Грусть и праздность

5 ноября 2014 г.

Аудио
Скачать .mp3
На вопросы телезрителей отвечает иерей Анатолий Куликов, настоятель храма во имя святителя Луки Война-Ясенецкого. Передача из Екатеринбурга.

 

- Здравствуйте, добрые люди. В прямом эфире православного телеканала "Союз" программа "Беседы с батюшкой". Сегодня на вопросы телезрителей отвечает иерей Анатолий Куликов, настоятель храма во имя святителя и исповедника Луки Войно-Ясенецкого в городе Екатеринбурге.

Здравствуйте, отче. По традиции прошу: благословите нас и наших телезрителей.

 

- Здравствуйте, Лев. Здравствуйте, дорогие братья и сестры. Господь всех нас да благословит.

 

- Тема нашей сегодняшней программы "Грусть и праздность". Скажите, пожалуйста, грусть и праздность - это страсть уныния?

 

- Наверное, надо сразу отметить, что все вышесказанное мы не будем рассматривать с медицинской точки зрения, поскольку тогда на моем месте должен был сидеть другой человек.

Попробуем поговорить о болезни нашей души, которая, несомненно, связана и с психикой, и с состоянием нашего тела, но мы постараемся посмотреть глубже. Только в таком случае можно всерьез и с толком говорить об этой страсти.

Прежде чем говорить о страсти уныния, как таковой, и о некоторых ее проявлениях, необходимо вспомнить, для чего Богом создан человек, и какой он должен быть. Очень часто мы можем встретить среди людей непонимание того, почему то или иное проявление души является грехом, почему запрещены те или иные действия. Такое непонимание порой приводит к тому, что к Церкви начинают относиться, как к некой системе постоянных запретов, и Бог начинает видеться неким жестоким надзирателем. Вот и одно из проявлений уныния, как об этом говорит преподобный Иоанн Лествичник: уныние лжет на Бога, представляя Его жестоким, неумолимым, где-то даже злобным.

Человек создан Богом для вечного блаженства, вечной радости, вечного счастья, но это счастье доступно для него не в единоличном состоянии, когда человек живет для себя и прекрасен сам по себе: чем я не бог? Это то, через что пали первые люди и чем болеем мы сами: самость и самолюбие. Не в самости счастье. Человек создан по образу и подобию Божию и может настолько уподобиться Богу, что может соединиться с Ним. Святые отцы говорят о том, что человеческая природа уникальна сама по себе. Весь наш состав и все наши свойства схожи со свойствами Божиими в той степени, которая доступна существу тварному. Задача человека - прийти к Богу, соединиться с Ним, и быть вместе с Ним. Святые отцы дерзали произносить такую формулу: Бог стал человеком, для того чтобы человек стал Богом. Надо, однако, подчеркнуть, что все это возможно лишь в соединении с Богом. Исходя из этого, что такое греховные страсти, которые являются корнями всех наших грехов? Это то, что мешает нам достичь этой цели, не дает быть теми, кем мы должны быть, что уродует нас, как существ.

Основная ошибка людей в том, что состояние, в котором мы сейчас пребываем, нормальное и естественное. Это большое заблуждение. Мы должны быть иными. По выражению святых отцов, мы находимся в состоянии ниже естественного или даже противоестественного. Когда мы грешим, мы уничтожаем жизнь в том явлении, где она должна быть, согрешаем в смерть. Плодом греха первых людей явилась смерть. Соответственно, согрешивши, я убивают сам себя. Разве это можно считать естественным состоянием. Тем не менее, люди склонны считать, что мы находимся в нормальном состоянии.

 

- Существует исследование о том, что цель всякого живого существа в том, чтобы неизбежно прийти к какому-то логическому концу: к смерти.

 

- Это закон энтропии о том, что вселенная стремится к разрушению. Ничего удивительного в этом нет: будучи оторваны от Бога, находясь в состоянии духовной комы, иной жизни, кроме той, которая окружает нас, мы не знаем. Тем не менее, все в человеке стремится к чему-то иному. Возьмем постоянный поиск счастья, причем такой, который невозможно искоренить в человечестве. Постоянное стремление к благу, к какой-то красоте. Все это тоска по тому состоянию, в котором мы должны пребывать. Где-то глубоко в нас еще есть память об этом, и нам этого хочется. Соответственно, все то, что мешает нам прийти в нормальное состояние, наверное, и называется грехом. Становится понятно, почему Церковь упорно и порой бескомпромиссно называет своими именами вещи, которые миру, привыкшему жить иначе, слышать неприятно.

 

- Вопрос телезрительницы: Истерики и негативное отношение к жизни - тоже один из видов грехов? Как с этим бороться?

 

- Важно понять, что грех нельзя рассматривать, как лишь юридическую систему наказания. Если ты сделал ошибку, то должен быть наказан: принять какую-то скорбь или боль. Грех - это наша болезнь, наша недостаточность, то, что мешает нам жить нормально. В этом плане мы можем сказать, что физическая болезнь, которая задевает и нашу психику, тоже следствие греха, той ошибки наших предков, которую они совершили еще в раю. Там они были безгрешны, нетленны, бесстрастны, пребывали в цветущей жизни, но отказавшись от Бога, стали смертны, тленны и страстны, стали зависеть от всего на свете, что в итоге выливается в бесконечный перечень наших немощей, в том числе расстройств психического плана.

Не будучи врачом, не стану углубляться в медицинские термины, чтобы не совершить ошибки. Что касается истерики, как бытового проявления, можно сказать, что от этого страдает как сам человек, так и окружающие его люди. Человек в таком помутненном, взвинченном состоянии может сделать много дурного. Если не удается как-то останавливать себя, необходимо, в том числе обращаться и к помощи врачей.

 

- Когда человек все же получает утешение: было грустно, но произошло что-то хорошее, и вдруг начинается праздность: какая-то веселость, легкое, нетрезвенное отношение к жизни. Человек впадает из крайности в крайность.

 

- Мы сейчас можем запутаться, потому что пытаемся выборочно вспоминать примеры этого болезненного состояния. Сначала необходимо подумать, почему человек унывает, причину этого, тогда нам будут понятнее проявления этого уныния.

 

- Вопрос телезрителя: Праздность - это когда человек лежит на диване и ничего не делает. Но я также слышал, что праздность - это когда человек растрачивает свои силы и время на ненужное или напрасное. Так ли это?

 

- Каждый день в нашей Церкви какие-то праздники, и мы можем задуматься: праздность ли это в том понимании, о котором мы сейчас говорим? Наверное, все-таки нет.

Праздность является грехом тогда, когда человек не делает самого главного. Что самое главное для человека? Это быть вместе с Богом. Душа человеческая никогда не будет чувствовать полноту, если в своей сердцевине не встретит Бога. Соответственно, можем сказать, что все, что приводит к Богу, полезно. Все, что вне Его, так или иначе опустошает человека. Внешне это бывает не так заметно: человек может быть исполнен кипучей деятельности, при этом пребывая в глубочайшем унынии, внутреннем опустошении. Суть уныния - внутренняя пустота.

Святитель Игнатий Брянчанинов в "Слове о человеке" пишет, что человек подобен некоему сосуду, который должен быть наполнен. Чем? Раз он создан по образу Божию, то должен быть наполнен благодатью Божией. Все в нас устроено для того, чтобы произошел этот контакт между нами и Духом Божиим. Если этого не происходит, человек находится в пустоте. Но, как говорится, свято место пусто не бывает. Соответственно, если нет Бога, что-то обязательно появится вместо Него, в том числе суета или любое иное дело. Внешне оно может быть самая замечательная деятельность, но если она не приводит человека к богообщению, можно сказать, что это совершенно бессмысленное дело.

 

- Страстям мы противопоставляем добродетели: гневу - милосердие, алчности - щедрость, чревоугодию - воздержание. Что можно противопоставить унынию?

 

- Если мы откроем "Лествицу" преподобного Иоанна Синайского, или Лествичника, как его именует Церковь, то он пишет вещи, на первый взгляд, неутешительные. То, что Вы перечислили, он также подмечает в своем слове об унынии. Говорит о том, что любой страсти, как лекарство, может быть противопоставлена добродетель, а уныние - это такая многоликая беда, которая может нападать со всех сторон. Например, человек трудится, пытаясь поддерживать себя трудом, уныние придет с этой стороны. Если занимается псалмопением, молитвой, как некоей формой, также может нападать уныние. Находясь в общении с людьми, тоже подвержен унынию. А если уходит в безмолвие или отшельничество, там особенно нападает бес уныния. То есть, необходим комплексный подход.

Если уныние - это состояние некой богооставленности, не потому что Бог оставляет нас, но мы делаем себя неспособными принимать Бога, божественную благодать в силу своей гордости или греховности. Соответственно, уныние надо лечить со всех сторон: и труд, и молитва, и чтение. Святые отцы пишут об этом каждый со своей стороны.

 

- Получается, что уныние страшнее гордыни, ведь против нее у нас есть смирение?

 

- В какой-то степени это так. Иоанн Златоуст говорил, что уныние хуже бесов. Там, где есть уныние, бесам делать нечего, человек сам доведет себя до погибели. Уныние в своем финальном завершении, вообще, может быть самоубийством. Это то состояние отчаяния, когда человек сам закрыл для себя все пути ко спасению. Поэтому Иоанн Лествичник пишет, что уныние порождает ложь на Бога: человек лишает себя надежды на Бога, Он видится ему немилосердным, и что выхода нет.

 

- Но ведь всем людям свойственно отгораживаться, немного замыкаться в себе, даже людям воцерковленным и тем, у которых все более или менее в порядке. Как нам заметить, что человека одолевает отчаяние?

 

- Нелюдимость не всегда уныние. Состояние одиночества, к которому стремятся аскеты, происходит не от уныния. Уныние может примешиваться к этому, это та ложка дегтя к бочке меда. Бес уныния стоит рядом именно с теми, кто пытается спасаться. Хотя абсолютно все человечество болеет унынием, что особенно ярко видно в современном обществе. Но уныние во всем его ужасе знают только те, кто трудятся по-настоящему.

Путь монашества нам, людям, живущим в миру, не будет, наверное, никогда понятен до конца. Мы видим внешнюю жизнь монастыря, а что приходится испытывать людям, которые пошли за Фаворским светом в отдаление от нашей суеты, какие препятствия они встречают там от духа уныния, нам даже не понять. Все не так безнадежно: средства против уныния есть, полезно и важно ими пользоваться.

 

- Постоянно спрашивать у человека, как он себя чувствует, как у него дела, полезно ли это?

 

- Человеку можно надоесть с такими вопросами. Уныние - это не подавленное состояние. Этого может быть и не видно: человек может жить обычной жизнью, заниматься делами и даже быть довольным тем, как протекает его жизнь.

Какие могут быть симптомы уныния в понимании страсти? Человек не молится к Богу, у него нет потребности в общении с Ним, то есть, нет потребности в обновлении духовной жизни. Это говорит о том, что источник жизни в нем прерван, он находится в состоянии смерти.

Можно ли мотивировать такого человека? Сказано, что невольник не богомольник. Можно и  нужно молиться за такого человека, чтобы Господь лишь Ему ведомыми путями мог привести человека к Себе. Ведь Господь печется и заботится о каждом человеке, любит каждого больше, чем можем любить мы сами. Это тоже очень важно понять. Ведь мы иногда унываем от того, что видим своих ближних в таком бедственном состоянии, начинаем думать, что ничем не можем помочь ему и начинаем печалиться. Тут видно наше самолюбие: мы надеемся на свои слова, силы, что-то еще. Попробовали раз, другой, ничего не получается, и мы заунывали. Тот унывает, и мы унываем. Соответственно, мы видим самый первый "препарат" против уныния - это вера в Бога. Причем, не вера в то, что Кто-то где-то есть, но наши живые отношения с Богом. Когда выстраиваются такие отношения, у человека появляется доверие к Богу. Доверие - это тот фундамент, на котором я могу выстраивать всю свою дальнейшую жизнь. Что бы ни случилось, я всегда могу опереться, потому что знаю, что Бог всегда здесь, рядом.

Наша вера говорит о том, что без воли Божией не происходит ничего, все находится в Промысле Божием. Бог - Промыслитель, Он заботится о своем творении. Все, что происходит, происходит по воле Всеблагого, Всемогущего Бога. Тогда отчего, казалось бы, нам унывать? Унываем по слабости веры, по слабости упованию, по надеянию на себя. Иоанн Лествичник писал, что те, кто имеют правильное послушание - конечно, он обращал свои слова к монашествующим, - тот освобожден от уныния. А тот, кто умеет правильно молиться, тот вовсе не знает уныния, оно просто разбивается о молитву. Но что это такое, спроси у того, кто умеет правильно молиться.

 

- Что такое ропот? Всякий раз когда мы выражаем непонимание, за что терпим ту или иную беду, мы ропщем?

 

- Ропот - несогласие, недовольство тем, что происходит. Это может быть всякая мелочь. Проведи свой день внимательно: посмотри, что ты говоришь, что делаешь, о чем думаешь, и увидишь столько всякого ропота. Одно из таких, может быть, даже смешных проявлений ропота, но говорящих о том, что мы больны всем своим существом, это ропот на погоду. Выходит человек на улицу, а там ветер или дождик пошел, он весь изругается. Но ведь от нашего ропота тучи никуда не улетят. А человек не может сдержать себя, все его существо возмущается. Это свидетельствует о воспаленной гордости в человеке. Наше самолюбие проявляется в том, что нам хочется, чтобы все было, как нам хочется. Чтобы это было согласно с моим внутренним настроением. Горделивый человек очень нетерпелив. Ропот может, в конце концов, довести человека до ропота на Бога. Сначала ропот на природу, на погоду, на ближних, на ситуацию, на правительство, на историю, а потом уже - Господи, куда же Ты смотришь.

 

- По этому поводу есть замечательная фраза: все время не понимал, что происходит с миром и людьми, но вдруг вспомнил, что я дурак, и все стало на свои места.

 

- Смирение помогает человеку успокоиться. Человек постоянно ищет внутреннего покоя. Отчего человек раздражается? Потому что беспокойство у него внутри, все его выматывает, так хочется прийти в состояние мира, и все не получается.

 

- Наверное, если этого беспокойства нет, то и под дождем хорошо?

 

- Есть поговорка: с милым рай в шалаше. Даже состояние влюбленности человека занимает настолько, что он забывает о каких-то невзгодах. Представьте, если мы в своем уме и сердце держались за Бога? Всегда находились в состоянии общения с Ним. Почему Бог изгнал Адама и Еву из рая? Ведь это изгнание не в географическом плане. Люди перестали быть способными поддерживать в себе это состояние близости с Богом.

 

- Мы можем найти этот рай в нашей жизни на земле?

 

- Не только можем, но обязаны. Бог стал человеком не просто для того чтобы дать новое учение или новую мораль, но чтобы спасти человечество. Спасение заключается в том, чтобы человек после смерти Спасителя на кресте вновь получил возможность вернуться сначала в свое естественное состояние, а потом прийти в состояние вышеестественное, то, что называется обожением. Ведь в раю человек не был в состоянии обожения, тогда грех не был бы возможен. Но для этого  необходим свободный выбор. Люди в раю сделали неверный выбор, но мы можем исправлять это в своей жизни. Не только возможно, но и нужно это сделать.

 

- Преподобный Макарий Египетский говорил: "У злобы всегда одно и то же ухищрение - ввергать нас в уныние во время скорби, чтобы лишить упования на Господа". А почему человек не уповает на Бога, находясь в унынии? Что происходит с человеком, что он не может обратиться к Богу?

 

- Уныние начинается с того, что человек сначала отворачивается от Бога, а потом приходит уныние. Одного без другого не бывает. У бесов такой способ погубления человека: сначала демон рисует человеку образ Бога, как Всепрощающего: что нет такого греха, который бы Он не простил и грех не так уж страшен, и поэтому зачем с ним бороться, если мы желаем чего-то всеми силами нашей души. Согреши - потом покаешься, а Бог простит. Вон сколько примеров есть. И человек бросается в пучину грехов, и сразу после этого, когда проходит опьянение, и он видит в своей жизни все разрушенным, тут же слышит другие бесовские наставления. "Все, человек, Бог - судья праведный и немилосердный. Ты попрал Его святую любовь, и нет тебе пути назад. Куда тебе в калашный ряд... с таким выражением лица". И человек порой все это воспринимает и порой унывает, потому что лишается связи с Богом.

Конечно, хорошо было бы не слушать первые бесовские наставления, поскольку, как говорят святые отцы, это хула на Бога, когда мы грешим, планируя потом раскаяться. Это связано и с нашим маловерием, и с неправильным отношением к Богу. Кажется, что грешу я сам по себе, это мое личное дело, Бог не видит, и падаем в пучину. Но, конечно, еще тяжелее становится, когда мы не только нагрешили, но и начинаем от этого унывать. То есть вновь отворачиваемся от Бога и слушаем беса. Если уж послушали его раз, то хотя бы не надо слушать его в следующий раз. Лучше, конечно, не слушать его вовсе.

 

- Вопрос телезрительницы из Липецка: Каждому человеку попускаются болезни, скорби, печали, и мы все время молимся, чтобы Бог избавил нас от этого. Но если Бог попускает это, мы должны смиренно терпеть попускаемое. Почему мы все время молимся об избавлении, и тем самым  как бы докучаем Богу?

 

- Во-первых, человек не может не болеть, потому что мы смертные и тленные. В том падшем состоянии, в котором мы находимся, болеть естественно. Бог, несомненно, промыслительно выстраивает для человека какие-то неприятные вещи, потому что болезни и скорби, как ничто другое, способны отрезвить нас. Человек задается вопросом, почему так произошло. Соответственно, через какие-то скорби Бог приводит человека к познанию самого себя, и он может потом прийти к покаянию: увидеть, что он слаб и немощен, и начать искать Спасителя. В этом смысле мы, конечно, должны молиться Богу, понимая при этом, что польза для нашей души и вечного существования стоит на первом месте, нежели те эмоции, которые мы испытываем в продолжение земной жизни. Порой человеку, действительно, важнее поболеть, чтобы унаследовать Царство Божие. Когда мы читаем жития святых, видим, что большинство из них болели, причем тяжело. Однако видим, что не только от болезней умирали. Прежде жили лет сто, а современный человек себя лечит, лечит, а живет лет пятьдесят. Людям верующим стыдно забывать о самом главном, потому что самое главное не то, что сейчас, а то, что ждет нас после перехода в вечность. Здесь мы можем подготовить себя к жизни вечной. С этой позиции и надо рассматривать все, что происходит в нашей жизни.

Важно молиться Богу, чтобы Он давал нам терпение и понимание, для чего нам дана эта болезнь. Очень важно, чтобы вновь не впасть в те же уныние и ропот. Докучать Богу мы не можем, ведь Он нас любит и желает, чтобы мы общались с Ним, были вместе. Мы, люди ограниченные, порой устаем друг от друга, а Бог справится. Богу могут, скорее, докучать молитвы неискренние, невнимательные, холодные, фарисейские. Мытарь молился проще, казалось бы, он даже уныл, однако молился "Боже, помилуй мя, грешного". Надо обязательно молиться Богу, не будем смущаться этим. Бог - наш Отец, и как всякий отец, не может отвернуться от собственного ребенка. Не будем стесняться своих слез и жалких воплей перед Господом. Лишь бы это было не на виду и не напоказ.

 

- Вопрос телезрительницы из Екатеринбурга: Я постоянно нахожусь в унынии, и меня успокаивают сканворды. Не вредно ли это? Порой я разгадываю их и после вечерней молитвы "В руце Твои, Господи, предаю дух мой", потому что не могу заснуть. Вредно ли это?

 

- Я озадачен, но это лучше, чем смотреть телевизор. Как говорят святые отцы, после смерти человек больше всего жалеет о потраченном времени, и больше всего желает вернуться назад, чтобы хоть что-то исправить в своей жизни.

Сложно сказать, почему человек утешает себя таким образом. Не как рекомендация, но как некая констатация факта: приходится выбирать из двух зол меньшее. Поскольку молиться нам тяжело, максимум, что мы можем: прочитать правило. Церковь в своем снисхождении к нам дало эти правила. Но мы понимаем, что это капля в море. Если вспомнить слова апостола Павла "непрестанно молитесь", можно задать вопрос, молюсь ли я вообще. Каждый знает, что мысли во время правила разлетаются, и, может быть, лишь пара вздохов была от сердца. Можем ли мы сказать, что молимся постоянно?

Господь говорит, что мы должны исследовать Писания, постоянно жить в духе Откровения. Мы видим, что постоянно не доделываем очень многое даже в заботе о себе самом. Как в таком случае сказать, является ли это грехом. Если человек по немощи не может дать своей душе ничего более полезного, скажем, открыть книгу Макария Египетского или Иоанна Лествичника. Ни в какие времена не было такой возможности питать свою душу полезной информацией, как сейчас. Такого не было даже во времена апостолов. Ведь пока они не дошли до какой-то страны, ее народ был обречен пребывать во тьме язычества. Почему мы сейчас не пользуемся всеми возможностями.

Конечно, сканворд - это тоже развлечение, но пусть это будет самая большая беда в нашей жизни, а во всем остальном мы будем просто безупречны, и, возможно, Господь помилует нас.

 

- Вопрос телезрителя из  Москвы: Как преодолеть уныние и ощущение бесперспективности, которые возникают во время исповеди при воспоминании о своих грехах? От бесов ли эти искушения или Господь дает возможность увидеть свою никчемность? Также приводит в уныние мысль о том, смогу ли я пройти после смерти мытарства?

 

- Ощущение бесперспективности точно не от Бога, потому что признак встречи с Богом в том, что, с одной стороны, человек ощущает себя бездной грехов, но с другой, не хочет отрываться от Бога. Вспомним ситуацию с апостолом Петра, когда Господь говорит ему закинуть сеть после целой ночи неудачной рыбной ловли. Это смутило Петра, может быть, даже и возмутило, но будучи настроенным на правильное послушание, он послушал своего Учителя, и был чудесный улов. Какова же была реакция Петра на это чудо? Он бросился в ноги Христа и сказал ему: "Выйди от меня, я человек грешный". Но не в смысле, что я от Тебя хочу убежать или боюсь, ведь он буквально держал ноги Христа. Это означало: я по сравнению с Тобой ничто, меня просто нет. Он почувствовал божество Спасителя. Это правильное видение себя.

У святых отцов мы читаем, что видение своих грехов должно привести к смирению. А у нас бывает по-другому, опять же по гордости. По гордости мы считаем себя и самым великим праведником, и самым великим грешником. И видя себя таким "не отличником", человек склонен впадать в некое депрессивное состояние: надежды никакой, я не меняюсь, добра в себе не вижу, чтобы я ни делал, и начинает бояться. Это тоже неверно.

У святителя Игнатия Брянчанинова есть "Слово об отношении христианина к самому себе", где он пишет:

- Человек, ведь ты болен, так почему же удивляешься, видя свою болезнь? Странно, если бы, будучи больным, ты видел в себе одно здоровье.

Если мы все же стремимся к Богу, стараемся каяться в грехах, исправляться, стараемся учиться молиться, узнавать Бога в окружающем нас мире, познавать Его через Его откровения, то будем надеяться, что Бог доведет нас до спасения. Примеров тому множество. Человек, лютый грешник, и спасся смирением. Важно понимать, что мы не сами спасаемся, но нас спасает Господь. Мы можем лишь подготовить себя к тому, чтобы Бог пришел в обитель нашего сердца. И ценность нашей земной жизни в том, чтобы максимально подготовить себя к этому будущему.

Господь говорит, что в Доме Отца обителей множество. Святые отцы толкуют, что каждый человек в свою меру воспринимает благость Божию. Кто-то больше, кто-то меньше, хотя никто не будет  чувствовать эту разницу, у Царства Божия не может быть задворок. "Царство Божие внутри вас есть", - сказал Господь. Эта мера озарения подготавливается человеком здесь, и уже здесь человек может начать принимать это Царство Божие.

Почему Господь, кроме прочего, говорил апостолам о том, что среди них находятся те, кто увидят Царство Божие, пришедшее в силе. Толкуется, что это говорится о тех, кто видел Его в Фаворском свете, также толкуется, что это говорится в целом о Церкви, как о распространении Царства Божия на земле. Но это еще говорится и о том, что апостолы после Пятидесятницы действительно стали носителями Духа в самих себе. Они уже стали небесными людьми, ходящими здесь на земле. Ведь апостол Павел писал, что хотел бы разлучиться с бренным своим телом, чтобы соединиться со Христом, но поскольку полезно для вас, чтобы я был здесь, я остаюсь. Но все его интересы, вся его жизнь уже там.

Что такое мытарства? Это не особые испытания, вроде экзаменов, для человека. В книжке одного современного батюшки "Димон" хорошо описано, что человек после смерти снова искушается бесами. Человек не обвиняется в совершенных грехах, но ему снова предлагается грех: что-то, что может прельстить и соблазнить его. Это поверка нашей свободы, человек вновь соблазняется тем, чем он соблазнялся в этой жизни. Если же человеку удалось освободиться на земле от какого-то греха, то, что может удержать его на пути к Богу?

 

- Может ли человек быть праздным, но при этом не страстным?

 

- Конечно, может. С точки зрения мирского обывателя, монахи ничего не делают, они лодыри и тунеядцы. Слепому сложно рассказывать о свете или о том, какая бывает радуга.

 

- В начале передачи Вы начали говорить о таком понятии, как личное дело каждого. Может ли такое понятие существовать в православном мировоззрении?

 

- Несомненно, может. Как спасение - дело сугубо индивидуальное, так и погибель. Это всегда внутренний выбор человека. Но мы призваны и к общественной жизни. Бог - это триипостасное существо, в нем три личности, пребывающие в единении. Несмотря на то, что все мы разные, природа у нас одна - человеческая. И мы тоже можем пребывать в любви, согласии, единомыслии. Человеку свойственно стремиться к этому.

Если мы посмотрим на историю человечества, которая представляет собой перечень войн, конфликтов, океанов крови. Тем не менее, мы видим, что люди все равно стремятся объединяться, создаются города, государства. Люди стараются найти способ жить мирно, спокойно, в согласии. В каком-то смысле это то же поиск того райского состояния, в котором мы когда-то были, поиск настоящего единства.

Недавно мы в нашей стране отмечали праздник с замечательным названием День Единства, однако можем с горечью признаться, что особого единства у нас нет. Если где-то и можно найти его, то, наверное, только в Церкви, где люди объединены не только корыстным интересом. Здесь говорится о любви, правде, добре, мы объединяемся вокруг Бога.

Наша задача в том, чтобы мы могли переступать через свое "я", свои эгоизм, самолюбие ради ближнего. Ведь заповедь говорит нам не только о любви к Богу, но и: люби ближнего, как самого себя. И эта заповедь, по словам Господа, подобна первой, то есть по важности своей любовь к ближнему ничуть не меньше любви к Богу.

Мы говорили о главной цели человеческой жизни - обожении. Но придя к Богу, человек не может отказаться от всех остальных людей. Мы молимся святым, потому что понимаем, что, попав к Господу, они не отрываются от нас, они нас знают, слышат, понимают.  При этом человечество вовсе не является субстанцией, в которой пропадает всякая индивидуальность. В этом красота и возвышенность человечества.

 

- В заключение нашей передачи скажите, пожалуйста, еще раз о методах, которые помогают преодолевать уныние.

 

- Если уныние появляется у человека, потому что он оторвался от Бога, соответственно, надо к Нему возвращаться. Что возвращает к Богу. Прежде всего, вера, причем вера правильная, без собственных фантазий о Боге, а для этого нужны знания. Чаще всего путь ко Христу идет через знакомство с Новым Заветом, когда он встречает на страницах Евангелия с живым Христом.

Далее - человеку необходимо молиться, причем, не только вычитывая какие-то молитвенные правила. Надо стремиться к правильной молитве. Святитель Григорий Палама говорит об "умном делании", потому что человеку необходимо возвращать ум в сердце, молитва должна быть внутренняя. Здесь целое учение, непростое для понимания с первого взгляда в силу изуродованности нынешнего нашего состояния, но это учение верное. Человеку необходимо правильно молиться, потому что это позволяет быть ему в живом единении с Богом.

Затем необходимы и труд, и выполнение своих обязанностей, и борьба со своими страстями - все это делает человека живым, наполняет его правильной энергией, и тогда для уныния места будет меньше.

 

- Большое спасибо, отец Анатолий. Время нашей передачи подходит к концу. Держим курс на спасение. Оставайтесь на православной волне телеканала "Союз".

 

- Спаси Господи, Вас, дорогой Лев. Спаси Господи вас, дорогие братья и сестры.

 

Ведущий: Лев Бохолдин

Расшифровка: Юлия Подзолова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать