Хранители памяти. Выставка "Сказание о граде Свияжске" в Государственной Третьяковской галерее. Ч. 3

8 мая 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
Мы продолжаем рассказ с временной выставки "Сказание о граде Свияжске", и на этот раз в центре нашего внимания - древний иконостас Успенского собора города Свияжска, чудом сохранившийся до нашего времени.

– Здравствуйте, дорогие телезрители! Справа от меня иконы праздничного ряда иконостаса Успенского собора города Свияжска, написанные во второй половине XVI века. Об этом иконостасе – в нашем сегодняшнем выпуске передачи «Хранители памяти».

Татьяна Евгеньевна Самойлова, куратор выставки, кандидат искусствоведения, научный сотрудник Государственной Третьяковской галереи:

– На Свияжском острове Герман начал свою деятельность с того, что заложил новый каменный Успенский собор, который сохранился до нашего времени. И этот собор был впоследствии украшен великолепной росписью. Именно он в 2017 году получил статус памятника всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.

И для этого нового собора Герман начал работу по написанию икон для высокого многоярусного иконостаса. Часть икон была привезена им с собой, но у него был замысел гораздо более масштабный – создать многоярусный иконостас для великолепного большого каменного собора, который был построен во времена его игуменства. И этот иконостас создавался на протяжении нескольких десятилетий. Основная часть икон была написана еще при жизни Германа. В 1564 году он покинул остров, потому что занял Казанскую епископскую кафедру, заменив Гурия, но, видимо, продолжал руководить этими работами.

В течение XVI века шло написание икон для этого многоярусного иконостаса. Вот он здесь представлен на выставке перед вами – иконостас эпохи Ивана Грозного. И сохранность самих икон, и сохранность комплекса для нашей непростой российской истории – это уникальный случай. Памятник этот во всех смыслах уникальный. Еще один из аспектов, который очень важен для изучения этого иконостаса, – сохранились две соборные описи, то есть существует некая документация по этим иконам. Первая соборная опись датируется 1565–1567 годами, вторая – 1614 годом. И, сравнивая данные этих соборных документов, мы можем проследить некие этапы становления иконостаса – какие иконы были написаны до 1565 года, какие появились после 1567 года, какие иконы были созданы уже в начале XVII столетия.

Согласно стилистическому анализу, который подкрепляется этими документами, основная часть икон – произведения XVI века, начиная с 60-х годов этого столетия. И только самый верхний, праотеческий чин был написан уже в начале XVII века. А так сохранились иконы из местного чина – дошли до нашего времени целых три великолепных образа, сохранились иконы из праздничного чина, великолепный деисусный чин и иконы пророков, которые располагаются над деисусным чином.

В XVI веке иконостас был четырехъярусным, а в начале XVII столетия появился дополнительный ряд – праотеческий. Согласно исследованиям, зарождение праотеческого ряда в русских иконостасах относится ко второй половине XVI столетия, но таких памятников-комплексов у нас сохранилось очень мало, мы больше знаем о них по документам. И опять-таки, это уникальная черта ансамбля, потому что это один из самых ранних праотеческих чинов.

Хотелось бы обратить особое внимание на две иконы местного ряда. Одна из них – храмовая икона, посвященная празднику Успения Пресвятой Богородицы, а вторая икона называется «О Тебе радуется», на слова богородичного гимна. Вот эти иконы, пожалуй, наиболее ярко демонстрируют очень необычный, оригинальный стиль создателей иконостаса – с очень необычным колоритом, который построен на теплых охрах, на сочетании вот этого как бы горячего цвета киновари и холодных изумрудного и темно-синего колеров. Такой палитре не находится аналогий в хорошо известных иконописных традициях. Мастер обладает очень индивидуальным ярким почерком, он создает подготовительный рисунок очень стройными тонкими линиями, придавая несколько геометрический оттенок фигурам и благодаря этому получая очень гармоничную, выстроенную почти на музыкальных ритмах общую композицию.

Необычна здесь и такая иконографическая деталь. На традиционных иконах Успения Пресвятой Богородицы мы видим спеленутую душу Богоматери в руках Христа, а выше – уже возносящуюся Богоматерь, изображенную в Своих традиционных одеждах – мафории (мафорий – верхняя одежда; длинное женское покрывало, спускающееся с головы до пят. – Прим. ред.), – так, как мы Ее привыкли видеть на иконах. А здесь иконописец позволил себе новацию: изобразил именно душу Богоматери, спеленутую, какой мы ее видим в руках Христа. Она возносится вверх в светящемся круге, мандорле (мандорла – в христианской иконографии миндалевидное сияние, среди которого изображали Христа и Богоматерь, когда хотели представить их в славе. – Прим. ред.), в сиянии и как бы смотрит сверху вниз на Саму Себя в руках Спасителя. А в целом можно сказать, что иконография близка к московской традиции, что говорит о присутствии некой «руки Москвы» в руководстве над этими работами.

Вторая икона – «О Тебе радуется» – тоже чрезвычайно необычная по своим стилистическим признакам. Мастер этой иконы в отличие от предыдущего обладает невероятно темпераментной кистью. Он создает очень характерные образы, не боится каких-то неправильностей, деформаций, создает прямо-таки очерковый, стремительный рисунок. Эта стремительность его кисти проявляется не только в драпировках, в самих лицах, но и в горках, в лещадках, которые написаны тоже очень изощренно. Он придумывает какие-то совершенно невероятные виды этих лещадок, которые заставляют гору как бы двигаться, трепетать, ликовать на наших глазах, и она превращается в иконописную гору Сион, которая сама по себе вместе с родом человеческим, с теми святыми, которые представлены в нижней части иконы, величает и славит Богоматерь.

Автор и ведущая Елена Чач

Записал Игорь Лунев

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 27 апреля: 16:05
  • Понедельник, 29 апреля: 03:00
  • Вторник, 30 апреля: 13:15

Анонс ближайшего выпуска

Возобновляем выход серии выпусков о работающей в Государственной Третьяковской галерее временной выставке «Русская и грузинская средневековая живопись в наследии А. Н. Овчинникова». О представленных на этой экспозиции иконописных произведениях, в числе которых не только копии, выполненные Адольфом Николаевичем Овчинниковым, но и подлинные древние иконы - например, удивительный оплечный образ Спасителя, - рассказывает заведующая отделом древнерусского искусства Государственной Третьяковской галереи, кандидат искусствоведения, куратор выставки Елена Михайловна Саенкова.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать