Духовные размышления. «Иисусе, нижних Искупителю…»

29 августа 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3
Проповедь протоиерея Артемия Владимирова об Акафисте Иисусу Сладчайшему.

«Иисусе, нижних Искупителю», – обращаемся мы ко Христу в Акафисте Иисусу Сладчайшему. Задумаемся: кто это «нижние»? Если вышними мы называем бесплотных ангелов, то нижними – самих себя, земнородных, облеченных в плоть и кровь, разумных Божиих созданий, бессмертная душа которых пребывает в немощном теле. И сколько тысяч лет ни существует человечество, оно всегда молилось, думало, размышляло, гадало о том, как обрести  союз с Богом, как взойти от земли на небо, о чем, между прочим, повествуют и древнегреческие мифы. Вспомним всем известный со школьных лет миф об Икаре, который, имея восковые крылья за плечами, пытался подняться к солнцу, но упал, едва лишь только солнечные лучи растопили этот непрочный и ненадежный материал. И так на всех и во всех частях света, во всех уголках земли - и в Полинезии, и в Малайзии, и в темной, тогда дремучей дохристианской Европе. Предки наши  славяне тянулись к Богу, обожествляя подчас деревья и животных, поклоняясь валунам и скалам, сами того не ведая, оказывались в плену у демонов, которые выдавали себя за божество.

Однако мистический страх, чувство того, что Бог рядом, что Он печется о человеке, защищает его, присуще каждому варвару и каждому современному человеку, как бы ни был он далек от духовных представлений. И в этой всеобщей тьме из заблуждений, в которых, как в сумерках, бродило отпавшее в Адаме человечество, вдруг воссиял свет великий - от Девы родился на земле человек, с естеством которого оказалось соединено неслитно и нераздельно, неизменно и вечно Божество, прекраснейший из сынов человеческих, Бог во плоти – Господь наш Иисус Христос, к Которому сегодня мы обращаемся как малые дети, заблудившиеся в трех соснах: «Иисусе, нижних Искупителю».

Начиная с грехопадения Адама, его дети, внуки и потомки, в число которых входит и каждый из нас, лишь умножали прародительский грех непослушания Творцу. И сегодня, заглядывая ли в собственное сердце, смотря по сторонам, мы ужасаемся развитию и разлитию греха, который как мутный поток, как бездонная пучина, готов поглотить современное несчастное человечество. А оно, раздираемое грехами гордости, похоти и злобы, измышляет, как бы истребить самое себя, забыв инстинкт самосохранения, превращая эту жизнь, дарованную нам Создателем для покаяния, очищения, созидания, прославления Его святого имени, в первый круг ада. Вот почему сегодня и правители, и народы, сбитые с толку собственной глупостью и амбициями, чувствуют, как у них почва уходит из-под ног.

А нам с вами, чадам Матери Церкви, дано великое счастье исповедовать, веровать, устремляться умом и сердцем к Искупителю – Господу Иисусу Христу, Богу Всеблагому, Всепремудрому и Всемогущему. Нам дано верить и знать, что в Его руках и жизнь, и смерть, и воскресение каждого из нас.

Вот почему произнося эти слова, молясь, беседуя с Отцом Небесным, говоря Ему: «Иисусе, нижних Искупителю», мы устремляем наш духовный взор на Голгофу – ту гору, где воздвигнуто было и во времени, и в самой вечности спасительное Распятие. Христос, взойдя на Крест, усвоил в Себе наши беззакония и наши грехи, как о Нем за несколько сот лет пророчествовал, как провидел евангельскую историю Исаия, именуемый по ясности его прозрений ветхозаветным евангелистом. «Мы думали, - говорил Исаия, - что Он страдал за собственные беззакония, а Он взял на Себя, невинный, грехи наши: язвой Его мы исцелились. Он не отвращал лица Своего от заплеваний и заушений». «Пронзили руки и ноги Мои», – царь Давид за тысячу лет до Рождества Христова от имени страждущего Мессии свидетельствовал об искупительной силе Крестных Страданий. Вот почему Его живоносная Кровь - даже единой капельки Крови Христовой, пролитой со Креста, достаточно для того, чтобы искупить грехи всего человеческого рода.

«Иисусе, нижних Искупителю». Все мы, верующие в уникальность Голгофской Жертвы, принимающие ее умом и сердцем в таинстве Крещения, воспринятого некогда каждым из нас, получили ту спасительную силу, которая изливается в Церкви на человека, едва лишь он с покаянием принимает таинство Крещения во имя Отца и Сына и Святого Духа, погружаясь в купель. Именно тогда Кровь Христа, омыв нашу душу и тело, даровала нам таинственное единение с Господом Спасителем, а через Него со Отцем и Духом Святым. Едва лишь мы вышли из купели в тот незабываемый день, священник помазал крестовидно миром наше чело, руки, ноги и сердце со словами: «Печать дара Духа Святого». Ибо в очищенное крещением естество снизошла живительная благодать Духа Господня. Эта благодать, как лампада, незримо мерцает в человеческой душе, эта благодать просвещает душу, глаза человека, помазывает собою его слова, облекает светлым облаком и душу, и тело, наставляя нас так мыслить, так говорить, так действовать, чтобы каждым своим поступком мы преследовали одну- единственную цель – прославляли имя Господа Иисуса Христа, умножая в этом мире порядок, красоту, чистоту и любовь. И при этом в глубинах сердца ощущали себя детьми, пусть недостойными, слабыми, грешными, но чадами нашего Спасителя, Который простирает нам со Креста Свои объятья.

 «Иисусе, нижних Искупителю». Посмотрите на человечество, отвратившее свои очи от Креста и от Христа: оно разрозненно, оно пребывает во враждебных, взаимно антагонистических отношениях. В людях, чуждых духа Христова, царствует эгоизм, себялюбие, они, вместо того чтобы осознавать свое братское единство в Боге, думают лишь об одном - как бы уничтожить друг друга. Между тем как цель искупительного подвига нашего Спасителя заключается в противоположном: Бог пришел в этот мир, чтобы всех нас, разрозненных и убитых грехом Его детей, собрать воедино, соединить невидимыми узами единомыслия и любви и, обновив изнемогающие силы человеческого рода Духом Святым, даровать нам такое единство, которое препобеждает и пространство, и время. Эта семья Христа и Его учеников именуется Церковью, при том что в нее входит не только нынешнее, но и все прошедшие поколения христиан, равно как и те, которые еще имеют явиться на земле.

Вот почему Христос – Искупитель рода человеческого. Он посреди войн и ненависти, злобы и грехов человеческих созидает Свою Церковь, которая в Священном Писании именуется Невестой Агнца. Да, мы слабы и немощны, но Всемогущ и Всесвят Христос – Глава Церкви. Он – и Глава, и Корень Церкви. От Спасителя мы черпаем живительную благодать, которая помогает нам распрямить наши плечи, очиститься от скверны плоти и духа, которая облекает нас в светлые ризы мира, радости, кротости, чистоты, светлости помышлений, делает христианина сильной личностью, призвание которой созидать, а не разорять, живить, а не мертвить, умножать в этом мире любовь, а не сеять вокруг себя раздор и вражду.

«Иисусе, нижних искупителю», – мы молимся Господу, помышляя о том, что земная жизнь очень коротка и быстротечна. Едва лишь только человек вышел из возраста юности, к нему преступает зрелость, зрелость незаметно перетекает в старость, а там уж виден и исход из этого временного земного бытия. Страшно бывает человеку, чуждому веры, соприкоснуться с вечностью: она, как сумерки, обымает со всех сторон душу, чуждую благодати Святого Духа. И напротив, если мы в этой жизни предстоим Богу, служим Ему, если чувствуем дыхание Его любви, если врачуем свои раны в таинстве Покаяния, насыщаем сердце причащением Святых Христовых Тайн, то час исхода станет для нас праздником. Потому что искупительная Кровь Христа, очистив нас, будет защитой от темной силы, она проложит нам путь новый и живой к светоносному Божиему Престолу, где соцарствование со Христом, единство с ангелами и святыми, молитва за этот дольний, оставленный нами мир, будут для христианина лучшим предуготовлением для дня Страшного Суда.

Записала Анна Солодникова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать