Канон. Автор-исполнитель протоиерей Александр Старостенко. Часть 2

24 марта 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
Продолжение беседы с автором-исполнителем протоиереем Александром Старостенко. Отец Александр расскажет о своем опыте общения с афонскими старцами и исполнит несколько собственных песен.

– Здравствуйте, дорогие телезрители! Сегодня мы продолжим беседовать с автором-исполнителем, протоиереем Александром Старостенко.

Протоиерей Александр Старостенко – священнослужитель Русской Православной Церкви, автор-исполнитель православных песен. Родился на Украине, в городе Сумы, в семье офицера Военно-воздушных сил Советской армии. Пастырское служение несет с начала 90-х годов прошлого столетия. Музыкальная карьера отца Александра складывалась поэтапно. В юности он, как и многие мальчишки его поколения, пел в компаниях под гитару. Проходя службу в рядах Советской армии, начал сочинять стихи и музыку. Только спустя годы, уже будучи священником, отец Александр записал свои песни; точнее сказать, друзья заставили его записать, так как сам он смущался выносить свое творчество на широкую аудиторию. Первый альбом «Истина одна» настолько понравился слушателям, что батюшку стали приглашать на различные творческие вечера и фестивали авторской православной песни. С тех пор пастырский долг отца Александра включает в себя еще одну важную миссию: приводить людей к Богу через свою музыку и чистые песни.

Отец Александр, в прошлой программе я сказал, что священник как солдат: ему приходится менять много мест службы. Я знаю, что несколько лет назад Вы окончательно переехали из Украины в Россию. Это так?

– Да.

– И у Вас там остался храм в честь Ксении Петербургской, который Вы сами возводили?

– Да, храм святой блаженной Ксении Петербургской построен на территории городской больницы. Там сейчас служит молодой батюшка, так что храм не оставлен один. Остались прихожане, они молятся.

– Если говорить о ситуации с Россией и Украиной, то каков Ваш взгляд на эту проблему?

– Это очень тяжелая проблема для любого человека, не важно, из Украины он или из России.

– Просто Вас это коснулось лично.

– Да, я коснулся этого лично и сейчас не могу даже перейти границу, потому что идет много угроз из-за моего мнения о том, что мы – Святая Русь и должны любить друг друга в духовном понимании. Мы должны понимать, что Святая Русь (Россия, Украина и Белоруссия) неразделимы, как Святая Троица, – это писал преподобный Лаврентий Черниговский. Мои убеждения многие восприняли как агрессию, поэтому так получилось, что для меня, по сути, дорога туда закрыта.

– Вы много общаетесь со старцами, в том числе были на Афоне. Как на всю эту ситуацию смотрят старцы? Что они говорят, какие дают советы?

– Старцы на Афоне с духовным утешением говорят о России и о том, что наша страна является оплотом и защитой истины на земле. Они просят, чтобы мы оставались верны Православной Церкви, не предавали ее и не смешивали с другими верами. Как существует Россия в духовном плане, так будет существовать и будущее всей земли. Такое назидание я слышал от старцев. Отношение к России, к русским очень положительное. Когда мы приезжали к отцу Гавриилу – одному из величайших старцев, который был соседом преподобного Паисия Афонского, – он, узнав, что мы из России, выбежал из кельи, обнимал и благословлял нас с большой радостью, принимал нас как родных. Мы увидели его реальную любовь к нам, русским. Он сказал, что Россия – это оплот православия на земле, и чтобы мы хранили нашу веру и истину.

– Многие люди, в том числе и православные, интересуются (а это свойственно человеку) тем, что будет в будущем. Они стараются найти какие-то пророчества. Какой вы можете дать совет, как относиться к пророчествам в целом?

– Знаете, пророчеств существует много. Бывает, что одни с другими в унисон, бывает, и разделяются. Я считаю, что пророчества пророчествами, но нам нужно вести покаянный образ жизни, просить у Господа. Даже если есть какие-то пророчества, приносящие уныние, о том, что будет война или еще что-нибудь ужасное, мы все-таки должны понимать, что если будем молиться Господу Богу, просить Его милости и каяться в своих согрешениях, то такие ужасные пророчества могут и не сбыться.

– А нужно ли вообще интересоваться пророчествами или нам достаточно того, что есть четыре Евангелия, Апокалипсис?

– На Афоне от одного монаха я слышал пророчество о событиях, происходящих сейчас на Украине, в России и в мире в целом. Не буду сейчас ничего говорить об этом пророчестве в эфире. Я его выслушал, но в каждом своем обращении к Богу я прошу, чтобы этого не было: «Господи, не допусти, прости нам грехи наши тяжкие». Господь может. В Священном Писании часто были пророчества, которые должны были сбыться, но покаяние народа повернуло эти пророчества в другую сторону, не позволило, чтобы они осуществились. Я думаю, все зависит от нашего покаяния, нашего христианского образа жизни. Нужно оставаться в истине православной веры. Мне кажется, что именно это даст нам возможность избежать ужасных, страшных гибельных пророчеств, чтобы они не сбылись ни в коем случае.

– И важно не терять радость жизни, не впадать в уныние.

– Ни в коем случае нельзя терять. Господь милостив, Господь любит. Один священник говорил мне: «С Господом надо разговаривать так, как ты бы разговаривал с родным отцом. Он это все понимает, все воспринимает». Нам нужно своим сердцем беседовать с Господом, просить о том, чтобы Он помиловал нас. Я надеюсь, что все плохое когда-нибудь исчезнет и остановится. Я читал в одном из пророчеств святых отцов о ситуации, которая сейчас сложилась на Украине. Они писали так: «Наступит время, когда преподобные отцы Киево-Печерские и новомученики и исповедники Российские вымолят союз трех государств Святой Руси». Я стремлюсь к таким пророчествам и больше верю им, чем тем, которые говорят об ухудшениях и страшных моментах в нашей жизни.

– Что ж, будем все стремиться к этому и молиться.

– Да, обязательно будем молиться и каяться в своих согрешениях. Тогда Господь пошлет благо и милость, потому что любая скорбь – как вразумление. Болезнь посетила – значит, что-то не то сделал, Господу пришлось таким способом тебя останавливать. Так же и в народе, в жизни и в стране: значит, что-то не то делаем. Это только покаяние и молитва могут исправить.

– Отец Александр, Вы можете рассказать о зрительской аудитории, которая Вас слушает? Как она преображается после Ваших выступлений?

– Я люблю творчество очень многих православных исполнителей, мне нравятся многие их песни. Скажу, что реакция бывает разная, и когда я лично исполняю, и у других. Но самый главный мой вывод такой: нужно, чтобы было больше православных исполнителей. Когда-то я выступал перед студентами и увидел реакцию на свои песни. Эти дети, эти студенты могут воспринимать, они все это понимают, но им никто не преподносит, они не слышат этого. Когда они подходят после концертов и спрашивают, где можно найти и послушать такие песни, я понимаю, что у них духовный голод. Все то, что мы часто слышим по радио и телевидению, совершенно не той тематики, не того внутреннего наполнения. Там даже иногда непонятен смысл слов. Когда прочитаешь стихи, не поймешь, для чего и на какую тему это написано.

– Видимо, это просто одурманивание масс.

– В одном эфире я когда-то рассказывал, что у меня был товарищ – очень известный музыкант. Когда я задал ему вопрос по поводу его самых популярных песен – шлягеров, с которыми он с группой выступает, он сказал, что все они были написаны под действием наркотического опьянения. Он признавался, говорил: «Мы накуримся и создаем их». Я взял его тексты и попытался от начала до конца разобраться, о чем он хочет сказать, но ничего не понял. Я задал вопрос. Он улыбнулся и сказал: «Мы с ребятами покурили, и мне пришли эти строки».

– Ведь это делается умышленно? Ведь не только в нашей стране, мировые массмедиа культивируют сейчас это.

– Если взять конкретного человека, то, скорее всего, не умышленно, а от его свободной жизни, которая ему позволяла это. Он же не знает, что можно из жизни взять.

– Тут страшно, что у человека есть полномочия. Он может нести свет, какие-то жизнеутверждающие принципы, а он, получается, с такими силами заигрывает.

– Многие говорят о том, что песни должны иметь тематику и тянуться в небеса, к Богу. Тогда они будут действительно приносить пользу. На эстраде сейчас такого нет, просто развлечение. Когда-то я был свидетелем разговора православного исполнителя с очень известным музыкантом. Послушав православного исполнителя, этот музыкант сказал: «Извините, конечно, но ваша песня примитивная». А православный исполнитель (тоже батюшка) ему ответил: «Я с вами согласен. Вы, конечно, популярный певец, вас многие знают, слушают, уважают. Но знаете, какая разница между нами и нашими песнями? Под мои песни Богу молятся и прощения просят, а под вашу песню хорошо водку пить». Вот такой интересный диалог произошел у них. Так и получается.

Был такой интересный случай: один из моих слушателей, директор ресторана, решил поставить мои песни у себя в ресторане. Он поставил две песни, которые я исполняю под гитару. Пришли две пары (мужчины с женщинами), они подошли к бармену и попросили выключить эти песни. Бармен задал вопрос: «Вам не нравится?» – и получил ответ: «Нравится, но не хватает совести налить стакан водки под эту песню».

Мне кажется, что духовное пение, то, как поют многие наши православные исполнители, человеку необходимо как воздух. Я убеждался в этом, когда во время подписания мною дисков люди подходили, плакали и благодарили. Один человек рассказывал, что когда-то был в сложной ситуации, можно сказать, что даже между жизнью и смертью, и, слушая мои песни, нашел выход из этого положения. Он приехал из другого города, чтобы поблагодарить меня за эти песни.

Хочу не о себе сказать, что я весь такой талантливый, такой прекрасный. Просто я видел эти ситуации и у других исполнителей.

– Вы ощущаете себя в первую очередь проводником того, что идет свыше? Вам эти слова приходят, и Вы их транслируете?

– Сто процентов. Иногда я, возвращаясь назад, к своим первым альбомам, к первым стихам и песням, думаю: откуда? кто мог подать мне это? Я убежден на сто процентов, что такую тематику благословляет Господь Бог. Бывает, что дадут тебе стих, ты можешь месяцами к нему подходить, и не получается. Берешь гитару, стих вроде бы хороший, а ты не можешь. А бывает: дадут стих, ты только первый раз взял, и моментально к тебе идет мелодия. То есть это происходит вне меня. Еще раз повторюсь, что иногда оглядываюсь и понимаю, что это не мной написано.

– А как Вы считаете: музыка должна только воспитывать и возвышать человека? Все-таки эстрадный жанр должен существовать?

– Он должен существовать, но не должен развращать человека. Есть очень хорошие строки Валентина Гафта «Стихотворение о попсе» (так и называется). Он говорит: когда в песне поют о том, как один кусочек тела любит другой кусочек тела, это ненормально. И для того чтобы себя показать, надо обязательно без штанов выступить. Это какое-то безумное состояние. А вот если спеть песню о смелости мужчины и об искренней любви к женщине, то с такой песней можно и в бой пойти.

Недавно на концерте я затронул такую интересную тему: говорил, что слушал, как поет очень популярный Сретенский хор, и в один момент представил, что мы в армии, на войне. И вот враг стреляет так, что не позволяет нам даже поднять голову из окопов. Но я думаю, что если бы услышал, что рядом запел Сретенский хор, пусть даже такую народную песню, как «Черный ворон»… Сила песни такая, что может поднять человека в атаку, в бой.

Мне кажется, что любая песня, любая музыка должна человека формировать. Однажды один из членов жюри фестиваля высказал такое мнение, что песня, прозвучавшая в течение пяти минут, может полностью изменить людей в зале. Человек может прийти одним, а уйти совершенно другим.

– Так же, как Вас в свое время поменяла одна строчка из Евангелия.

– Поэтому я думаю, что к этому надо стремиться, но ни в коем случае в песне не должно быть пошлости и всей остальной грязи, потому что вся пошлость останется, она не способна к созиданию. Человек иногда включает веселую музыку, чтобы «разгрузиться», выйти из уныния, отчаяния. Тогда она помогает. Я слышал от одного старца, как к нему пришел человек и сказал, что находится в унынии, слушая спокойные песни. Старец сказал ему, чтобы тот включил Радио FM и немного разрядился, чтобы выйти из этого. «Враг, – говорит – тебя немного придавил в этом состоянии». В любой ситуации должно быть рассуждение. Я вот пишу на эту тематику, но иногда слушаю хорошие веселые песни, такие, которые несут нравственность и в которых нет пошлости. Они меня радуют. Не бывает такого, чтобы только православная тематика.

– Отец Александр, позвольте нам еще немножечко возвыситься благодаря Вашим песням. Что Вы нам исполните?

– Хочу спеть песню на стихи Д. Мережковского «О Боже мой, благодарю Тебя». Это одна из новых песен.

– Отец Александр, с горечью хочу отметить, что эфирное время подходит к концу. На самом деле у меня осталось множество вопросов, но могу Вам сказать, что, послушав Ваши произведения, лично для себя я нашел многие ответы. Спасибо Вам большое.

– Спаси Господи!

– У нас существует такая традиция, когда в заключение программы гость говорит напутственные слова. Сейчас идет Великий пост, и я прошу Вас сказать добрые слова телеаудитории.

– Дорогие мои! Я Вам искренне желаю поститься не телом, а душой. Не бояться колбасы, не бояться молока, а бояться человека обидеть, причинить ему боль. Как говорил мне один старец: «Не бойся съесть колбасу, а бойся съесть человека». Основное направление поста заключается в том, чтобы удержать язык свой от зла, от осуждения, не раздражаться, не делать никакого зла ближнему. Это основное движение поста, это называется «пост спасительный». Поэтому я вам желаю, чтобы ваш ангел-хранитель помог вам в этом посту как можно больше поддерживать тот образ жизни, который порадует нашего Господа Спасителя Иисуса Христа. И пусть Господь хранит вас во все дни вашей жизни. Спаси вас всех Господь!

– Отец Александр, мы с телезрителями подготовили для Вас небольшой подарок, хотим подарить Вам образ Спасителя. Также мы желаем Вам душевных и телесных сил. Продолжайте нас радовать своей удивительной искренней музыкой, и Божией Вам помощи во всех Ваших делах.

– Благодарю, и Вам тоже желаю всяких благ, щедрот от Господа и милосердия, и милостыню Вашей передаче, чтобы эти выпуски помогали людям находить путь к Богу.

Ведущий Александр Крузе

Записала Людмила Ульянова

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 27 апреля: 02:05
  • Суббота, 27 апреля: 12:05
  • Среда, 01 мая: 21:30

Анонс ближайшего выпуска

В новом выпуске музыкальной программы - встреча с певицей, автором песен, участницей популярных телевизионных проектов, матушкой Людмилой Кононовой. Она поделится со зрителями интересными рассказами о приходе к Богу и появлении творчества в жизни. Кроме того, матушка исполнит в студии несколько своих песен.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать