Духовные размышления. «Иисусе, надежде в смерти моей…»

4 апреля 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
Проповедь протоиерея Артемия Владимирова об Акафисте Иисусу Сладчайшему.

Мы вновь, дорогие друзья, обращаемся с вами к Акафисту Иисусу Сладчайшему. И каждый раз, когда устремляем свой духовный взор на нашего Спасителя и обращаемся к Нему со словом, на сердце восходят мысли, размышления, мы черпаем назидания, которые, я надеюсь, не утомительны для вас и весьма полезны для моей души.

Еще раз я привлекаю ваше внимание к глубокомысленным словам акафиста: «Иисусе, надежда в смерти моей…» Ведь положа руку на сердце признаемся, что многие из нас гонят от себя всякое помышление о неизбежной, все приближающейся к нам кончине. Мир сей, во зле лежащий, есть великий обманщик! Он своим блеском, шумом, многоцветием стремится обольстить бессмертную человеческую душу и совершенно вытравить из нее мысль о близкой кончине – исходе души из тела. Между тем это единственное событие, которое наверняка с нами случится и которого никто из нас избежать не может. И как мудро Церковь наставляет нас молиться: «Иисусе, надежда в смерти моей!»

Кончина – это особенный экзамен. Кончина срывает с человека все маски ханжества, лицемерия, притворства. Она оставляет нас один на один с вечностью. Нагими мы вошли в этот мир, нагими и уйдем и ничего из приобретенных земных имений и сокровищ не сможем взять с собой туда, откуда нет возврата. Но единственной неотчуждаемой собственностью человека являются богатства духовные, благодать Духа Святого, которую мы призваны умножать в нашем сердце через подвиги покаяния, молитвы, доброделания, милосердия. И источником этой вечной, жизнетворной, спасающей нас Божественной энергии является Он – Создатель и Творец наш, Спаситель и Судия, Живущий в неприступном свете Своей славы. Вот почему мы обращаемся загодя ко Христу: «Иисусе, надежда в смерти моей!»

А ведь еще царь Соломон говорил: «Если крепость человеческая оскудевает, если тело покрывается язвами, то в ком может найти опору человек, как только в Боге!» А Бог открывает себя в нашем бессмертном духе, в чистоте нашей совести. Загодя мы обращаемся к Спасителю: «Иисусе, надежда в смерти моей, не оставь меня!» Некогда просил царь Давид, обращаясь к верховному Судии: «Внегда оскудевати крепости моей, не остави мене!» И поэтому, прося у Господа о житейском, о даровании нам телесного здоровья, о хлебе насущном, о мире с домашними, будем помнить, что самое главное прошение – Церковь этому нас учит в своих богослужебных ектеньях (прошениях) – суть молитвы о непостыдной, безболезненной, мирной христианской кончине. «Иисусе, не остави мене в смерти моей! Иисусе, надежда моя, не остави меня при кончине моей!»

Должно, должно хорошо знать, какие искушения постигают человека при его приближении к вечности! Прежде всего, это телесные страдания, болезни, хвори, немощи, которые, угнетая тело, передаются и душе. Сколько нужно иметь нравственных сил, чтобы не отождествить себя с болью, чтобы возвыситься над нею. И без Божией помощи, конечно, невозможно иметь дух радостный, бодрый, философски-благодушно принимать земной крест. Невозможно воспринять инъекцию – эликсир Божией благодати, – если мы не будем обращаться к Самому источнику этой благодати: «Иисусе, надежда в смерти моей! Иисусе Христе, укрепи меня и помоги!» Человек, который привык обращаться в юности, в зрелые годы, во время маститой старости ко Христу, получит особенную поддержку и силу, когда приблизится его час выйти душой из тела и предстать пред судилищем Христовым.

Еще одно испытание, которое нас ждет в пограничный момент, когда союзы души и тела становятся ослабленными, это искушение от лукавого, от падших духов – демонов. Они не преминут привести душу в состояние малодушия и страха, пугая ее своим «зраком» – своим образом страшным и отталкивающим. Отражением этой реальности являются ночные кошмары. Многие из вас, дорогие телезрители, хорошо знают, в каком ужасе, оторопи подчас мы просыпаемся, если всю ночь мучились от этих виртуальных страшилок. Чья это работа? Конечно, лукавого! Мы узнаем его присутствие по почерку, по стилю, по качеству, по плодам. Вот почему жить и умирать нужно с молитвой Иисусовой на устах и в сердце: «Иисусе, надежда в смерти моей! Иисусе Христе, помилуй и спаси меня! Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, защити и сохрани меня силою Честнаго Животворящего Креста!»

Не должно малодушествовать, не должно подвергаться панике, не должно слушать, что будут изрекать коварные и жаждущие нашей погибели демоны, – нужно их совершенно игнорировать! «Господи, это не Твое и не мое. Не принимаю!» И опытный молитвенник отвратит свои глаза от привидений и являющихся призраков, но сосредоточит все внимание на словах молитвы Иисусовой: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного!» И таким образом безбедно пройдет эту темную пучину восхождения к Божиему Престолу. Напротив, тот, кто привык на земле смущаться от злых помыслов; тот, кто болезненно прислушивается к собственному сердцу и тотчас заглатывает приманку – вот эти страхования, искусно вкладываемые бесами в пространство нашей души, – может потерпеть кораблекрушение в самый последний, самый заветный час своего христианского подвига.

Есть и другая хитрость у диавола – он может принимать обличие ангела света. И под видом родственников, под видом светоносных явлений приближаться к душе, желая ее обольстить, усыпить, говоря льстивые слова: «Ты великий человек! Ты победил свои страсти! Я ангел, посланный за тобой, чтобы отвести тебя к Владыке Христу! Поклонись мне!» – и прочие, прочие безумные глаголы. Не обольщайтесь, дорогие друзья, в тот ответственный решающий момент вашей жизни – так учат нас святые отцы. Но даже если и вправду нам явятся угодники Божии, мы по смирению, по сознанию собственной малости, греховности и недостоинству не должны принимать эти видения. Должно говорить себе: «Господи! Кто я и что я? Я меньший среди всех учеников Христовых. Я не достоин созерцать Славу Божию! Я не могу отвечать святым потому, что не почитаю себя достойным общения с ними! Господи Иисусе Христе, помилуй меня!»

Итак, потупив очи, отвращаясь от того, что кажется нам светлыми видениями, мы призваны в час исхода сохранить молитвенное собеседование с Небесным Отцом. И даже если, повторяю, нам воистину явятся ангелы и святые, они не обидятся на нас за нашу привычку укорить себя, за сознание нашего недостоинства. Но Бог знает, как успокоить смиренную душу и осенить ее ходатайством святых Своею благодатью.

Есть ли еще какие-то искушения в час кончины, которые мы должны преодолевать молитвою ко Христу? Конечно! Иной обольщается и начинает подсчитывать свои добрые дела, ставя себе в заслугу какие-то прежде свершенные подвиги. Другой совершенно отчаивается и малодушествует, думая, что грехи его столь велики и Бог не сможет их простить. И то и другое есть обольщение лукавого. Но в час кончины будем молиться: «Иисусе, надежда в смерти моей, силою Честнаго и Животворящего Креста, Твоей Живоносной Кровью очисти и спаси меня. Твердо верую, Иисусе Христе, что Ты меня очистишь, помилуешь и спасешь!»

И таким образом мы пройдем сквозь Сциллу и Харибду, не впадая в тщеславие, избегая отчаяния, но всю свою надежду полагая во Кресте Христовом и спасительной Его Крови, пролитой за нас с Крестного Древа. «Иисусе, надежда в смерти моей, помилуй мя!»

 Записала Ольга Баталова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать