Аудио |
|
Скачать .mp3 |
– Здравствуйте, уважаемые телезрители! Глядя на то место, в которое мы приехали, сразу и не скажешь, что это Анапа. Но в городе-курорте есть не только пляжи и летние кафе, здесь существуют и свои святые места. О храме, посвященном батюшке Серафиму Саровскому, наша сегодняшняя программа.
И правда, откуда в курортном городе с его античными корнями и богатой воинской славой XIX столетия есть храм, построенный в стиле новгородско-псковского зодчества? Чтобы узнать, как здесь появилась церковь, отсылающая нас к XIII веку, обратимся к недавнему прошлому нашей страны.
Протоирей Александр Карпенко, настоятель храма святого Серафима Саровского (г. Анапа):
– В советские богоборческие времена в Анапе был всего один храм – на улице Гребенской. Все жители его знают и любят. Это был храм преподобного Серафима Саровского, но он был настолько мал, что когда горожанам вернули основной храм – Онуфрия Великого, то все равно было много проблем с тем, чтобы люди приходили на молитву. Встал вопрос о том, чтобы строить новый храм.
Надежда Калинина:
– В 2005 году приступили к работе, а в 2014-м на праздник Рождества Христова состоялась первая литургия. Кстати, видите этот флюгер? Его делали к открытию храма, только вот немного поторопились, но тут же вышли из положения, ведь по церковному календарю день первой литургии – Рождество Христово – был еще в 2013-м, так что ничего случайного, все закономерно.
При храме есть Дом Милосердия, сейчас он находится за моей спиной. Здесь опекают одиноких мам или пап, а также помогают немощным и пожилым людям.
Протоирей Александр Карпенко, настоятель:
– Социальная концепция Русской Православной Церкви была сформулирована совсем недавно но социальная деятельность Церкви – это природа Церкви, мы знаем об этом. Нуждающихся всегда было много, а в наше время, наверное, особенно, и поэтому на людские нужды нужно отвечать каким-то образом, тем более просители всегда, каждодневно приходят в церковь с какими-то нуждами. Вот и возникла такая идея.
Надежда Калинина:
– Если сердце храма – это алтарь, то здесь оно бьется очень быстро, как у ребенка, потому что прямо здесь же, на территории прихода живет много мам со своими малышами. Женщины, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, всегда могут найти поддержку в службе милосердия «Анапа-Мама».
Оксана Александровна Шевченко, подопечная службы милосердия «Анапа-Мама»:
– У меня шестеро детей. На семейном совете мы со старшими детками решили, что будем уезжать с Украины. Мы из Полтавской области – мирного региона, но такая ситуация сложилась, что детей лучше воспитывать в России, сама я русская. Там не стреляют, но морально тяжело очень. Мы люди верующие, православные, и, конечно, жить при храме, лучше и быть не может.
Елизавета Федоровна Пшеничникова, помощник настоятеля храма святого Серафима Саровского по социальному служению:
– Женщины попадают к нам, можно сказать, со всех городов нашей страны. Они узнают через Интернет, через «сарафанное радио», еще в прошлом году был вывешен баннер в нашем городе Анапе с телефоном доверия кризисного центра, и это тоже работало. В этом году у нас был уникальный случай: позвонила одна женщина, ее зовут София, и говорит, что приехала за младенцем из роддома. Она стояла в очереди на ребеночка и ей позвонили сказать, что в нашем анапском роддоме есть девочка. Приехала София забирать ребенка, но почувствовала, что мама не готова еще на сто процентов отдать его.
Надежда Калинина:
– Будущая приемная мама сама позвонила в храм Серафима Саровского с просьбой помочь другой молодой маме, оказавшейся перед непростым выбором. Мам с навороженными детками здесь немало.
Елена Евгеньевна Бондаренко, подопечная службы милосердия «Анапа-Мама»:
– Эта история тяжелая, она случилась в 2014 году: я уехала из Москвы, потому что мне негде было жить. Стояла зима, в Сочи я поехала впервые, нашла там работу, встретила будущего отца ребенка. Он сказал: «Я тебе помогу в жизни очень сильно, будешь моей женой». Мы прожили четыре месяца, а потом он сказал: «Найдешь лучше меня». Вот и все. А потом я опять оказалась на улице в том же Сочи, и где только ни жила. Конечно, так хорошо, как здесь, нигде не было, здесь море. Через семь дней мне будет тридцать лет, я всю жизнь мечтала попасть на море, и только к тридцати исполнилась мечта.
Надежда Калинина:
– Молодых мам учат планировать свою дальнейшую жизнь, ставить цели, трудиться.
Елизавета Федоровна Пшеничникова, помощник настоятеля храма
– Дом Милосердия не санаторий, не больница, место, где можно пережить какое-то время кризисную ситуацию, чтобы она разошлась, чтобы ее не было.
Елена Евгеньевна Бондаренко, подопечная службы милосердия «Анапа-Мама»:
– Мы с девочками дежурим на кухне: убираем, готовим, потом меняемся. До прихода сюда мы особо к Церкви отношения не имели, потому что вера была совсем потеряна. Потому что быть беременной и брошенной – это, как ни крути, все равно веру теряешь. И голодными были, даже на Московском вокзале жили какое-то время. Сейчас у нас все здорово: мой ребенок прекрасно себя чувствует, а счастье мамы – это, прежде всего, ребенок. Мы очень счастливы и не хотим отсюда никуда уезжать, если только в какую-то лучшую жизнь, а в худшую вообще не хочется возвращаться, очень страшно. Мы рады всему, каждому дню радуемся!
Надежда Калинина:
– Все социальные проекты, что действуют при храме, осуществляются при поддержке фонда «Православная инициатива». Есть здесь и богадельня для пожилых людей, и гуманитарный центр «Каритас».
Елизавета Федоровна Пшеничникова, помощник настоятеля храма:
– Мы организовали центр наверно, в 2011 году, а в 2016-м выиграли грант Синодального отдела и на эти патриаршие средства обустроили его. У нас сейчас стало очень красиво, да? Вам нравится здесь? Склад работает два раза в неделю: в понедельник и четверг с 12 до 16 часов. В один день обслуживается около сорока человек: многодетные мамы, нуждающиеся, бабушки, дедушки, одинокие мамочки – это наш контингент.
Надежда Калинина:
– Слово «Каритас» имеет несколько переводов: это и любовь, и уважение, и щедрость, и забота, а в целом – помощь, которая так нужна и бесценна в трудные минуты жизни. Мы уже говорили, что этот храм похож на церковь из прошлых веков: башенки, лесенки, многочисленные проходы. Вместе с сестрой милосердия, которую очень промыслительно зовут Елизавета Федоровна, мы идем по территории прихода, и вот, перед нами еще одна дверь.
Елизавета Федоровна Пшеничникова, помощник настоятеля храма:
– Мамочки, которые попадают в наш приют, если у них есть желание, могут обучиться швейному ремеслу. У нас есть доброволец педагог-швея, она рассказывает девочкам, как нужно снимать мерки, делать раскрои. Если у них есть желание, мы всегда рады им помочь.
Надежда Калинина:
– Кстати, с рукоделием здесь связана не только мастерская, но и церковь в Доме Милосердия. Она пока в строительных лесах, но уже сейчас можно увидеть и храмовые иконы, вышитые вручную, и оригинальную роспись стен, выполненную под рушники на окнах. Церковь посвящена святой преподобномученице Елизавете Феодоровне.
Но вернемся в храм батюшки Серафима, внутри он просто удивителен! Атмосфера в этом храме тоже особенная. Практически все внутреннее убранство церкви сделано руками прихожан. А если вам посчастливится побывать здесь на богослужении и вы увидите престол, то вспомните, что это цельный большой кусок камня, весит он две с половиной тонны и привезли его из древней Византии.
Протоирей Александр Карпенко, настоятель:
– У нас есть икона преподобного Серафима Саровского с частицей мощей, полученной от митрополита Исидора Екатеринодарского и Кубанского. Частица мощей воина Феодора Ушакова в ковчеге, который является точной миниатюрной копией его ковчега из Санаксарского монастыря. Частица мощей Петра и Февронии, Игнатия (Брянчанинова), Кавказского святителя. Есть, как и в любом храме, мощевики с мощами святых, намоленные иконы, старые иконы. Мы ставим своей задачей также приобретать или выручать из частных коллекций и даже из антикварных магазинов старые иконы и церковную утварь с тем, чтобы они служили, своему назначению отвечали и возвращались в церковную среду.
Надежда Калинина:
– Гости Анапы иногда шутливо, иногда полусерьезно спрашивают: «А когда вы закончите реставрацию этого храма?» И не только то, что церковь выглядит как старинная, заставляет их задавать этот вопрос. Дело в том, что работа по благоукрашению пока не прекращается.
Протоирей Александр Карпенко:
– Строительство не прекращается. Помню, когда я в детстве воспитывался при церкви, мне один священник давал назидание: «Запомни, миленький, что в храме всегда что-нибудь должно быть недоделано, всегда в храме должна быть работа, иначе если все будет сделано, то и копеечку не принесут». По сути дела наш единственный спонсор – Серафим Саровский, который посылал нам добрых людей, с его помощью и построен этот храм.
Надежда Калинина:
– Возвращаясь к тому, почему в курортной Анапе был построен такой несвойственный архитектуре этого города храм, здесь говорят:
Протоирей Александр Карпенко:
– Хотелось привнести в нашу жаркую и горячую Анапу немножко северного колорита и духовной прохлады. Может быть, это получилось, потому что когда приходишь сюда, то чувствуешь себя не как на юге. Вы, возможно, обратили внимание: у нас тут есть и березки, и сосны – это средняя полоса, как и те места, которые освящены подвигом Серафима Саровского. Мы попытались их воспроизвести. В убранстве храма минимум золота, вернее, оно вообще отсутствует. Основные материалы – это камень, дерево и металл. Люди приезжают сюда отдыхать, расслабляться и, слава Тебе, Господи, что приходят в храм. Приезжает много православных людей: со всей страны, и из-за рубежа тоже. Насчет особенностей скажу, что храм наш посещается в основном одним и тем же количеством людей за счет того, что в зимний период это местные люди, которые в летний период занимаются и огородами, и курортом, а их места заполняют отдыхающие. Вот так и живем по-христиански.
Записала Анна Солодникова
Отправимся в Ильинский храм села Панкрушиха Алтайского края. До революции эта церковь была самой большой и вместительной среди всех сельских храмов Томской губернии. О настоятелях храма, о том, как в 1991 году возвращали здание Дома Божия общине, и о том, чем живет приход, узнают зрители программы.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Читаем Ветхий Завет. «Обличение Иудеи. Оставили Бога». Священник Константин Корепанов
Свет невечерний. Семейная история церкви
Стихи над миром. Стихотворения Зинаиды Миркиной
Хранители памяти. Храм Святителя Николая Мирликийского в Бирюлеве. Часть 2
Плод веры. Журналист, правозащитник, лауреат премии Правительства РФ Ева Меркачева. Часть 2
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!