Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Татьяна Евгеньевна Самойлова, куратор выставки, кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник Государственной Третьяковской галереи:
– Второй иконостас, представленный на выставке, происходит из Троицкой церкви. Интересно, что это одна из самых первых церквей, которые были построены на острове. Эта деревянная церковь, сохранившаяся с 1551 года, – уникальный исторический архитектурный памятник. И иконы происходят именно из этого деревянного храма. Этот иконостас несколько скромнее, чем иконостас Успенского собора, но он тоже пятиярусный. Мы видим, правда, что его иконы отличаются по стилю, это не такой цельный памятник, как предыдущий. Мы здесь видим иконы деисусного чина, которые очень близки по стилю московско-ростовской традиции. Нельзя исключать того, что они были созданы не на самом острове – может быть, они были привезены из какого-то русского города для украшения первой деревянной церкви Свияжска.
А вот следующие чины в этом иконостасе – праздничный и пророческий – значительно меньше по масштабу, это некрупные иконы с более темным зеленым фоном, и по стилю они немножко проще, можно сказать, они более выразительны. Это искусство не столь академическое, не столь классическое, как в иконостасе Успенского собора. По-своему эти памятники чрезвычайно яркие. Праотеческий ряд этого иконостаса по стилю близок к праотеческому ряду иконостаса Успенского собора – сходство настолько велико, что можно говорить о том, что они, видимо, создавались почти одновременно и, вероятно, одними и теми же мастерами.
Из этого же иконостаса происходят две иконы местного ряда – икона святых Бориса и Глеба и замечательная икона, которая называется «Иоанн Богослов в молчании». Очевидно, что они очень близки по стилю. И Вера Викторовна Немтинова, которая хранит эти иконы в Государственном музее изобразительных искусств Республики Татарстан, считает, что они были написаны одним и тем же мастером, который обладал чрезвычайно оригинальным художественным стилем. Возможно, этот мастер происходил из Пскова, потому что псковичанам свойственна любовь к темному, немножко мрачноватому колориту с использованием зеленых тонов, темной охры. Но это виртуозный рисунок. Очень характерные лики, которые лишены идеальной гармонии, они выразительны и своеобразны.
Очевидно, эти иконы были написаны несколько позднее, чем основной комплекс Троицкого иконостаса, ближе к концу XVI столетия. Можно даже предположить, что появление изображений Бориса и Глеба далеко не случайно и было связано со сменой государя, потому что эти святые – покровители пришедшего к власти Бориса Годунова. Так что можно отнести появление икон ко времени правления этого царя. Иконы отличаются еще чрезвычайным декоративизмом, проявляется свойственная этой эпохе любовь к красоте: на иконе Бориса и Глеба изображены совершенно необыкновенные шубы с золотыми пуговицами и застежками, придающие нарядность образам, при том что они соответствуют исторической моде того времени.
«Иоанн Богослов в молчании» – тоже очень оригинальный иконографический тип. «В молчании», потому что Иоанн Богослов изображен в тот момент, когда он внимает тайне Божественного слова, которое передает ангел. Этот ангел написан у апостола за плечом, он как бы налагает свою руку на персты Иоанна Богослова, подносит к губам, замыкает его уста от произнесения всякого слова и шепчет ему в ухо то, что апостолу предстоит записать и донести до нас в виде Евангелия.
В этой витрине у нас представлены произведения лицевого шитья. По-моему, они выставляются впервые. Сами эти произведения хранятся в Национальном музее Республики Татарстан, происходят они из казанских и свияжских храмов, они были вкладными – вкладывались они теми русскими князьями, воеводами, которые находились в то непростое время на этих землях. И вот два сударя – документально подтверждено, что это вклад Андрея Григорьевича Булгакова, который был воеводой в Свияжске, и его сыновей. Интересно, что центральные образы на этих сударях – это Святая Троица и икона Богоматери «Знамение», а по углам изображены святые, тезоименные членам семьи Булгаковых. Таким способом вкладчик заявил о себе, обеспечив молитвенную память своему роду через эти вкладные вещи. Все эти произведения XVI столетия имеют уникальное художественное качество и уникальную сохранность.
Эта плащаница была создана по образцу более масштабного памятника – есть огромная плащаница, происходящая из собора в Казани, про которую известно, что она была создана в мастерской княгини Темкиной-Ростовской. А вот эта меленькая плащаница является ее повторением, видимо, очень близким по времени. Видимо, это те же 1560-е годы. Она происходит из свияжского Успенского собора. Такая тесная связь между этими памятниками.
Здесь перед вами так называемая палица. Ткань розово-вишневого цвета с золотыми розетками – это уже XIX век. А в эту палицу XIX века вшит средник – композиция «Успение», которая датируется XVI веком. Видимо, она была перенесена сюда с другого шитого произведения – в связи с какими-то переустройствами был скомбинирован такой интересный предмет. И еще одно замечательное произведение, которое имеет точную дату – 1565 год, – пелена с изображением Преображения Господня. Создание этого лицевого шитья также связано с фамилией князей Булгаковых – это тоже вкладной памятник.
Автор и ведущая Елена Чач
Записал Игорь Лунев
Возобновляем выход серии выпусков о работающей в Государственной Третьяковской галерее временной выставке «Русская и грузинская средневековая живопись в наследии А. Н. Овчинникова». О представленных на этой экспозиции иконописных произведениях, в числе которых не только копии, выполненные Адольфом Николаевичем Овчинниковым, но и подлинные древние иконы - например, удивительный оплечный образ Спасителя, - рассказывает заведующая отделом древнерусского искусства Государственной Третьяковской галереи, кандидат искусствоведения, куратор выставки Елена Михайловна Саенкова.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Всенощное бдение 27 апреля 2024 года
«Православный на всю голову!». Об опыте борьбы с гневом
Благая часть. 26 апреля 2024
«Источник жизни» (Нижний Новгород). Выпуск от 26 апреля 2024
Прогноз погоды на 27 апреля 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!