Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Святой Церковью читается Евангелие от Матфея. Глава 8, ст. 28 - 34; глава 9, ст. 1
8:28. И когда Он прибыл на другой берег в страну Гергесинскую, Его встретили два бесноватые, вышедшие из гробов, весьма свирепые, так что никто не смел проходить тем путем.
8:29. И вот, они закричали: что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий? пришел Ты сюда прежде времени мучить нас.
8:30. Вдали же от них паслось большое стадо свиней.
8:31. И бесы просили Его: если выгонишь нас, то пошли нас в стадо свиней.
8:32. И Он сказал им: идите. И они, выйдя, пошли в стадо свиное. И вот, всё стадо свиней бросилось с крутизны в море и погибло в воде.
8:33. Пастухи же побежали и, придя в город, рассказали обо всем, и о том, что было с бесноватыми.
8:34. И вот, весь город вышел навстречу Иисусу; и, увидев Его, просили, чтобы Он отошел от пределов их.
9:1. Тогда Он, войдя в лодку, переправился обратно и прибыл в Свой город.
(Мф. VIII, 28-34 - IX, 1)
Евангелист Матфей говорит о стране Гергесинской, но нам известен и другой бесноватый, Гадаринский (см.: Лк. 8, 26–39). Мы не будем подробно разбираться в наименованиях той земли. Это один и тот же сюжет, и никакой путаницы здесь нет. Общая канва повествования рассказывает нам об одном и том же, выводы, которые мы должны сделать, нам понятны, и евангелисты друг другу, естественно, не противоречат.
Итак, два бесноватых вышли из гробов, то есть пещер. В древности людей хоронили в пещерах, вспомним, например, Лазаря. Пещера была высечена в скале, завалена камнем, в ней погребали тело. Это захоронение несколько другого типа, нежели в современном мире. Бесноватые, которые находились в гробах, были очень свирепыми, и никто не смел проходить тем путем. В параллельном Евангелии говорится, что их даже пытались связывать цепями, но они разрывали их. Состояние бесноватых было невыносимо, и смотреть на это было невозможно. Повторимся, что состояние беснования – это крайняя степень овладения злым духом всем человеком, его волей, рассудком, сознанием. Это приносит человеку невероятные страдания.
Святитель Иоанн Златоуст в толковании на Евангелие от Матфея говорит о том, что бесноватые жили в гробах, чтобы несколько сбить сознание человека. Бесы всегда хотели привить человеку мысль, что умершая душа находится в этом мире, живет где-то в месте упокоения или превращается в бесовскую силу.
«И вот, они закричали: что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий? пришел Ты сюда прежде времени мучить нас». Здесь есть некое бесовское исповедание, которого Господь не принимает. Самые главные вопросы, которые задают толкователи: знал ли дьявол, кто такой Христос, что Он Сын Божий, или не знал? Ответы могут быть разные. Мы видим, что бесы говорят о Сыне Божием, но это лукавое исповедание, которого Господь не принимает.
«Пришел… прежде времени мучить нас», то есть они понимают, что их жизнь обречена, покаяние для них уже невозможно. Поэтому они хотят что-то еще совершить, то есть прежде времени пришел мучить нас.
«Если хочешь нас погубить, пошли нас в стадо свиней». Господь совершает это действие не потому, что бесы его упросили, но для того, чтобы явить свое могущество и силу, показать нам, как пишет святитель Иоанн Златоуст, что дьявол вообще не имеет никакой способности и силы здесь, на земле, делать что-то без Промысла Божия. То есть Господь повелевает, и они это совершают.
Если бы дьявол хотел погубить мир, он бы это уже давным-давно совершил. Помните, как преподобный Серафим говорил, что бес может одним ноготком перевернуть всю землю, но Господь удерживает его. То есть все находится по власти Божией.
Господь проявляет Свое могущество, силу и показывает нам, что без воли Божией ничего совершиться не может, и бес без воли Божией не действует на человека. Почему Бог позволяет действовать злой силе в этом мире? Опять обратимся к великому учителю Церкви Иоанну Златоустому. Он говорит, что Бог, как премудрый лекарь, устрояет так, что яд змиин направляет на благо и на исцеление человеку. «Яд змиин» — это бесовская вражья сила, которую Бог использует таким образом, чтобы в конечном счете нас спасти. Мы, претерпевая искушения, испытания, становимся крепче и сильнее, и, поборов все, достигаем Царствия Небесного. Жизнь – это некое преодоление, а не пассивное состояние, как многим может показаться.
Итак, бесы вошли в свиное стадо и погубили его. А что они могли еще сделать? Откуда взялись свиньи у иудеев? Все-таки свинья - это животное скверное грязное, и не то что вкушать мясо, даже соприкасаться с ним было нельзя. По-видимому, они выращивали свиней и, может быть, продавали римлянам, потому что те ели свинину. Соответственно, эти люди занимались делом скверным, формально нарушали закон, то есть их дело было греховным.
Бесы погубили свиное стадо, и свинопасы бегут в город, рассказывают жителям о случившемся, которые выйдя тотчас, просят Христа покинуть их город. Можете себе представить такую картину?
Помните, когда Господь беседует с самарянкой и та понимает, что перед ней какой-то совершенно необычный Муж, бросив все свои ведра, она бежит в город и говорит о Том, Кого она нашла, о Мессии. Христос приходит в город, и жители просят Его остаться у них еще какое-то время (См.: Ин. 4, 7–42). Пробыв там некоторое время, Он уходит, потому что не может потратить все время только на один город и беседовать только с этими людьми.
А жители этого города просят, чтобы Господь удалился от них. Вот человеческий эгоизм. В чем он проявляется? Во-первых в том, что этих людей совершенно не интересовало и не волновало то, что двум бесноватым, которые очень сильно мучились, был возвращен разум. Их беспокоило только то, что их свиньи погибли, коммерческое дело потерпело крах, и теперь они буду считать убытки от того, что совершил этот Человек. Разве в городе не было больных, прокаженных? Тех людей, которым требовалась помощь? Конечно, были, но их это не волновало. Вот в чем трагедия этого повествования.
Святитель Иоанн Златоуст говорит, что стадо свиное было погублено, и это пример, явленный и для нас. Если мы будем пребывать в таком свинском состоянии, то и нас постигнет погибель, и мы будем так же сброшены с крутизны вражьей силой.
Услышанное сегодня Евангелие должно назидать нас о многом. В частности о том, что наш эгоизм не должен быть препятствием для свершения в этом мире дел Божиих. Будем помнить об этом, будем трудиться, молиться и будем идти за Христом, который призывает нас к одной единственной цели — спасению нашей жизни.
Священник Даниил Рябинин
Расшифровка: Елена Клевцова
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Всенощное бдение 27 апреля 2024 года
У книжной полки. Уроки по Закону Божию
«Православный на всю голову!». Об опыте борьбы с гневом
Благая часть. 26 апреля 2024
«Источник жизни» (Нижний Новгород). Выпуск от 26 апреля 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!