Хранители памяти. Церковно-археологический кабинет МДА. Эскизы росписи церкви в Абастумани М.В.Нестерова. Часть 1

8 сентября 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3

Мы отправляемся в Церковно-археологический кабинет Московской духовной академии, в экспозиции которого впервые после реставрации представлены эскизы Михаила Васильевича Нестерова, подготовленные художником для росписи церкви святого благоверного князя Александра Невского в грузинском местечке Абастумани. Об этих эскизах и о самой росписи расскажет хранитель фондов Церковно-археологического кабинета священник Артемий Головчанский.

– В моих руках фотография фрагмента росписи церкви святого благоверного князя Александра Невского в грузинском местечке Абастумани. Фотография была сделана в начале XX века сразу после того, как художник Михаил Васильевич Нестеров окончил роспись храма. Эскизы росписей и фотографии впервые представлены в Церковно-археологическом кабинете Московской православной духовной академии. Об этом рассказ в нашей сегодняшней передаче «Хранители памяти».

Михаил Васильевич Нестеров – художник, много работавший в жанре религиозной живописи и иконописи. Стоит вспомнить хотя бы его хрестоматийное полотно «Видение отроку Варфоломею» и фрески во Владимирском соборе в Киеве. Роспись церкви в Абастумани занимает в его творчестве особое место.

Священник Артемий Головчанский, хранитель фондов Церковно-археологического кабинета Московской духовной академии:

– Сейчас мы с вами находимся в малом актовом зале Московской духовной академии, в здании царских чертогов. Мы готовы вам представить эскизы Михаила Васильевича Нестерова, подготовленные автором для росписи храма в Абастумани. Долгое время эти эскизы находились в хранилище нашего музея, выставить их не представлялось возможным. Они были в хорошем состоянии, но не были полностью подготовлены к экспозиции: не было рам, паспарту, они требовали небольшой косметической реставрации. И не так давно, в конце 2014 года, наши работы были выставлены в Москве, где проходила посвященная 700-летию преподобного Сергия Радонежского выставка под названием «Видение Михаилу Нестерову». Эти работы произвели большое впечатление на гостей выставки, на экспертов, знатоков живописи, иконописи. На пресс-конференции, которая предвещала открытие выставки, присутствовало большое количество средств массовой информации, в том числе и государственные каналы, так что творчество Нестерова и по сей день интересно широкому зрителю. Действительно, его работы, его творческое наследие можно изучать годами. И сейчас можно изучать, несмотря на то что творчество М. В. Нестерова изучено как нельзя лучше, намного лучше, чем творчество других художников, потому что после Михаила Васильевича осталось большое наследие не только живописное, но и эпистолярное. Мало кто знает, но Нестеров был мастером слова, осталось несколько рассказов, основанных на его воспоминаниях, и все это дает нам возможность изучать не только живопись и иконопись Михаила Васильевича Нестерова, но его духовный и душевный склад. Мы можем проследить, что он хотел и как он хотел изобразить на фресках настенной живописи или в картинах, что у него получилось и что не получилось.

По окончании выставки в Москве нашелся спонсор, который оплатил реставрацию тринадцати работ Михаила Васильевича Нестерова в Пушкинском музее. После реставрации эти работы вернулись к нам обратно в Церковно-археологический кабинет, и сегодня любой желающий посмотреть их может приехать в Московскую духовную академию и прийти в Церковно-археологический кабинет, где они находятся. Конечно, отсюда мы их впоследствии уберем и найдем для них более презентабельное место. Как видите, они здесь стоят достаточно плотно, нет возможности всегда их обозреть, потому что малый актовый зал используется для различных мероприятий. Со временем, я уверен, мы обязательно найдем место для этих работ и они будут более доступны для зрителей.

Немного расскажу о росписи этого храма. Георгий Александрович Романов, брат Николая II, прославленного в лике святых, жил в Санкт-Петербурге, но заболел туберкулезом, и врачи ему посоветовали переехать в теплые места. Он переехал и поселился в Абастумани. Это небольшое местечко в Грузии, сейчас это поселок городского типа. Там был возведен дворец цесаревича, наследника царского престола, и там же Георгий Александрович, который полюбил грузинскую архитектуру, живопись и иконопись, пожелал построить храм. Он пригласил для этих целей Михаила Васильевича Нестерова, который только что закончил роспись Владимирского собора в Киеве. После этой росписи, где Нестеров находился под руководством других художников, ему уже хотелось попробовать себя в самостоятельном плавании. И теперь, когда его приглашает императорская чета, когда его приглашает наследник императорского престола, он с радостью соглашается, приглашает вместе с собой других художников, которые должны были разделить его участь иконописца, живописца. Но так складывается, что в Абастумани он едет сам и трудится над созданием 56 настенных образов. Было много искушений при постройке этого храма. Стены были отштукатурены неверно, неправильно, и, после того как уже начали писать фрески, штукатурка начала лопаться, портиться, и пришлось все сбивать и делать заново. Храм святого благоверного князя Александра Невского был создан по образцу древнего грузинского храма в Зарзме. Интересно, что, перед тем как создавать эти великолепные образы, роспись храма, Михаил Васильевич Нестеров вместе с цесаревичем перемещался по Грузии, исследовал древние грузинские росписи… То есть мы не можем сказать, что Нестеров писал образы в этом храме совсем в отрыве от грузинского церковного творчества, в отрыве от канонической иконы. Понятно, что люди, которые смотрят на эти работы, как его современники, так и сейчас, могут увидеть, что образы, созданные Михаилом Васильевичем Нестеровым, далеко не иконографичны. Это русский модерн в грузинских горах. Нестеров полагал, что ему лучше создать образы так, как он это чувствует, а не копировать, как делали другие иконописцы, художники. Он считал, что это будет честнее. И Афанасий Фет, когда увидел готовые работы и их эскизы, сказал, что «в каждом образе царит весны таинственная сила». И действительно, перед росписью Михаил Васильевич Нестеров сказал цесаревичу, что он желал бы расписать храм в пасхальных тонах. Мы знает, что все храмы, которые расписываются у нас на Руси, расписываются по канонам. В XVIII - XIX веках, конечно, от канонов были отступления, иконография приобретала более живописные черты. Михаил Нестеров создал что-то совершенно выдающееся: кроме самих образов, разместил там русскую природу, какие-то черты пейзажа. Он не стал слишком сильно создавать черты грузин в образах. Он понимал, что создает этот храм для царской четы, для царской фамилии, поэтому лики романтизированные, сказочные немного, и в некоторых образах мы даже увидим некую былинность. Например, образ святого великомученика Георгия создавался не совсем как подобает по канонам. В 1898 году Михаил Нестеров был приглашен для росписи; в этом же году он представил Георгию Александровичу план этих росписей и отправился заниматься непосредственно работой. Кстати, сам храм возводил архитектор Императорского Дома Отто Симансон. После того как храм был готов, а 13 сентября 1898 освящен, Михаил Нестеров отправился для росписи этого храма.

Но так произошло, что Георгий Александрович летом 1899 года скоропостижно скончался. Он отправился в горы на своем самодвижущемся аппарате (небольшом мотоцикле), ему стало плохо, и врачи не смогли его спасти. Он скончался там, в Абастумани. На месте кончины великого князя была поставлена часовня, которая это место ознаменовала. Михаил Нестеров расписывал храм, когда заказчик уже скончался.

Так получилось, что то собрание эскизов, подготовленных к росписи этого храма, было без ведома самого художника выставлено в Санкт-Петербурге Михаилом Александровичем, наследником престола, так как после смерти Георгия Александровича эти работы, эскизы по наследству достались ему. То есть он уже как хозяин распорядился выставить их в Санкт-Петербурге. Михаил Нестеров был не готов к этому, из его писем мы знаем, что он выставлял только те вещи, которые были закончены, которые ему самому очень нравились. Здесь он еще был не готов встречать критику в свой адрес, но тем не менее в начале XX века, в 1901 году, эти работы были выставлены. Когда уже пошел шквал критики со стороны художников, современников, исследователей, он в это время еще продолжал расписывать храм и, конечно, эти оклики, эти критические статьи не оставляли его равнодушным, он об этом знал. Конечно, это было для него болезненно, но он не заканчивал свою работу, и в 1904 году роспись была завершена. После того как сняли все леса, освободили храм, Михаил Нестеров сам сказал, что он видит, что храм, как игрушка из слоновой кости, расписанная золотом: настолько он был красив внутри. К сожалению, в наше время храм уже выглядит не совсем так, он давно требует реставрации, осыпаются потихоньку росписи, созданные Нестеровым. На представленной фотографии вы видите иконостас, созданный Михаилом Васильевичем Нестеровым, сейчас же эти иконы отсутствуют в иконостасе. Конечно, сам храм требует реставрации и внимания со стороны исследователей и искусствоведов, хотя еще в 80-е годы XX века туда приезжала делегация из Москвы, которая занималась консервацией стенной росписи Нестерова.

– Наш рассказ о росписи Михаилом Васильевичем Нестеровым церкви святого благоверного князя Александра Невского в грузинском местечке Абастумани подошел к концу. Всего вам доброго, до свидания!

 

Автор передачи и ведущая: Елена Чач
Расшифровка: Людмила Моисеева

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 27 апреля: 16:05
  • Понедельник, 29 апреля: 03:00
  • Вторник, 30 апреля: 13:15

Анонс ближайшего выпуска

Возобновляем выход серии выпусков о работающей в Государственной Третьяковской галерее временной выставке «Русская и грузинская средневековая живопись в наследии А. Н. Овчинникова». О представленных на этой экспозиции иконописных произведениях, в числе которых не только копии, выполненные Адольфом Николаевичем Овчинниковым, но и подлинные древние иконы - например, удивительный оплечный образ Спасителя, - рассказывает заведующая отделом древнерусского искусства Государственной Третьяковской галереи, кандидат искусствоведения, куратор выставки Елена Михайловна Саенкова.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать