Аудио |
|
Скачать .mp3 |
В новом выпуске передачи мы продолжаем рассказ из Богоявленского кафедрального собора города Москвы, известного под названием Елоховский собор. Этот храм никогда не закрывался, даже в самые тяжелые годы гонений на Церковь в ХХ веке. Его настоятель протоиерей Александр Агейкин расскажет о том, чем был ознаменован этот трудный период и почему всё-таки храм не закрыли вопреки распоряжениям советской власти, а также о том, почему Елоховский собор называют Патриаршим.
– Мы находимся в Богоявленском кафедральном соборе в Елохове, или, как его обычно называют, в Елоховском соборе. Этот храм связан со многими страницами русской истории и со многими известными именами. О самом соборе и о его славном прошлом рассказ в нашей сегодняшней передаче «Хранители памяти».
Протоиерей Александр Агейкин, настоятель Богоявленского кафедрального собора (Елоховского собора) города Москвы:
– Говоря о Елоховском соборе, можно сказать, что его жизнь делится на три этапа. Это историческая часть, которая завершилась в начале XX века, это жизнь собора в годы гонений и жизнь соборного храма в годы возрождения духовности в нашей стране.
XX век был особым для Елоховской церкви, потому что в 30-х годах XX столетия Богоявленская церковь стала Патриаршим кафедральным собором. Вначале, после разрушения Храма Христа Спасителя, церковная жизнь переместилась в храм в Драгомилово, а после его разрушения Местоблюститель Патриаршего престола митрополит Сергий, будущий Патриарх Сергий, основным местом своего служения избрал Богоявленский собор. В 1943 году митрополит Сергий стал Патриархом, и с этого момента Елоховский храм стал Патриаршим собором до начала 90-х годов XX века, когда у православной России появилась возможность вернуться для молитвы в древний Успенский собор Московского Кремля, который всегда был Патриаршим собором.
Сегодня Богоявленский собор – это кафедральный собор города Москвы наряду с Храмом Христа Спасителя, который является кафедральным собором Русской Православной Церкви. Что удивительно: перестройка Елоховского храма и строительство Храма Христа Спасителя начались практически одновременно в дни святительства митрополита Московского Филарета (Дроздова). Сегодня эти два храма города Москвы являются духовными светильниками.
Если говорить о Елоховском храме двадцатого столетия, о том времени, когда он был Патриаршим собором, то хотелось бы отметить, что в XX веке Русская Православная Церковь имела пять патриархов. После возрождения патриаршества в 1917 году святитель Тихон, Патриарх Московский и всея Руси, довольно часто служил в Елоховском храме; он его любил и за время своего святительства, с 1917 по 1925 год, совершил в Елоховском храме одиннадцать богослужений. В день престольного праздника Благовещения Пресвятой Богородицы в 1925 году патриарх Тихон намеревался совершить Божественную литургию в Елоховском храме. Но все мы знаем, что только смерть не позволила ему это сделать, он умер как раз на праздник Благовещения Пресвятой Богородицы. Если говорить о преемниках святителя Тихона, патриархах Сергии, Алексии I, Пимене и Алексии II, то все эти четыре святителя были поставлены на патриаршество здесь, в Елоховском соборе. Таким образом, пять патриархов двадцатого столетия очень тесным образом связаны с Елоховским собором, и двое из них нашли свое упокоение здесь, в храме Богоявления Господня в Елохове. В 1944 году у Никольского придела был погребен патриарх Сергий. В 2008 году в декабре, по своему завещанию, у Благовещенского придела нашел место своего упокоения патриарх Алексий II.
За двадцатое столетие через Елоховский собор прошло огромное количество известнейших церковных деятелей, новомучеников, исповедников, потому что Елоховский храм в это время был центром духовной жизни. Храм многажды пытались закрыть. Например, по документам 1935 года, в приходе Богоявленского собора значилось 25 тысяч прихожан, и закрыть такой храм было очень непросто, несмотря на различные решения: устроить в нем кинотеатр или закрыть его в связи с началом строительства ветки метрополитена. Несколько попыток закрыть храм были неудачными, люди смогли отстоять свой любимый храм. Очередной этап скорбной жизни для собора был намечен на июнь 1941 года. Именно воскресная литургия 22 июня 1941 года должна была стать для Елоховского собора последней. По окончании литургии, которую совершал Местоблюститель Патриаршего престола митрополит Сергий, протопресвитер Николай Колчицкий, настоятель Богоявленского собора, должен был сдать представителям Московского исполнительного комитета ключи от храма. Но по окончании литургии никто за ключами не пришел. Мы все знаем, что в этот день началась Великая Отечественная война и на все четыре года этой страшной войны Елоховский храм стал местом молитвы для всех верующих людей и для тех, кто вспомнил о Боге в эти тяжелые для страны дни. Буквально с первых же дней войны храм был заполнен прихожанами с утра до вечера, и здесь не останавливались молитвы людей о спасении Отечества, в том числе и молитвы наших святителей, церковных иерархов, которые тоже трудились на поприще защиты Отечества в своем духовном служении.
26 июня 1941 года митрополит Сергий, будущий патриарх, совершил первый молебен о победе русского воинства и положил начало сбору средств в помощь фронту. Предание доносит до нас известие о том, что это начало он положил, сняв со своего митрополичьего клобука бриллиантовый крест, а со своей груди драгоценный крест и положа их на жертвенный поднос, куда прихожане уже клали свою лепту. Всего за четыре года войны только прихожане Елоховского храма собрали около 1,5 млн. рублей в помощь фронту. Как я уже говорил, здесь же, в этих стенах, во время войны состоялась интронизация патриарха Сергия после разрешения возродить патриаршество. Избранный на патриаршество Местоблюститель митрополит Сергий стал патриархом. Хотя он был патриархом меньше года, до этого много лет исполнял обязанности первого иерарха Русской Церкви и очень много потрудился.
– Мы еще продолжим наш рассказ из Елоховского собора.
Автор передачи и ведущая: Елена Чач
Расшифровка: Людмила Моисеева
Продолжаем рассказ о работающей в Государственной Третьяковской галерее временной выставке «Русская и грузинская средневековая живопись в наследии А. Н. Овчинникова». На этот раз заведующая отделом древнерусского искусства Государственной Третьяковской галереи, кандидат искусствоведения, куратор выставки Елена Михайловна Саенкова обратит наше внимание на копии древних росписей грузинских храмов.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Благая часть. 4 мая 2024
Благие вести. 4 мая 2024
Канон. Матушка Людмила Кононова ч. 2
Мысли о прекрасном. Заведующий музеем художественного освоения Арктики Иван Катышев. Часть 4
Православный словарь. Воскресение
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!