Читаем Псалтирь. Псалом 15

9 января 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3
Беседа с протоиереем Алексием Ладыгиным о Псалтири.

Псалтирь – великая тайна. Проникнуть в эту тайну – значит научиться путям Божиим через поучения псалмопевца Давида.

Есть ли сильные и не очень сильные псалмы?

– «Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности», – говорит апостол Павел. И по силе благодати мы не можем говорить: какие сильные, а какие нет. Сила псалма зависит от силы восприятия, которая есть в нашем сердце. Если этот псалом отзывается в нашем сердце и соединяется с тем духом, тем горением, с каким писался, то тогда он доходит до Неба. А если даже «самый сильный» псалом, как мы его называем, исполненный глубины переживания, будем читать с холодным сердцем, то он не будет сильным. Все должно быть взаимно, сила – во взаимности восприятия, молитвы, обращения к Богу.

Псалом 15-й называется «Столпописание».

Почему столпописание? Это была древнейшая традиция: когда хотели назидать героя, сделавшего что-то очень важное для государства или конкретной местности, – его пытались увековечить. Не чтобы прославить, так как понимали: призрачно наше прославление перед самой вечностью, от которой отошел человек. Прославляли его, чтобы назидать последующие поколения, чтобы они через этот образ приобщались бы добродетели, которую имел тот или иной человек, или к его героизму. На столпе Давид записывает что-то очень важное, что он хочет передать, увековечить.

Святые отцы говорят, что 15-й псалом христологичен, он говорит о подвиге нашего Спасителя, Который восприял на Себя особый подвиг – спасти род человеческий; не потому, что это нужно было сделать, а потому, что он есть достояние Божие, которое Господь никогда не оставит. Псалом говорит о том, как Господь, послав Сына Своего Единородного, совершил подвиг, о соработничестве Святой Троицы. Этот псалом раскрывает глубочайшую и великую тайну, поэтому он очень дорог нам. Столпописание – памятник, говорящий о том, что никогда не должен быть забыт подвиг нашего Божественного Спасителя, Который пришел и искупил весь род человеческий. Псалмопевец Давид здесь очень много открывает, назидает не только тех, кто живет во времена Христа, но и тех, кто жил до Его Пришествия, чтобы они размышляли о своей жизни, своих действиях, путях жизни, которые они избирали.

«Сохрани мя, Господи, яко на Тя уповах». Псалмопевец Давид говорит, что Господь хранит только тех, кто уповает на Него, кто живет по Его законам и заповедям. И когда мы просим Бога о помощи и заступничестве, мы всегда должны показывать свою жизнь и правду, которую мы совершаем.

Так и Сам Божественный Спаситель, когда был Богочеловеком, имел эти человеческие стороны жизни. Из Священного Писания известно, что в Его служении тоже были человеческие переживания: Он скорбел, плакал, гневался, хотел есть… Сам Господь молился, Он обращался к Богу Отцу…

«Рех Господеви: Господь мой eси Ты, яко благих моих не требуеши». Мы должны четко уразуметь, что не собственными путями идем. Наша задача – пройти путем, который проложил Сам Господь Своей земной жизнью, Своим земным служением. И это рассуждение раскрывает обращение и земное служение не только Спасителя, но и всякого христианина. Господь не требует от нас добрых дел, чтобы мы их показывали Ему, но эти добрые дела должны присутствовать в нашей жизни, чтобы Господь видел: благими делами мы свидетельствуем о жизни, которую мы ведем, и она строится по заповедям Божиим. Доказательство, что мы живем всегда с Богом, не Богу нужно, а нам.

«Святым, иже суть на земли Его, удиви Господь вся хотения Своя в них». Святым Господь открывает очень многое и дает. Святость – очень важный момент в жизни, и то, что являются святые в этой жизни, – тоже великое милосердие Божие. Святость является через исполнение жизни, и если бы не было святости, то не было бы и Божьего благоволения.

«Умножишася немощи их, по сих ускориша: не соберу соборы их от кровей, ни помяну же имен их устнама моима». Здесь можно говорить и о святых, тоже переживавших различные скорби и трудности в своей жизни. И напрасно мы думаем, что человек святой и приближенный к Богу, не переживает никаких испытаний. На самом деле таких испытаний очень много в жизни, но Господь являет Свою благодать и милость: когда человек обращается к Нему, эти немощи становятся не столь горестными, они проходят, не касаясь сердца, то есть в немощи только человек может увидеть руку Божию. Когда у человека все хорошо, он забывает про Бога и живет своей жизнью, и только в скорбях, трудностях и болезнях чувствует он близость Бога и всегда обращается к Нему за помощью. И тогда Господь обещает предать все забвению.

Если мы обращаемся к христологии этого псалма и говорим о Христе, то здесь речь о том, что Господь относится к собранию таких людей очень плохо. Когда появляются немощи, то в них они отходят от Бога. Так, когда израильтяне отказались от Господа, Он не стал поминать имен их. Здесь Господь показывает: ваше звание, ваши имена зависят от жизни, которую вы проводите, и от верности, которую вы сохраняете Богу.

«Господь часть достояния моего и чаши моея, Ты eси устрояяй достояние мое мне». Здесь Господь Сам обращается к Богу Отцу со словами: Господь часть достояния моего. Достояние – это весь народ, Божие богатство после сотворения человека Господом. Но враг рода человеческого смог это достояние украсть у Бога за счет использования свободной воли самого человека, направленной ко греху. Это достояние уже не Божие. «Чаши моея» – это смерть. Моление о чаше – это моление о смерти. В то же время чаша – это та Божественная Кровь, которую Господь пролил ради людей всего мира. Сам Господь устроил так, что Он передает Своему Сыну, Наследнику достояние – весь род человеческий. А после смерти достояние принадлежит Самому Христу. Христос не просто забирает властью и силой, но искупает это достояние честной Кровью Своею: через смерть Он выкупает каждую душу человеческую из рук врага рода человеческого.

«Ужя нападоша ми в державных моих, ибо достояние мое державно eсть мне». Святые толкователи говорят, что когда Господь основал Церковь, то она была раскидана по всему миру и не собрана воедино, потому что проповедь еще шла. Почему достояние дорого и державно? Потому, что Господь искупил ее кровью Своею. И мы знаем: что тяжело нам дается, то самое дорогое и самое ценное в нашей жизни. А тем, что нам дешево дается, мы не дорожим, не ценим, разбрасываем в своей жизни.

«Благословлю Господа, вразумившаго мя, eще же и до нощи наказаша мя утробы моя». Благословлю Господа, Который вразумил и наставил меня. Псалмопевец Давид говорит о ночи, потому что ночью бывают худые мысли, именно в темноте человек замышляет плохие дела.

«Предзрех Господа предо мною выну, яко одесную менe eсть, да не подвижуся». Здесь псалмопевец Давид говорит, что те поступки, которые я совершаю, – правые, потому что они всегда перед Господом. И когда Господь со мной, я не отступлю в другую сторону. И наш Господь не отступил в сторону, потому что ходил перед лицем Божиим. Из нашей христианской жизни уходит традиция, когда мы рассуждаем о правых и левых делах, а на самом деле даже те слова, которые мы используем, отражают нашу христианскую сущность – у нас же есть понятие правых дел и левых. Если мы говорим о правых делах – это правильные дела, дела, которые исходят от Господа, Который напоминает нам, что мы должны их постоянно совершать, поэтому при крещении поставляется ангел Божий по правую сторону, а по левую – ангел губительный.

«Сего ради возвеселися сердце мое, и возрадовася язык мой, eще же и плоть моя вселится на уповании». Здесь псалмопевец говорит, что все, что рождается, и доброе, и злое,  сначала рождается в сердце, затем исходит с языка, и потом человек его совершает. Меньше ответственность за слово, за мысли: за дело судят всегда, ведь начальная стадия поступка, который мы совершаем, рождается в наших мыслях, сердце.

«Яко не оставиши душу мою во аде, ниже даси преподобному Твоему видети истления». Далее речь о нашем Спасителе и нашей вечной жизни, поскольку не оставил Господь душу мою во аде. Здесь псалмопевец пророчествует: Господь не увидел истления, и мы последуем за Господом, не будет наша душа во аде, и тело наше будущее и вечное не будет видеть истления.

«Сказал ми eси пути живота, исполниши мя веселия с лицем Твоим, красота в деснице Твоей в конец». Самое главное здесь слова «красота в деснице Твоей в конец». Здесь говорится о Божественном сыне, что Он не увидел истления, но и сила, и красота Самого Бога в Сыне. И десница Его сильна в Божественном Сыне, Который победил смерть и увековечил все человечество через Воскресение и дал ему вечность.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать