Аудио |
|
Скачать .mp3 |
В продолжении беседы Александра Крузе с иеромонахом Фотием речь пойдет о необходимости введения цензуры на отечественной эстраде. Разговор коснется вопроса о том, нужно ли разделять личность и ее творчество. Также отец Фотий поделится рассказами о чудесах, явленных в его жизни.
– Сегодня мы продолжим беседу с насельником Свято-Пафнутьева Боровского монастыря иеромонахом Фотием (Мочаловым).
Иеромонах Фотий, насельник и регент Свято-Пафнутьева монастыря г. Боровска Калужской области, в миру Виталий Мочалов, родился в 1985 году в Нижнем Новгороде. С детства ходил в музыкальную школу, занимался игрой на фортепиано и вокалом. Пел на клиросе в церковном хоре. В 16 лет, после окончания всего одного курса музыкального училища, учебу пришлось прервать, так как юноша вместе с семьей переехал в Германию, в город Кайзерслаутерн. Там он открыл для себя еще один музыкальный инструмент – орган. Игра на католических и протестантских службах приносила деньги на карманные расходы. Спустя три года Виталий решил посвятить себя монашескому служению, в связи с чем вернулся в Россию. Принял иноческий постриг в 2010 году, в 2013-м был рукоположен в сан иерея, иеромонаха. В 2015 году принял участие в известном телевизионном проекте «Голос». Дойдя до финала, большинством телезрительских голосов объявлен победителем конкурса.
(В исполнении о.Фотия звучит песня Alejante.)
– Помимо духовной музыки Вы стали исполнять и светскую, и, конечно, сейчас Вас можно с уверенностью назвать известным артистом. На Ваш взгляд, нужно ли вводить цензуру в искусстве, подобно той, что была, например, в советское время?
– Достаточно включить любой музыкальный канал – что там крутят? Коммерческие клипы, где в основном танцуют полуобнаженные девицы; основной их контент – чувственные изображения, возбуждающие блудные инстинкты, и именно это нужно как-то уменьшить. Если это музыкальный канал, то на нем должна быть музыка разных жанров, не только хип-хоп или Ар-энд-Би, нужно нести еще и какую-то культуру. Я не говорю о том, чтобы звучала только опера или инструментальная классика, но необходимо все-таки разнообразить формат – например, ставить что-то из советского времени или романсы. Пусть они будут обработаны для современного слушателя, но все-таки будет уже представлено много разных жанров.
– В этом смысле проект «Голос» – как раз именно то, о чем Вы говорите, он как раз и расширяет рамки.
– Да-да, и причем только у нас в России. Очень много стран купили этот проект по франшизе, но если посмотреть их варианты, то там превалируют молодежные, современные жанры. А наши как раз в многожанровом формате.
– В Вашем репертуаре есть и песни Элтона Джона, и Imagine Джона Леннона. Стоит ли отделять личность художника от его творчества? Ведь тот же Леннон, например, был далек от религии и даже в одном из интервью сказал, что «Битлз» популярней Иисуса Христа.
– Знаете, я получал много разной критики. Например, критиковали даже за слова песни Imagine: «Представь, что нет религии, нет разделений...» Но это же философские слова, это не значит, что данная песня призывает к объединению всех религий или, наоборот, к аннулированию религии. Там другая мысль проводится. Еще меня упрекали за то, что в «Голосе» я пою песню «Монолог» на стихи Цветаевой, которая тоже была далека от религии.
– Но из Ваших уст ее слова зазвучали совсем по-другому…
– Да, по-другому. Они приобрели новый смысл, новые оттенки: «Я обращаюсь с требованьем веры и с просьбой о любви». Я стараюсь не соединять личность того, кто стоит за текстами, или того, кто исполнял песню, с самим произведением. Есть некие личностные моменты, но это совершенно не должно иметь большого значения. В основном люди не отождествляют песню с тем, кто ее исполнял, потому что все кавер-версии звучат по-новому и они каким-то образом уже соединяются со мной.
– А на какой музыке Вы воспитывались, какую любите слушать?
– Когда учился в музыкальном училище, слушал очень много классики. Я и сейчас ее слушаю. Люблю разные эстрадные жанры; люблю джаз, только не бессмысленную импровизацию, а тональный, хороший джаз. Люблю электронную музыку, что-нибудь из ретро 60-х, американского и нашего.
(В исполнении о.Фотия звучит романс «Сколь краток век наш, прочь скользящий».)
– Думаю, пойдя на проект «Голос», Вы рассчитывали, что к Вам повернется Александр Борисович Градский. А повернулся Григорий Лепс. Как Вы относитесь к его творчеству, и раскрылся ли он для Вас по-другому, нежели видит его зритель с экрана?
– Я абсолютно уверен в том, что наше знакомство с Григорием Викторовичем было именно промыслительным с точки зрения Божьего провидения. Во-первых, я увидел, что он прямо-таки «мой» человек, я увидел в нем черты характера, созвучные мне. У нас общие предпочтения в музыке, хотя, конечно, он больше певец шансонного плана, но он умеет чувствовать и романсовые произведения. Поэтому он мне давал и классику, и что-то из Бочелли – он умеет ценить и такое искусство.
(В исполнении о.Фотия звучит неаполитанская песня «Mama».)
– Вашу победу на проекте «Голос» иначе как чудом не назовешь. Я хотел бы Вас попросить рассказать, случались ли в Вашей жизни еще какие-то чудеса.
– Я благодарен Богу за все интересные события и обстоятельства, которые всегда складывались в моей жизни. Может быть, у каждого человека что-то происходит, если он старается жить с Богом, но в моей жизни это как-то особенно проявилось. Это касается даже моих мечтаний: например, я мечтал играть на органе, и Господь дал такую возможность. Я считаю это чудом! Ведь для этого нужно было сначала в Германию переехать. И Германия –еще одно из таких моих внутренних стремлений: мне хотелось посмотреть другую страну, пообщаться с иностранцами… Но чтобы со мной случались прямо вот совсем чудеса-чудеса, сверхъестественные события – такого не было.
– Но бывают же такие маленькие события, когда ты позже понимаешь, что это было послано Богом.
– На самом деле это происходит сплошь и рядом. Если приглядеться, проанализировать хотя бы свой день, то уже видишь: вот автобус появился, как только ты подошел к остановке; вот тебе написали люди, о которых ты только что вспомнил, а вы до этого пять лет не виделись... Были у меня сны иногда, очень красивые. Я не сторонник верить в сны и не призываю к этому людей. Но бывают такие сны, которые кардинально отличаются от всех прочих, повседневных: ты чувствуешь, что это настоящий знак, посыл от Бога. Я не буду детально рассказывать, но пару раз я видел лик Спасителя во сне, Он мне что-то говорил, к чему-то призывал, и я дорожу такими моментами. Просто так не может такое присниться, и те слова, которые Он мне говорил, тоже не могут быть выдуманы или как-то сфантазированы моим сознанием.
– В заключение нашей беседы я хотел бы попросить Вас сказать несколько напутственных слов всем нашим телезрителям.
– Хочу, чтобы каждый из вас стремился что-то созидать в своей жизни, потому что Господь всем нам даровал такую возможность, каждому в своей мере и каждому в своей области. Все мы в чем-то творцы, мы стараемся подражать Богу в творческой деятельности, и каждый из нас может приносить пользу всему человечеству и своим близким. Нужно созидать самих себя и учиться чему-то новому, постоянно работать над своим сердцем, чтобы в нем не было никаких вредных движений – вредных душе и нашим близким. Мы должны стараться соблюдать в чистоте свою душу и сердце.
– Батюшка, я от всего сердца благодарю Вас за сегодняшнюю встречу. Сегодня я лично для себя сделал главный вывод: современное поколение иначе воспринимает мир, чему поспособствовал и прогресс, и в связи с этим более быстрый ритм жизни. Чтобы как-то привлечь молодежь к высоким нравственным ценностям, к вере, нужно быть актуальным и следовать в ногу со временем. И Ваше появление в медиапространстве – пример моим словам. Спасибо Вам. От себя лично и от программы «Канон» хочу подарить Вам икону Смоленской Божией Матери для помощи в путешествиях. Совсем скоро у Вас начинается тур, мы желаем Вам удачи, сил в Вашем нелегком миссионерском труде, и храни Вас Господь!
Автор и ведущий: Александр Крузе
Расшифровка: Татьяна Башилова
В новом выпуске музыкальной программы - встреча с певицей, автором песен, участницей популярных телевизионных проектов, матушкой Людмилой Кононовой. Она поделится со зрителями интересными рассказами о приходе к Богу и появлении творчества в жизни. Кроме того, матушка исполнит в студии несколько своих песен.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Всенощное бдение 27 апреля 2024 года
У книжной полки. Уроки по Закону Божию
«Православный на всю голову!». Об опыте борьбы с гневом
Благая часть. 26 апреля 2024
«Источник жизни» (Нижний Новгород). Выпуск от 26 апреля 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!