Канон. Встреча с протоиереем Артемием Владимировым. Часть 2

18 мая 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3
Продолжение беседы с духовником Алексеевского женского монастыря, известным проповедником и миссионером - протоиереем Артемием Владимировым. В рамках программы батюшка прочтет несколько своих стихотворений. Кроме того, в эфире прозвучат две песни на стихи отца Артемия.

Протоиерей Артемий Владимиров – духовник и старший священник Алексеевского женского монастыря, миссионер, педагог высшей категории. Родился в Москве в 1961 году. В восемьдесят третьем окончил филологический факультет МГУ. В 1988 году принял священнический сан. Отец Артемий известен своими проповедями, в том числе на радио и телевидении. Протоиерей Артемий Владимиров – автор многочисленных книг, является членом Союза писателей России. За свою деятельность отец Артемий награжден орденом святого благоверного князя Даниила Московского III степени, орденом святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского, III степени, орденом святого страстотерпца царя Николая, орденом преподобного Сергия Радонежского III степени.

– Отец Артемий, Вы сказали, что в девятнадцатилетнем возрасте у Вас были сомнения.

– Это были даже не сомнения, это были борения. Дело в том, что современная молодежь, как правило, органично воспринимала веру, не было внутренней ломки, кризиса. Душа, как губка, впитывала в себя истины о Божественном откровении. А мы были отравлены коммунистической идеологией (не все было плохо в той эпохе: мы собирали макулатуру, металлолом), и когда вера пробуждалась в душе, ум вступал в противоречие с сердцем. Ум наш был заполонен такими формулами: «бытие определяет сознание», «труд сделал обезьяну человеком». Какая пошлость! И для того, чтобы принять сердцем истину о том, что я вышел из Божиих рук (как Адам, тело которого слеплено из девственной глины, и Бог вдохнул в него бессмертную душу), приходилось через тернии идти к звездам. Как говорили в Древнем Риме: Per aspera ad astra («от терний к звездам»). И это было тяжело.

– И как же Вы нашли свой путь? Вообще какой у Вас выбор был? Кем Вы мечтали стать?

– В детстве я хотел быть «дядей Стёпой», потому что мой троюродный дедушка – Сергей Владимирович Михалков. И я, начитавшись «Дяди Стёпы», мечтал о героической профессии милиционера. Потом некоторое время хотел быть строителем, в силу того что любил конструкторы. Но больше всего любил природу, уединялся в ее лоне, собирал грибы и в результате хотел быть лесником. Ну а когда окончил филологический факультет и попал в школу, то понял, что дверь среднего учебного заведения за мной захлопнулась навсегда.

Я нашел маленькую поэтическую зарисовку о том, что такое для меня урок, что такое дети и как с этим может сочетаться поэзия.

С улыбкою вхожу я к детям:

Любимый возраст – пятый класс.

Конечно, девочек две трети –

Так нынче водится у нас.

В глазах читаю затаенный

К усам и рясе интерес.

Мне сердце греет позлащенный

Красивый православный крест.

«Какой вы класс? Неужто пятый?

Ведь я подарки вам принес!

Но прежде посчитаем пряди

В моей чудесной бороде.

Их ровно столько, сколько пядей

Во лбу у батюшки, а те –

Знак мудрости...

Вот крылья – я поднимаю рукава, –

За мной хотите эскадрильей

Подняться к небу?» Раз и два

Неторопливых, плавных взмаха...

«Останьтесь, батюшка!» – кричат,

Разлуки ожидая в страхе...

«Нет, не покину я галчат –

Пришла пора дарить подарки!»

Лукошко достаю конфет.

«Для вас мне ничего не жалко.

Кто жить хотел бы до ста лет?»

Лес рук поднялся предо мною.

«Тогда подарок съесть нельзя!

Условия от вас не скрою. –

Я улыбаюсь в пол-лица. –

Его отдать должны вы маме...

Надеюсь, вас не огорчил?»

«Нет, батюшка, мы понимаем». –

«Бог вытерпеть да даст Вам сил».

Я обхожу детей, в ладони

Кладу по несколько конфет.

«Как твое имя?» – «Я Антоний». –

«Что ж, маме передай привет».

Увы, настал черед прощания.

Благодарю всех за урок.

Жаль, нету места в расписании

Для батюшки... Придет ли срок?

Я хотел только то сказать, что, обретя призвание педагога – учителя русского языка и литературы (а от педагога до священника один шаг), сегодня я, собственно, и пишу в прозе и иногда в поэзии для того, чтобы поделиться с самыми маленькими и любимыми своими прихожанами.

(Звучит песня «Осень» в исполнении иеромонаха Фотия (Мочалова), сл.: прот. Артемий Владимиров, муз.: И. Камалова.)

– Я хотел поговорить с Вами о поэзии как с филологом, ведь язык – это непрестанно меняющийся организм...

– Безусловно.

– ...он всегда живет. Современное поколение специально использует ненормативную лексику и возводит эту ненормативную лексику в язык новой элиты.

– Я думаю, это справедливо только для тех, кто не успел почему-то произойти от обезьяны. (Шутка.)

– То есть это провокация, которая пройдет?

– Мы – Божии создания, но живем в век одичания. Дело в том, что наша эпоха – это эпоха опущения всех норм и критериев: этических, эстетических. И мы так бы и падали вниз с ускорением 9,8 метра в секунду в квадрате, если бы не Мать-Церковь – столп и утверждение истины, то здание, которое существует вне времени и пространства и живыми камнями которого мы все являемся.

Русская земля стоит православной духовностью, и тысячелетняя культура – тот путь, который прошли наши предки. Сегодня каждый из нас главной задачей для себя должен поставить (когда речь идет о слове) эту: войти в культурное пространство, поднять пласты русской культуры. И не просто как астероид пролететь сквозь них (так дети проходят – сквозь – по Пушкину, Достоевскому; думаю, педагоги во многом виноваты), но войти в эту среду и что-то вынести из нее. Прочитать «Капитанскую дочку» Александра Сергеевича Пушкина, «Севастопольские рассказы» Льва Николаевича Толстого. «Я помню чудное мгновенье: передо мной явилась ты, как мимолетное виденье, как гений чистой красоты» – вложить в собственные уста эти благозвучные строчки, когда первый раз признаемся в любви. Словом, став русским человеком по культуре и по духу, мы сможем в живом общении делиться с нашими собственными детьми, друзьями, вынимая из сокровищницы своего сердца эти словесные рубины, алмазы, изумруды. Не как какую-то рухлядь, музейный экспонат, артефакт, но одушевляя наше слово интенцией правды и любви.

Вот я сейчас смотрю на виртуальных телевизионных участников нашей беседы: какие улыбки! Вот учительница русского языка и литературы говорит: «Ай да Пушкин! Ай да молодец!» Вот семилетняя девочка Маша даже перестала сосать леденец, потому что заворожена нашей с Вами беседой. А вот вижу зеленый ирокез!..

– Отец Артемий, посмотрите, а вот этот мальчик не поймет, как читать литературу так, чтобы не просто ставили пятерки в школе, но чтобы ее понять.

– Родители должны быть озабочены этим и начитывать детям вслух, прежде чем они уйдут в объятия к Морфею, заснут. Читать выборочно какие-то духовные, прозаические, поэтические произведения. Ведь современные дети мало читают, поэтому очень много зависит от Арины Родионовны. Если бы она Сашеньку Пушкина не усаживала перед собою, если бы не рассказывала ему про королевича, про тридевятое царство, тридесятое государство, я думаю, что Александр Сергеевич, конечно, как гениальный поэт раскрылся бы, но не в той мере, чтобы стать народным поэтом, создателем «Бориса Годунова», «Капитанской дочки», русских сказок.

Поэтому дело за нами, взрослыми, и дело за телеканалом «Союз». Чем больше удельного веса будет в таких культурообразующих передачах, когда молодые композиторы и литераторы будут делиться сокровищами своих дум и по закону сообщающихся сосудов мы вступим в синергию и почувствуем резонанс в какой-то радостной атмосфере, тем быстрее, думаю, победа будет за нами.

– Не было бы таких стихов, как у Вас, не было бы и того творчества, о котором Вы говорите.

– Вы знаете, признак психического здоровья – критическое суждение о самом себе, а также самоирония. Я все-таки достаточно трезво отношусь к себе, и для меня словесное творчество – это подспорье в общении с людьми, в душепопечении. Впрочем, Сент-Экзюпери говорил об общении как о роскоши. В нашей стране это единственный вид роскоши, который не облагается налогом. Признаюсь, вечером после трудового дня заберешься в свою норку, возьмешь перо – и перо к бумаге, мысли к голове.

Если можно, я Вам посвящу маленькое стихотворение, которое написано с мыслью о творчестве Набокова (когда он был молодым, он писал стихотворения). Это стихотворение посвящено многоточию.

Ушедшие на цыпочках слова –

Три в предложении последних точки…

Смотрю на них и думаю: sa va

Я в этой жизни прыгаю по кочкам...

 

Одна – улыбки светлой уголки –

Мне нравятся смеющиеся люди,

Их обретешь на жизненном пути,

Как светлячков в траве, – и не забудешь...

 

Другая кочка – выстраданный дар

Высокого и искреннего слова;

Оно – из трав благоуханных взвар,

Глоток, другой – в висках движенье крови.

 

Уже не с осторожностью иду

По почве заболоченной и зыбкой,

В лучах внимания лечу, парю

И сам свечусь от счастия улыбкой.

 

А третья точка-кочка – круг друзей

Спасательный... Какое это счастье –

Держаться за окружность из плечей

Тех, кто любить умеет без пристрастья...

Вот так кропаешь что-то вечером, ночью, а потом глядишь – и книжечку издадут.

– И не одну.

– Писатель пописывает, читатель почитывает – через это и получается роскошь общения, то единение душ, которое именуется русской культурой, отражающей стрелы всех этих пошлостей, мерзостей, гадостей. Я предлагаю нашей молодежи (воспользуюсь тем, что у нас всемирная кафедра) заменить эвфемизм «блин» (короткий и дурно пахнущий) на слово «оладушек». Давайте, дорогие друзья, когда мы испытываем какое-то затруднение или раздражение, будем произносить слово «оладушки».

(Звучит песня «Разлука» в исполнении Нуцы, сл.: прот. Артемий Владимиров, муз.: Н. Шаншиашвили.)

– Отец Артемий, у нас остается совсем немного времени. Обычно в заключение своих программ мэтр журналистики Владимир Владимирович Познер задает вопросы Марселя Пруста, «своего друга». Я с Марселем Прустом, к сожалению, не так близко знаком, но все-таки немного знаком...

– Это который написал «В поисках утраченного времени»?

– Да, это он. И он просил Вас спросить.

– Пожалуйста.

 – Ваши любимые писатели?

– Не претендую на оригинальность – Александр Сергеевич Пушкин.

– Ваши любимые композиторы?

– Петр Ильич Чайковский и Моцарт – хороший человек.

– Ваша самая характерная черта?

– Теплый юмор.

– Что является Вашим главным недостатком?

– Стремление и желание вкусно поесть за счет друзей.

– Ваше любимое занятие?

– Сон.

– Что для Вас счастье?

– Отдавать то, что приобретено потом, кровью и слезами.

– Ваше любимое изречение? Можно свое.

– «Надежда – наш компас земной, а удача – награда за смелость».

– Бог – это…?

– Бог – это Тот, Кто нас сейчас видит, слышит и любит.

– Батюшка, благодарю Вас за эту теплую беседу!

– Надеюсь, не в последний раз.

– С удовольствием придем к Вам еще в гости. На память о сегодняшней встрече мы хотим Вам преподнести в дар икону Светлого Христова Воскресения.

– Христос анести – алифос анести! Христос воскресе – воистину воскресе!

Я прижму эту икону к сердцу и пойду с ней тропой бескорыстной любви; глядишь, и встретимся еще иль раз, иль два до Страшного Суда.

Ведущий Александр Крузе

Записала Светлана Тодосейчук

Показать еще

Время эфира программы

  • Среда, 15 мая: 21:30
  • Четверг, 16 мая: 01:00
  • Четверг, 16 мая: 01:25

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать