно, и мы сегодня много об этом говорим – не в еде дело. Это всего лишь средство, хотя и очень важное. Отметать совсем  диету, то есть отказ от пищи, ни в коем случае нельзя, иначе тогда пост как таковой разрушится.  Как раз такое состояние неудобства, состояние голода состояние страха, может быть, которое овладевает человеком  в состоянии поста - оно очень важное. Именно здесь человек может задуматься о смысле своего бытия, чем он действительно жив – Богом или же этим миром. И, конечно же, меняется отношение человека к миру. Многие святые отцы считали, что первая райская заповедь была именно заповедь поста, потому что Адаму было сказано «не есть от  древа»,  а он ее как раз  нарушает.

В результате получается, что этот мир, который Бог дал человеку, уже воспринимается не как дар Божий, и через это человек, может быть, и  приближался. Ведь в  познании мира нет ничего плохого, так же как  и в еде. Она служит тоже неким способом познания. Но здесь человек может перевести эту ситуацию в ситуацию потребления. Он может относиться к миру уже не как к дару, а как  к своей потребности. Он может алчно захватывать этот мир, отнимать его даже, может быть, и у других,  и тем самым забывает в конечном итоге и о Боге. Поэтому пост - это как раз время изменить свою алчное отношение к миру и ближним, и почувствовать, что такое Бог как Любовь. И поэтому в посту приняты всегда дела милосердия и какие-то доброделания.

 - Вопрос от рабы  Божьей Анфисы. Хочу поблагодарить вас за программу,  с радостью всегда ее слушаю. Храни  Господь!

 - Спаси Господи!

 - К вопросу о благодарении. Как вы считаете – место Евхаристии   в посту – какое оно?

 - Я думаю -   одно из центральных. Потому что мы с вами начали с того, что пост не может  быть ради поста. Постимся мы ради Господа, ради приобщения и вообще все, что делает христианин, он делает ради Господа и  или во Имя Господа, с Его именем. Соответственно, мы не можем поститься только  ради поста.

 - Как вы считаете, какая практика Причастия наиболее правильная в постное время?

 - Вообще, на мой взгляд, должно быть частое Причастие. Потому что собственно древние христиане причащались часто – каждое воскресенье, это для них  было  вообще основой христианства как такового. То есть быть христианином – значит причащаться. Многие сейчас недопонимают этот момент, потому причащаются редко, по разным причинам. А все-таки христианина  делает христианином именно причастие. И уж если человек отказывается от пищи, то он должен принять пищу ту, которую дает ему Господь и Господь же не случайно называет себя Хлебом, Сошедшим с Небес. Все места, которые мы видим в Евангелии, когда Господь называет себя  Хлебом, Сошедшим с Небес, противопоставляя себя  обычному хлебу, он говорит: «отцы ваши ели манну в пустыне и умерли». То есть тот хлеб, который мы едим, он  не дает нам на самом деле жизни, потому что мы умираем, вот о чем  говорит Господь.

В беседе с самарянкой Христос противопоставляет воду текущую и  жизнь вечную, то есть жизнь божественную противопоставляет воде обычной, о которой самарянка говорит. А самарянка его не понимает, потому что вот для нее  хлеб и вода как основа – также как для каждого из нас, как основа нашей жизни, нашей жизнедеятельности. И ведь мы очень боимся их потерять. Потому что когда мы испытываем в них нужду, нами буквально овладевает страх смерти. И может быть, мы в таких ограниченных постах не можем прочувствовать, а Святые Отцы, которые были в пустыне, которые уходили и лишались всего -  не только еды, но и одежды, тепла, даже общения – они могли эту ситуацию прочувствовать.  Тогда они действительно могли задать себе вопрос  - а в чем собственно жизнь, и готовы ли они вот это все  отдать  и преодолеть этот страх небытия фактически, отказаться от всего того, что нам дает  жизнь,  ради того, чтобы принять жизнь другую.

Это на самом деле сложно сделать, это очень такой серьезный внутренний подвиг человека. Вот почему поститься нужно, чтобы подвести себя к  этой ситуации. Потому что просто поститься, исполняя некоторые предписания, в некоем таком умеренном плане – получается, что мы никогда не подойдем к  этой тонкой границе, а мы должны  искать, искать обязательно. Отсюда и тот интерес, который может поддерживаться в посту, и отсюда мера поста.  То есть если мы слишком усугубим наш пост, мы ее все равно не найдем,  только навредим своему здоровью и  погрузимся в уныние. Если же мы будем малодушными и спишем пост просто на исполнение этих правил и  предписаний, то это тоже нам ничего не даст, это будет также уныло, серо, как и всегда: «Ну вот, пришел пост – скорей бы Рождество,  и перестанем поститься». Вот чтобы избавить себя, (а все мы так или иначе можем  об этом думать) от таких рассуждений: «поскорей бы он кончился»,  нужно найти какой-то внутренний мотив для общения с Господом и для изменения себя.

 - Вопрос от рабы  Божией Марины из Казани: у меня вечная проблема, связанная с Новым годом -  как в семье, так и на работе. Я около 10 лет стараюсь воцерковляться  и Новый год   очень для меня тягостный, тяжело само по себе. Фактически я лицемерю. Конечно, я  с мужем иду в гости, вроде бы веду себя как всегда, а на душе противно. Как быть в этой ситуации, хочется не выпячиваться из коллектива  (я работаю в психбольнице и  люди, к сожалению, не хотят идти к Богу, для них  это  -   другая планета).

 - Вопрос частично связан с вопросом о календарях. Если бы праздновали Рождество 25 числа, то наверно, подобных вопросов бы не было. Я думаю, что здесь это такой сложный вопрос, который каждый должен решать для себя сам. Нарушать пост, конечно, не стоит. Какой смысл поститься, если в самую строгую фактически седьмицу поста – а последняя седьмица -  она наиболее строгая, потому что рыбу не разрешается ни в какой день есть и заканчивается он вообще Сочельником, когда мы воздерживается от пищи целый день и вкушаем сочиво после конца службы, после первой звезды? Нарушать пост  (я не знаю, о каких застольях вы говорите) – конечно же, не стоит. Вы можете по – семейному отметить это торжество. Все-таки начало Нового года, на мой взгляд, мы должны как-то в голове держать, потому что это важно. Это Новый год,  мы просим у Бога благословение на новое свершение, на то, что произойдет, и  хотя у Церкви есть свой Новый год, все равно мы не можем жить отдельно от мира.  И во многих вопросах  Господь  постоянно говорил, чтобы «и не соблазнять этот мир и  кесарю-кесарево, а Богу- Богове», мы должны все-таки придерживаться.

Здесь очень важный момент, когда говорят,  что Господь сказал, что христиане должны быть «светом миру». А что это значит? Это значит, что при встрече с другими людьми они должны видеть в нас Христа. Неважно, кто эти люди. Ведь Христос общался и с мытарями   и с грешниками, и не нужно  себя изолировать от других людей.

Вы упомянули, что там такая обстановка - не хочется  вообще  во все это погружаться. Конечно, тут надо осмотрительным быть, но и избегать тоже чрезмерно не нужно. Если вы как-то пообщаетесь со своими друзьями или близкими -  поздравите их, создадите какую-то атмосферу, для этого не обязательно нарушать пост. Но может быть, люди совсем далекие от Христа, через вас что-то услышат и  поймут. Но если вы будете от них так дистанцироваться нарочито, они во – первых, и не поймут, и это их может быть оттолкнет от вас. Это,  увы, очень сложная задача, которая стоит перед каждым христианином, такой очень сложный выбор: как себя вести по отношению к людям, можем ли мы быть вот этим светом или нет. Потому что можно сказать, что по Уставу нельзя и закрыться от людей, а можно пообщаться.

И в то же время мы должны не нарушить пост и не поддаться соблазну. Это та  ситуация невозможного,  о котором Христос постоянно говорит в Евангелии. Не случайно его часто называли Учителем невозможного, и апостолы разводили руками – и это невозможно, и это невозможно, как же тогда быть? Господь говорит – «невозможное человеку возможно Богу». А здесь мы должны прибегать, наверно, к благодати Божией, которая  нас может чему-то научить.

 - Вопрос из Брянска от рабы Божьей  Клавдии: акафисты  в пост читать нельзя, а у меня умер сын, и я читаю акафист об упокоении – ему будет год скоро. Его тоже нельзя читать?

 - Спасибо за вопрос. Мне кажется что «можно», «нельзя» – это не совсем те категории. И Апостол говорит, что «все мне позволено, но не все полезно». Мы должны как-то сами во многих вопросах решать. Я думаю, если вы хотите особо молиться  об усопшем -  ничего в этом страшного нет. Мы говорим об общей церковной практике. Все - таки есть время покаяния, есть время духовной радости,  об этом Господь говорит. Когда его спрашивали, почему его ученики не постятся, он говорил, что «придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься». Всему свое время. В частном порядке вы, думаю, можете совершать эти молитвы.

 - Спасибо, батюшка. Хотелось бы снова вернуться к теме Нового года, потому   через группу «В контакте»  задан вопрос от рабы Божией Галины из Краснодарского края – как убедить детей, что праздник Рождества Христова важнее, чем Новый год?

 - Это целиком зависит от нас, сможем ли мы своим детям донести. И убеждать их как - то теоретически -  бессмысленно. Если вы их водите  в храм, если приобщаете ко Христу, если воцерковляете, то я думаю, здесь даже объяснять  нечего -  они и так понимают что Рождество для человека более важный праздник, чем все остальное. Нужно детям объяснять, нужно детей воспитывать, нужно детей приобщать, иногда преодолевать сопротивление, и эта ситуация, к сожалению, возникает постоянно. Многие, празднуя  Рождество,  не знают даже, что они празднуют – есть и такое. Многие не совсем  точно понимают, что именно празднуется в Рождество Христово, не понимают, что речь идет о  воплощении Бога и Слова, то есть, какие-то такие элементарные вопросы богословия  принципиальные,  которые мы знаем из «Символа Веры», являются не всегда для нас понятными и актуальными.

Это уже мы должны здесь обязательно и сами над этим трудиться  и  других просвещать, чтобы любой христианин очень четко это понимал. Поэтому вопрос здесь касается не только детей, он касается многих, которые с удовольствием празднуют Рождество, с удовольствием придерживаются всевозможных народных традиций вокруг этого Рождества – не в его сути, а вокруг Рождества, но иногда не понимают самой сути. И Церковь, конечно, постоянно об этом говорит, подчеркивает какие-то понятия, потому что родители с детьми должны это четко проговаривать – кто родился, как, для чего, почему. Вот такие краткие моменты обязательно должны  быть освещены.

 - Вопрос из Ставрополя от рабы Божьей Ольги: посты для меня, как закон,  для меня страшно что-то там употребить мясное,  молочное,  но могу и выражаться, и ненависть зависть присутствует, раздражение. Как быть – пищи боюсь вкусить, а  вот такое присутствует?

 -  Вы  (да и не только вы) - все мы должны решить вопрос: а чего мы боимся в этот момент и кого мы боимся? Вы сказали о посте как о законе – нужно и все, Церковью предписано. А чего вы боитесь? Если вы себе ответите на этот вопрос – что боитесь вы  Господа,  а если вы пойдете еще дальше, поймете, что это и есть смысл молитвы. Ведь все, что мы делаем  - делаем перед Богом, перед Его лицом. К этому нас призывает и Церковь, и Святые Отцы.   Вот это состояние должно постоянно в нас пребывать. Иначе все становится бессмысленным.

Здесь возникает  чувство,  что поститесь вы ради Господа, ради любви  к Нему,  и поститесь  перед Его лицом. Поэтому ответственность в буквальном смысле, ваш ответ – Господь перед вами, - он всегда должен быть для вас каким-то очевидным, чтобы вы этого не боялись, и  всегда могли дать ответ,  что вы сделали, почему вы сделали и как вы сделали. Тогда вы перестанете  бояться и  поймете, что пост скорее приближает вас к Богу. Иначе он для вас превратится  просто в формальное исполнение закона.

Ну а вторая часть вашего вопроса тоже была освещена: вы соблюдаете пост, но вам сложно соблюдать духовный пост. У каждого человека в посту обостряется гнев, раздражение,  зависть, злословие и ложь. И это как раз повод увидеть это, начать с этим бороться и попытаться преодолеть. Поэтому бояться того не нужно, иначе мы воспримем ситуацию с Богом, не как с любящим отцом, который нас чему-то учит и наказывает, как отец может  наказать, чтобы чему-то научить. А воспринимаем как ситуацию с неким строгим начальником, который нас просто-напросто накажет и  чего-то лишит, куда-то отправит. То есть мы возводим  живого Бога до просто какого-то понятия закона, машины закона, абсолютно бездушного и требующего наказания. То есть страх Божий у Святых Отцов -  это ощущение присутствия Божия, это не  боязнь, не боязнь, что нас накажут.

Мне кажется, здесь важно вспомнить то, что в ситуации, когда люди шли креститься к Иоанну Крестителю, он их сразу спрашивает: «А зачем вы пришли, кто вам сказал бояться будущего дня? Вы же пришли не креститься, не чтобы приблизиться к Богу. Вам стало страшно, что вас накажут». И даже называет их «порождениями ехидны». Вот повод задуматься, чего мы боимся – такого наказания, что нас отправят на муку вечную, или все-таки мы хотим быть со Христом. Это очень важно, и  каждый должен для себя это решить.

 - Вопрос из Ростовской области от рабы Божией Светланы: у меня умерла мама и 40 дней выпадает на Рождественский пост. Можно перенести обед после поста, и обязательно ли собирать 40 человек, или же можно собрать только своих? Понятно, что нужно  заказать Литургию, в Церковь сходить – это первое дело, но меня интересует обед.

 - Главное в Церкви поминовение – это молитва.  Обед не является поминальной трапезой, хотя и сопутствует. Поэтому это все не так принципиально, и поступайте так, как вы хотите. Конечно, в посту собирать гостей, которые может быть и не православные и не постятся – неизбежно столкнетесь со сложностями.  Поэтому запомните, что молитва – вот что главное в поминовении. А все остальное уже второстепенно и на ваше усмотрение, и тем более цифра 40 здесь не играет никакой роли

 - Я в первый раз тоже слышу об этой традиции.

 - Я тоже впервые слышу – что именно 40 гостей. Увы, таких вещей очень много ходит в народном сознании, каких-то моментов, связанных с определенными цифрами, с определенными понятиями. Они, конечно, очень далеки от сути нашей веры, скорее говорят о нашем неверии, о нашем маловерии, что мы подменяем веру в подлинного Бога какими-то второстепенными моментами, которые вроде бы дают некую очевидность, которую мы можем легко постичь, но  на самом деле это иллюзия. Такая вот власть очевидного, которая над нами довлеет -  она на самом деле пагубна, потому что за ней ничего не  скрывается. А Бог непознаваем, к нему сложно приблизиться. Чем больше мы его познаем, тем больше он отдаляется подобно  как в «Песне Песней» мы это видим. И не это движет человеком. Отношения человека и Бога -  это очень сложные  отношения общения. Не какого-то там слияния и всепогружения, а именно отношения общения, когда сохраняется этот диалог, сохраняется тайна, и чем ближе человек входит в общение, тем ему становится интересней, но не делает из Бога  идола. В противном случае мы погружаемся в обрядоверие, которое есть  тоже идолопоклонство.

 – Вопрос от рабы Божией надежды из Нижнего Новгорода.  В храме говорят, что во время поста  нельзя смотреть  телевизор. А мы смотрим «Союз», «Спас»?

 - Думаю, православные программы однозначно можно смотреть, но не злоупотреблять ими. То есть, если вы их смотрите постоянно, может быть имеет смысл все-таки почитать необходимые молитвы самим, почитать книги, почитать Евангелие. Уделите внимание близким, общение -  это тоже важно. Что касается других телеканалов -  то здесь смотрите сами. Мы уже с вами говорили о том, что главное в посту -  это на какое-то время удалиться от мира, сосредоточить ум,  сердце внутри себя, чтобы в таком состоянии задуматься над тем, кто ты есть, к чему ты стремишься, и с помощью Божией стать лучше, измениться.

Если нас при этом  будет отвлекать  окружающий мир -  поэтому в посту неуместны какие-то лишние развлечения, просмотр телевизора, потому что это просто вас удаляет от Бога, и мы должны  отдавать себе в этом отчет. Понятно, что пост очень длинный и человеку очень сложно – хочется посмотреть какие-то любимые программы или любимые фильмы. Но мы же должны понимать, что то, о чем мы говорим в посту – ведь это же должно быть и в нашей обыденной жизни, иначе все становится смешным. Сейчас мы постимся, через какое-то время про все на свете  забываем, и живем как обычно. То есть пост как раз и является способом  что-то так поменять, чтобы это оставалось, и мы могли это сохранить для своей следующей жизни. А иначе получится: пока мы  постимся и ждем с нетерпением праздника. А после праздника живем опять, как жили до этого, ни на что не взирая, обо всем забывая, и вот эта суета нас захватывает.

Кстати проблема суеты в нашем современном обществе очень важна,  потому что нас захватывает поток жизни. Спрашиваешь у людей: почему вы не ходите на причастие, почему вы редко ходите в храм? Люди говорят: работа, дети и т. д. Понятно, что этот поток жизни нас захватывает, но ведь смысл в том, чтобы  остановиться на какое-то время хотя бы, задуматься.  И воли у человека не хватает, зачастую не хватает мужества остановиться.  Ему действительно очень неудобно состояние поста. Есть такое понятие духовной тесноты  и Христос говорит о том что «Царство Божие нудится», то есть берется усилием. Значит, человеку, по сути, несвойственно. Ему не очень-то хочется – мы лишаемся пищи, праздных разговоров и т.д. и т.п. А в чем же тогда наша жизнь? Человек становится абсолютно пустым, и  может ли он в таком состоянии испытать радость жизни может ли он узреть то? Человек должен предощущать  то, что дает ему Бог, то есть должен верить, что Бог дает ему гораздо больше, чем он теряет. Иначе это состояние пустыни поглощает человека, разрушает его, и человек понимает: а как же я тогда  буду жить?

Ведь все мы живем под маской неких таких благочестивых христиан, под маской аскетов, иногда, когда мы погружаемся в аскетические подвиги.  А что в итоге? Мы говорим, что хотим стяжать нищету духовную, хотим приблизиться к раю. Представим себе, что такое нищета духовная - это лишенность духа в силу того, что сейчас его наполняет, в силу того мирского, чтобы дух смог наконец-то, собравшись в своем единстве, лицезреть Бога. И мне кажется, многих  эта ситуация просто пугает.  Может быть, не особенно, люди этого не понимают, но если бы они себя подвели до  этой границы, они наверно бы  очень серьёзно задумались.

В этом и состоит чудо веры – в том что, лишаясь этого, мы делаем шаг,  подобно Аврааму, который не знает наперед, что будет, но верит Богу. И Господь за это его награждает. Подобное этому и мы должны испытывать какие-то чувства. Иначе все это превращается в такую  серую текучку, суету жизненную с периодическими походами в храм -  кое-как, с опозданием, к концу службы.

Это, кстати, тоже очень важный момент. Пользуясь случаем, хотел бы  обратиться, что все-таки на Литургию нужно приходить к ее началу обязательно, чтобы отстоять всю Литургию, молиться, вовремя исповедоваться. Ведь раньше даже   и врата закрывали в храм, и невозможно было попасть, если ты приходил позже определенного времени. Это очень важно, чтобы человек   жил литургической жизнью, ведь мы переводим нашу  жизнь в некий рациональный план. Для нас христианство зачастую становится мировоззрением. Все мы веруем, считаем, что Бог есть, но не живем Христом.  А жить Христом -  это значит постоянно молиться, постоянно причащаться, постоянно пребывать  в этом  общении со Христом. Только тогда мы полноценные христиане, и уже на этом основании, как на фундаменте, мы можем построить что-то другое. Например, этику христианскую или дела милосердия, которые мы совершаем, опять же, во Имя Христово.

 - Вопрос из Санкт-Петербурга: обязательно ли получать благословение на Причастие?

 - Если вопрос о необходимости исповеди перед причастием - то в русской традиции эта ситуация именно такова. По русской традиции мы исповедуемся перед каждым причастием и получаем у батюшки благословение на каждое причастие. В других церквях это не всегда так, и там причастие есть, и исповедь. Они и так разные Таинства, но не всегда сопрягаются. Тут, на мой взгляд,  в приходской практике возможны варианты: если человек постоянно причащается,  если человек постоянно исповедуется, если его знает духовник, то наверно, он может  и просто благословить  человека  ко причастию.

Во всяком случае,  с точки зрения церковной истории мы здесь не можем усмотреть каких-то проблем. Потому что все те Уставы, которые  возникли в Церкви, они были связаны  с чем  -  со злоупотреблением. Мы же помним, что агапе первые христиане совершали -  они сначала совершали трапезу, потом причащались, но уже быстро ситуация поменялась, потому что стали возникать  злоупотребления, и люди с недостаточным рассуждением, как говорит апостол, приобщались Телу и Крови Христовой.

 - В течение поста часто  люди как раз и  говорят о том, что запрещено то, запрещено то, но очень редко задаются вопросом: «почему». Как вы считаете, все ли в посту имеет свою причину?

 - Сложный вопрос. Потому что много же разных уставов поста и  много практических подходов к этим уставам, потому что все по-разному соблюдают и  все по-разному исполняют пост. Поэтому очень сложно говорить о том, что же является исходной причиной именно тех установлений. Почему вот можно есть это, нельзя есть это, сейчас можно есть рыбу, потом нельзя ее есть…

 Я для себя, единственно, могу отметить -  эта практика, это опыт. Церковь путем проб и ошибок  сформулировала и сформировала этот опыт поста, и которого, кстати говоря, нужно  очень тщательно придерживаться. Иначе мы рискуем  и навредить здоровью, и все нарушить, потому что у большинства как раз переход к постной пище вызывает  множество проблем. Человеку постоянно хочется есть, он не знает, где поесть, начинает злоупотреблять количеством и т.д.

Отвечая на ваш вопрос, думаю, что это опыт. Опыт Церкви очень важен, потому что именно в этом определяется живость Церкви, Потому что она живая и не просто исполняет какие-то указания,  а она в постоянном общении с Богом,  и какие-то вещи  получаются, какие-то нет, отсюда и складывается практика. Тем более, она разнится в разных регионах, храмах даже иногда. Я не думаю, что это так важно. Главное  - само назначение.

-Вопрос из Калужской области от раба  Божия Николая. Уныние-  есть уныние, и есть депрессия. Депрессия, насколько я понимаю, это болезнь тела и лечится медикаментозно, то есть надо обращаться к врачу. А уныние -  это духовное. Как можно различить, в каком случае кому и куда и когда обращаться?

 - На самом деле, уныние и депрессия взаимосвязаны очень тесно, мне кажется. И не стоит их различать. Просто есть какая-то современная практика классификации заболеваний, есть святоотеческая. Понятно, что уныние как таковое, Святыми Отцами воспринимается тогда, когда человек отказывается от любви Божией, когда  как бы ставит на себе крест и говорит, что все - ничего хорошего со мной произойти не может, Бог не может мне помочь. Тем самым человек сам себя  закрывает от любви Божией, он сам -  что парадоксально! -  он сам является препятствием к своему же излечению. Потому что Господь всегда помогает человеку  в  любой ситуации. 

Понятно, что такая духовная ситуация порождает постепенно какие-то телесные следствия, которые  в теле закрепляются уже настолько, что так в один день эти духовные упражнения  оттуда невозможно извлечь, и здесь иногда требуется  даже и медикаментозная помощь, и помощь психолога. Сейчас много и православных психологов, можно всегда проконсультироваться и найти какие-то варианты. Единственно -  нужно соблюдать меру, потому что мы не можем полагаться на  препараты,  которые нас делают, может быть, менее восприимчивыми к стрессу и к депрессии, но при этом лишат нас и  многих других вещей. Нужно смотреть на каждый конкретный случай.

Если говорить об общем унынии, которое владеет всеми нами, то оно конечно, лечится в основном духовными средствами, и образом жизни, конечно. Мы сегодня говорили о диете, о прочих вещах. Ими нельзя пренебрегать, они  очень важны. Потому что Господь сотворил нас из души и тела, и за телом мы тоже должны следить. Оно должно работать, должно двигаться, должно жить так, каким его создал Господь, а не так, как мы его неправильно используем,  и оно не служит духовному, а просто нам мешает во всех отношениях. Так что, помоги Господи, думаю, что с Божьей помощью вы найдете для себя  правильное решение этой проблемы.

   - Часто дни рождения, именины выпадают на время поста, и чаще всего, как мне кажется, проблема с празднованием возникает именно из-за алкоголя, потому что бытует такое мнение, что алкоголь -  это продукт постный. Как вы считаете?

 - Мы же с вами понимаем, что любое воздействие на наш организм, когда мы теряем какой-то внутренний самоконтроль, мы теряем чувство рассудка и разума, пусть даже  в каких-то небольших  размерах -  оно нам так или иначе вредит. На мой взгляд, алкоголь с постом несовместим, хоть алкоголь  и продукт постный. На практике он таковым не является.

Понятно, что все мы причащаемся всегда, и  уже  пост нарушается, поэтому тут  нужно знать меру. Господь говорил, что «вино веселит сердце человека». Мы вкушаем вино на Всенощном Бдении, то есть само по себе вино посту, действительно, не вредит. Но если говорить именно о праздновании, то всегда здесь мера превышается, ненамного, но превышается. Человек хоть и становится веселым,  хоть стресс у  него и проходит, но  он же не сам этого достиг, нет уже того внутреннего самоконтроля. Поэтому в посту это может быть даже  и  вредно. Не могу давать какие-то советы, но если человек способен отказаться от алкоголя на протяжении всего поста - думаю, что это пойдет только ему на пользу.  Понятно, что речь не идет о причастии и каких-то церковных, когда на трапезе даже иногда для «труда бденного» разрешается чаша вина.

 - Спасибо батюшка. У нас осталась буквально пара минут. Может быть, какие-то пожелания для телезрителей  по проведению Рождественского поста?

 - Сегодня уже прозвучали поздравления с постом, и я тоже всех телезрителей, и Вас поздравляю с этим  праздником. Дай Бог, чтобы он для нас был именно праздником, чтобы это было внутреннее торжество, чтобы мы действительно ждали поста, чтобы мы хотели что-то в себе поменять, чтобы мы  трепетали  от этой встречи  со Христом, которая нам дается по благословению Церкви,  и чтобы спустя 40 дней, когда наступит Рождество Христово, мы  не пребывали в унынии и не ослабели от поста, а наоборот, вооружились Божественной благодатью, и пройдя этот пост, не жалели бы  о том,  что мы сделали,  а стремились бы и дальше. Ведь смыслом  поста является великое Таинство, смысл  Рождественского поста  - великое Таинство Рождества Христа и воплощение Бога и Слова, то есть Таинство нашего спасения. Нам дано приникнуть к этой тайне, дано к ней прикоснуться.

 - Спаси Господи, батюшка, было очень приятно нам сегодня общаться!

Дорогие друзья, я напомню вам, что с нами сегодня был клирик храма святых апостолов Петра и Павла в городе Петергофе, протоиерей Иоанн Смирнов. Ведущий Михаил Кудрявцев. Всего доброго, до новых встреч!

 

Гость передачи: протоиерей Иоанн Смирнов

Ведущий: Михаил Кудрявцев

Расшифровка: Галина Парамошина

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает духовник и старший священник Алексеевского женского ставропигиального монастыря города Москвы протоиерей Артемий Владимиров.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать