Хранители памяти. Древнерусское искусство в Третьяковской галерее. Часть 1

7 марта 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3
Мы начинаем серию выпусков из сокровищницы православной иконописи - залов древнерусского искусства Государственной Третьяковской галереи. Произведения, которые можно здесь увидеть, являются не только святынями православия, но и величайшими памятниками русской культуры. Рассказывать о них будет заведующая отделом древнерусского искусства Государственной Третьяковской галереи Наталия Николаевна Шередега. И первый выпуск посвящен произведениям домонгольского периода.

– В этом выпуске передачи «Хранители памяти» мы начинаем цикл рассказов из залов древнерусского искусства Государственной Третьяковской галереи. И начнем с той части экспозиции, которая посвящена домонгольскому периоду древнерусского искусства.

Шередега Наталия Николаевна, заведующая отделом древнерусского искусства Государственной Третьяковской галереи:

– Мы находимся в зале древнерусского искусства Третьяковской галереи, в котором представлено, наверное, самое ценное, что есть в культурной истории и духовной жизни нашего Отечества, – это самые ранние произведения христианского православного искусства, которые датируются XI и XII столетиями.

Я хочу напомнить, что Русь принимает крещение в конце X века. И вместе с верой она принимает христианскую культуру, ту культуру, средоточием которой было не только учение, но и город, страна, воспитавшие все эстетические основы, столь важные для будущего развития всей христианской культуры, – это Византия, Константинополь (Царьград), священное для сердца каждого православного человека место, где проходили величайшие события жизни Европы и православного мира, где обучались и воспитывались мастера, распространявшие эту культуру по всей эйкумене православного мира.

Итак, в конце Х века Русь принимает крещение от Византии, и сразу же начинается строительство величайшего города нашего Отечества – Киева, центра Древней Руси. И строится он по образу и подобию Константинополя: строятся Золотые и Серебряные ворота, возводятся Успенская церковь и знаменитая церковь Софии Киевской, которая была ориентирована в своем величии на великолепный храм Софии Константинопольской.

По приглашению киевских князей на Русь приезжают византийские, греческие мастера, которые работают сами и естественно формируют художественную среду, где обучаются первые русские архитекторы, иконописцы, фрескисты и мозаичисты. Но дело в том, что художники приглашаются не просто из Византии, а именно из Константинополя (Царьграда). То есть молодое Киевское государство сразу получает истоки культуры и мастеров самого высочайшего, столичного константинопольского уровня.

Храмы, для которых работают эти мастера, отличаются такой грандиозностью, равной которой мы, наверное, не можем найти даже в Византии тех лет. Храмы Византии были по размерам меньше, чем те, которые возводились в самые первые годы принятия христианства в Киеве с ориентацией на древние святыни. Наши первые киевские храмы, как мы с вами знаем, были украшены не только фресками, но в первую очередь мозаиками.

В Третьяковской галерее находится фрагмент мозаичного убранства знаменитого Михайловского собора Златоверхого монастыря, который датируется началом XII века, то есть примерно тем временем, когда на Русь переезжает знаменитая Владимирская икона Божьей Матери. Наверное, факт перевоза Владимирской иконы по значимости можно сравнить с теми работами, которые осуществляли константинопольские мастера в Киеве в начале XII столетия в Михайловском Златоверхом монастыре и в более раннее время в Софии Киевской.

Техника мозаики чрезвычайно дорогая и невероятно сложная. Как известно, изображение получается при вдавливании в грунт маленьких, разных по размеру кубиков смальты. Они вдавливаются в грунт под разными углами, для того чтобы падающий на них свет, отражаясь, создавал прямо перед фигурами святых некую особую зону, наполненную сиянием. Мы знаем, что в убранстве храма мозаики, как правило, располагались в апсиде (самой главной алтарной части храма) и на предалтарных столбах, то есть на криволинейных поверхностях, чтобы пространство заполнялось сияющим золотым светом.

Напомню, что свет – одна из самых главных характеристик в искусстве христианского мира, напоминающая нам о Божественном свете – благодати, преображающей тварный мир. На протяжении веков тема света, Фаворского света, будет интерпретирована, понята как византийскими и русскими богословами, так и художниками, фрескистами и иконописцами во всей эйкумене православного мира.

Несомненно, перед нами образ Димитрия Солунского, очень известного святого из греческого города Фессалоники, или Солунь. Здесь он представлен как некий идеал святого – молодой, прекрасный, в драгоценных одеждах, с мечом и щитом. Это воин Церкви, воин на поле битвы со злом, защищающий православную веру. Эта необыкновенная красота и изящество, несомненно, вызовут в памяти образцы византийского комниновского искусства, ориентированного на великолепную античную традицию, которая являлась одной из слагаемых вокабулярия (словаря) художественного языка византийской культуры, ставшей матерью древнерусского искусства.

Построек древнего Киева сохранилось чрезвычайно мало, потому что было и страшное батыевское разорение 1240 года, и в результате недавних исторических обстоятельств древние храмы были уничтожены, взорваны. Такая же горькая судьба постигла и Михайловский Златоверхий монастырь. И действительно, чудо из чудес, что часть сохранившихся фрагментов, в частности изображение Димитрия Солунского, которое находилось над алтарным столбом, попала в собрание Третьяковской галереи. Причем экспонировать эту мозаику чрезвычайно сложно, поскольку это грандиозная и очень тяжелая плита (она была смонтирована на цемент), она требует отхода и длительного внимательного созерцания, чтобы ощутить идеал, который был в нашей культуре в XII столетии.

Мы видим ноги святого, орнамент, то есть получаем представление о декорации древнейшего храма, подчеркну еще раз, грандиозных размеров. Ответом на грандиозность домонгольских киевских храмов станет только огромный масштаб московских построек XV столетия, эпохи расцвета Москвы.

Наряду с мозаиками Михайловского Златоверхого монастыря, говорящими нам о драгоценном убранстве, у нас экспонируется и фреска. Это совершенно другая техника, более свободная по исполнению, поскольку писалась она по сырой штукатурке. И если смальта вдавливалась под разными углами, то на фреске, напротив, образ запечатлевался при помощи очень быстрого движения кисти.

Здесь перед нами образ самого любимого на Руси святого – святителя Николая, архиепископа Мирликийского. Культ Николая Чудотворца был одним из самых мощных и сильных на Руси. Мы с вами знаем, что еще в домонгольское время создаются сюжеты, связанные с житием святителя Николая, к которым добавляются чудеса, происходившие именно в Киеве. Излюбленный русский святой древней поры присутствует в декорациях храма.

В декорациях храма могли быть и вот такие шиферные плиты. Замечательная плита второй половины 1062 года, где представлены два воина, один из которых, возможно, Димитрий Солунский, показывающий совершенство и красоту воинского достоинства своему ученику Нестору. Подобного рода рельеф, как и искусство резьбы, несомненно, имеют своим источником византийские образцы.

– Мы еще продолжим рассказ из залов древнерусского искусства Государственной Третьяковской галереи.

Автор и ведущая программы Елена Чач

Записала Аксиния Шмонденко

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 27 апреля: 16:05
  • Понедельник, 29 апреля: 03:00
  • Вторник, 30 апреля: 13:15

Анонс ближайшего выпуска

Возобновляем выход серии выпусков о работающей в Государственной Третьяковской галерее временной выставке «Русская и грузинская средневековая живопись в наследии А. Н. Овчинникова». О представленных на этой экспозиции иконописных произведениях, в числе которых не только копии, выполненные Адольфом Николаевичем Овчинниковым, но и подлинные древние иконы - например, удивительный оплечный образ Спасителя, - рассказывает заведующая отделом древнерусского искусства Государственной Третьяковской галереи, кандидат искусствоведения, куратор выставки Елена Михайловна Саенкова.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать