О земном и о небесном (Пятигорск). О символах

28 августа 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
Беседа с архиепископом Пятигорским и Черкесским Феофилактом.

– Сегодня поговорим о символах: что это такое и как они влияют на нашу жизнь. Если я не ошибаюсь, с греческого «символ» переводится как «условный знак» или «сигнал». Какие символы есть в христианстве? Есть ли второстепенные и главные, современные и древние?

– Да, конечно, есть. И я хочу сразу рассказать одну историю, как я почувствовал для себя важность и значимость символа. В храм зашла мама со своим ребенком, и ребенок спросил у нее, зачем наверху храма стоит крест. Я невольно стал участником этого разговора со стороны и подумал для себя: «Это символ, который означает...», – и начал вспоминать семинарские годы. Мама тоже попыталась ответить: «Знаешь, сынок, это крест, который символизирует собой...» Ребенок слушал, а потом сам предложил ответ для мамы, сказав: «А это чтобы все знали – тут живет Бог». Вот такой понятный указатель. Как адрес: когда говорят, где ты живешь, – дальше символы, которые как координаты приводят тебя в свой дом, в надежный дом. Также и в Церкви есть древние символы, которые сохранились с древних времен и по сей день используются (в том числе начертание креста, изображение икон, что тоже является очень глубоким символом, как некоторые называют – богословие в красках). И в том числе современные церковные символы, современные знаки используются в храме.

– Молитва «Символ веры». Какое значение здесь имеет слово «символ»?

– Это выраженное догматическое учение Церкви по отношению к разным сторонам нашей духовной жизни. Прежде всего исповедание Святой Живоначальной Троицы, исповедание догмата о рождестве Христовом, о страданиях Господа и Спасителя Христа, о том, как произошла эта трагедия при Понтийском Пилате, о рождении Церкви и о той внутренней силе, которая и поныне сохраняется в Церкви. Символ веры – это выраженные тезисы того, что мы исповедуем как нашу веру. Символ веры имеет 12 частей и был составлен на заре христианской традиции на первых двух Вселенских Соборах (IV–V века), где окончательно были зафиксированы все главные уложения и выражены в виде «Символа веры».

– А почему всем знакомый символ «крест» изображается по-разному? Иногда он с лодочкой, иногда без... Что это значит?

– Это связано с местом появления этого символа, в том числе с развитием церковной архитектуры, церковного искусства. К примеру, мы как-то говорили о татуировках и наколках. Кстати, у одних из древних христиан и поныне в Египте в христианской Коптской Церкви сохраняется такая традиция – христианин делает небольшую наколку в виде креста на правой руке. Для чего? Для того чтобы, когда он здоровается с другим человеком, другой человек мог увидеть этот знак и определить, что сейчас перед ним стоит христианин. В том числе это внешнее исповедание того, что является твоим внутренним содержимым. Это как по одежде человека определяют многие вещи (я не говорю о модниках, гоняющихся за модными одеждами). Или как по внешним признакам природы обозначают время года. Так и здесь – по этим внешним признакам, символам понимают внутреннее содержание этого человека.

– Задам Вам вопрос, может быть, несколько наивный. Заходишь в некоторые ювелирные магазины и такое количество христианских символов для украшения! Есть крестики и с камнями, и из разного металла... Любой можно купить? Как разобраться? Может быть, какие-то не стоит покупать?

– Думаю, что сейчас даже среди тех, кто является участником нашей дискуссии, уже есть свои ответы. Потому что не раз приходилось сталкиваться с категоричными заявлениями, когда, к примеру, девушка, впервые посетив святые места или какие-то особенные места, привозит что-то в подарок своим родителям (может быть, наставникам) и спрашивает: «А этот крестик православный?» Особенно если человек возвращается с западных христианских стран. Это как раз возвращает нас к тому, о чем мы уже говорили. В каждой Церкви, на каждой территории, в каждом народе есть свои узнаваемые христианские (если мы говорим о христианстве) символы. Это не означает, что мой крест лучше или хуже, чем крест, который носят, допустим, в какой-то Западной Церкви: например, в Риме или каком-то другом городе. Это не означает, что этот крест правильный, а тот крест – неправильный. Это скорее подчеркивает традицию, в которой создавались эти символы. И по этим символам можно прочитать и сказать: скорее вы относитесь к восточному христианству, а вот этот крест относится к символам западного христианства.

Различие внешнее, конечно же, существует. Но нужно понимать, что крест, который мы почитаем, – это, прежде всего, не то, что он сам в себе несет как изображение, а то, что я почитаю. Я перефразирую, чтобы еще быть более понятным: не всякий крест священен, а священен тот, который почитаю я. Например, если я вижу какую-то перекладину из двух жердочек или какое-то изображение из двух перпендикулярных линий – это же не означает, что это крест. Хотя отдаленно это напоминает крест, но это не Крест Христов. А вот если я почитаю эти пересечения... К примеру, взять крест равноапостольной Нины, просветительницы Грузии: она сделала крест из виноградной лозы, перевязав его своими обрезанными волосами. Мы понимаем, что это символ ее веры, ее исповедничества, и этот крест для нас свят, и мы его почитаем.

Так и здесь нужно относиться. Конечно, не гоняться за красивым, показательным изображением – всегда нужно отделять бижутерию, украшение от того, что украшает твою душу и твою собственную веру. Поэтому когда речь идет о символах, которые ты носишь на себе, соотнося их со своей верой, нужно заботиться прежде не о внешнем, а о внутреннем почитании этого символа.

– Владыка, Вы как-то рассказывали очень интересно о древних христианских символах: это рыба с хлебами, пеликан, который кормит своих деток. Еще есть символы: голубь, виноградная лоза. Почему их так много в христианстве? И что означают вот эти древние символы? Ведь мало кто знает об этом.

– Эти символы использовались в Древней Церкви как обозначение нахождения общин. Когда Церковь еще находилась в гонении и сами христиане преследовались за свое исповедание веры (как в той истории, крест не поставишь на доме, чтобы все видели, что там Бог живет), тогда на дверях рисовали символы. К примеру, один из самых древних – рыба. Для языческого мира это могло показаться изображением того, что скорее всего в этом доме живут рыбаки, и это просто знак того, чем занимается этот человек. А для христиан это был особый знак, который символизировал, что рыба здесь не случайно. А связано это с монограммой, зашифрованной в изображении. По-гречески «рыба» звучит как «ихтиос». Если это слово сделать монограммой, то ее можно прочитать как «Иисус Христос – Божий Сын, Спаситель». И христианские общины, видя этот знак, понимали, что в этом доме собираются христиане и что скорее всего в подвале, в катакомбах находится небольшой храм, куда можно прийти и помолиться. В том числе, изображая на себе некоторые символы, можно было по принципу «пароль и ответ на него» обозначить себя как христианина без опасности того, что эта община будет подвержена преследованиям и даже физическому уничтожению, что было в первые века христианства.

К таким же символам относятся и животные. Сам Христос нередко изображался в виде Агнца, как жертвенное животное, которое приносит себя в жертву; или, к примеру, в виде пеликана, который кормит своих птенцов. Мы знаем, есть такое сказание: чтобы сохранить жизнь своим птенцам, пеликан даже выклевывает из себя куски своей плоти и крови и вскармливает ими своих птенцов. Так и Христос Себя приносит в жертву ради того, чтобы сохранить в нас нашу свободную от греха жизнь. Вот эти древние символы прочитывались в новом осмыслении в христианской традиции сквозь Евангелие и запечатлевались как христианские символы.

– А что за символ «Неопалимая купина»?

– Это очень интересное воспоминание. Образ неопалимой купины связан с ветхозаветной историей, с пророком Моисеем, когда он в то время, как пас стада, увидел горящий куст, объятый пламенем, подошел к нему, удивившись, что услышал голос Бога, Который говорил ему: «Остановись, Моисей, сними с себя обувь, ибо перед тобой Сам Господь». Вот этот образ горящего и несгораемого куста стал образом присутствия Божия: что Бог хотя и громадная непреодолимая сила огня (или любой стихии), но при этом эта сила не направлена против человека, этот огонь горит и никого не сжигает, не попаляет. В современной Церкви таким символом стала Сама Пречистая Богородица, Которая родила Христа Искупителя и стала как та самая купина (куст) – объятая пламенем, но не сгоревшая, сохранившая Свою чистоту и Свою девственность. Этот образ Божией Матери очень часто можно встретить в любых храмах, который так и именуется «Неопалимая Купина».

– Символы часто используют в своих произведениях писатели. Например, Клайв Льюис в «Хрониках Нарнии»... Как к этому относятся в религиозных кругах?

– Совершенно понятно – к этому относятся с большим интересом. Именно с интересом. Потому что ты узнаешь в произведении вполне знакомые символы (тот же Аслан, лев), и ты знаешь, что это за древний символ. Ведь в виде льва один из евангелистов изображает Христа. Кстати, часто этот символ можно увидеть и в храмах: если подойти в центральную часть храма, поднять голову к куполу, то одно из четырех изображений, как правило, на сводах купола – именно лев. И ты понимаешь, что это речь о том самом; тебе, в том числе писатель или какой-либо символист, изображающий в символах свою веру и свою надежду, дает возможность поискать, стать соучастником этого поиска. Проще говоря, не просто дает тебе пищу «на, пойди поешь», а дает тебе удочку и говорит о правилах, как нужно ловить рыбу: вот он, символ твоего насыщения – удочка в твоих руках, а дальше – действуй! Если ты верно воспользуешься этим, то не останешься без обеда, ты найдешь то, что ищешь, – поймаешь рыбу. Вот так и здесь: символы – это, если хотите, удочки в наших руках.

– Христианин должен искать символы в повседневной жизни? Не опасно ли это – где-то видеть символ для себя?

– Иногда это действительно может быть опасным, но это опасно для лентяев. Знаете, я недавно видел одну замечательную фотографию: забор, за этим забором стоит громадное количество дорожных знаков, а на заборе кто-то очень мудро написал: «Господи, дай мне знак».

Иногда кажется, что какой-то знак или какой-то явившийся вдруг символ уж точно ответит нам на все вопросы. Но на самом деле мы должны понимать, что на все вопросы мы отвечаем своей собственной решительностью, своими поступками. Мы знаем о том, что хочет Бог. Мы знаем, что такое хорошо и что такое плохо. Мы знаем, что такое правда и что такое неправда. Так какой еще нужен символ, чтобы сказать: «Вот это – хорошо, а это – нет; это – правда, а это – ложь»?..

– А можно ли оскорбить символ? И страшный ли это грех?

– Скорее, можно оскорбить не сам символ, а тех людей, для которых этот символ очень дорог. К примеру, в порыве гнева жена (или муж) разрывает фотографию своего супруга (или супруги). Фотография – это же тоже символ. Но мы понимаем, что в это вкладывается ненависть. Когда человек с ненавистью это делает, то это опасно прежде всего для самого человека. В таких случаях страдает не фотография, которую рвут, и не крест, который подпиливают, а страдают те, которые делают это с ненавистью и во имя ненависти. Таковым, конечно, нужно помочь исправиться, помочь остановиться, потому что за символами пойдут люди живые и настоящие.

– Спасибо, владыка! Я, честно говоря, даже не ожидала, что такая очень консервативная, сложная тема станет такой интересной. И, конечно, Ваше заключительное слово...

– Спасибо за наше сегодняшнее общение.

Дорогие братья и сестры! Каждому из нас, наверное, хотелось бы в жизни, чтобы какие-то символы или знаки показывали нам верный путь. А может быть, у нас хватит смелости самим эти знаки раскладывать? К примеру, цветы утром для своей супруги. Или какие-то сладости для своих детей. Или говорить какие-то добрые слова, которые мы давно не произносили тем, кто рядом с нами. Эти люди удивятся и скажут: «Что же это происходит? Это какой-то знак». Это знак хорошего времени, это знак хорошего дня. Это знак того, что мы друг другу очень нужны, дорожим друг другом. Пусть эти символы очень часто наполняют нас, нашу жизнь надеждой, любовью и верой. Храни вас всех Господь!

Ведущая Юлия Бычкова

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать