21 марта. Великий пост. Продолжение цикла программ ответов на вопросы по текстам Евангелий

21 марта 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
Здравствуйте, дорогие братья и сестры. Сегодня мне хотелось бы ответить на следующий вопрос:

В Евангелии есть мой любимый момент, когда фарисеи и саддукеи приступают к Иисусу Христу и подают ему монету, испытывая Его, стоит ли давать подать кесарю. Мне немного не понятны слова Спасителя отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу. Объясните, пожалуйста, эти слова Спасителя. Дмитрий Казаков

Данный эпизод, произошедший в Иерусалимском храме, мы встречаем у евангелистов Матфея, Марка и Луки, а также в некоторых апокрифах, к примеру, в так называемом Евангелии от Фомы. По традиции я предлагаю прочитать отрывок из Евангелия, где описывается событие из заданного вопроса. А выбор мой пал на Евангелие от Луки:

20.19. И искали в это время первосвященники и книжники, чтобы наложить на Него руки, но побоялись народа, ибо поняли, что о них сказал Он эту притчу.

20.20. И, наблюдая за Ним, подослали лукавых людей, которые, притворившись благочестивыми, уловили бы Его в каком-либо слове, чтобы предать Его начальству и власти правителя.

20.21. И они спросили Его: Учитель! мы знаем, что Ты правдиво говоришь и учишь и не смотришь на лице, но истинно пути Божию учишь;

20.22. позволительно ли нам давать подать кесарю, или нет?

20.23. Он же, уразумев лукавство их, сказал им: что вы Меня искушаете?

20.24. Покажите Мне динарий: чье на нем изображение и надпись? Они отвечали: кесаревы.

20.25. Он сказал им: итак, отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу.

20.26. И не могли уловить Его в слове перед народом, и, удивившись ответу Его, замолчали.

(Лк. 20, 19–26)

В отличие от евангелистов Матфея и Марка, Лука обозначает вопрошавших не иначе, как «лукавые люди», хотя первые точно указывают, что это были члены двух религиозных партий – фарисеев и иродиан. Именно они подходят к Господу, чтобы задать неразрешимую, как им казалось, дилемму.

Посланники синедриона склоняют людей обратиться к Спасителю с вопросом, который, якобы, действительно их беспокоил: позволительно ли нам давать подать кесарю, или нет? (Лк. 20, 22).

Необходимо заметить, что Палестина была оккупированной страной и иудеи были подданными Римской империи. Денежный взнос, уплачиваемый кесарю, представлял собой подушную подать, взимавшуюся с каждого человека в размере одного динария в год. Эта подать вызывала горячие споры в Палестине и не единожды была причиной восстаний.

Собственно говоря, спорной была не столько ее денежная сторона, она не являлась тяжелым бременем. Решающим был другой вопрос: фанатики-иудеи считали, что у них только один царь – Бог, и утверждали, что платить подать кому-то еще, кроме Бога, противозаконно.

Уплата налогов в пользу римлян началась в Иудее с 63 года до Рождества Xристова. Необходимость платить подать завоевателям-язычникам всегда воспринималась крайне болезненно, будучи доказательством национального унижения. И среди евреев не раз вспыхивали восстания против уплаты налогов Риму. Иудейский историк Иосиф Флавий говорит, что подать также явилась причиной возникновения крайне националистического движения зелотов, объявивших Бога своим единственным правителем и царем.

Предлагая Спасителю вопрос о подати кесарю, то есть римскому императору, которым был на тот момент Тиберий, фарисеи и иродиане надеялись поставить Христа в безвыходное положение. Скажи Господь, что подать кесарю платить нельзя, первосвященники немедленно сообщили бы об этом Понтию Пилату, и за этим совершенно определенно последовал бы арест Спасителя. Скажи же Он, что подать кесарю платить следует, это сразу же оттолкнуло бы от Него последователей, особенно в Галилее, где было особенно много фанатиков.

Таким образом, подстрекаемые синедрионом посланцы пытались поставить Иисуса перед необходимостью выбирать из двух зол.

Да и сама монета оскорбляла религиозные чувства: иудеям запрещалось делать изображения. И если рисунки растений и цветов еще допускали, то образ человека находился под безусловным запретом. А на каждом динарии был отчеканен профиль императора Тиберия, на что и обращает внимание Господь, говоря: чье на нем изображение и надпись? (Лк. 20, 24).

А что же было написано на монете?

На одной стороне было выбито на латыни: «Тиберий Август, сын божественного Августа», а на обратной: «Первосвященник», ведь римские императоры исполняли обязанности верховного жреца главного римского культа.

Некоторых набожных иудеев настолько шокировали римские монеты, что они избегали пользоваться ими и даже дотрагиваться до них, благо, что в стране ходила также еврейская монета – шекель.

Но фарисеи и иродиане, присланные искусить Иисуса Христа, как мы видим, не гнушались римской монетой. И даже более того, внесли ее на территорию храма Господня, где и подавно было запрещено всякое изображение животного, а тем более человека, да еще и язычника.

Когда Спаситель просит показать ему монету, Он не заявляет, что никогда бы не взял в руки нечто подобное, но ставит фарисеев и иродиан в неловкое положение, потому что они-то знают, где взять римскую монету.

Ответ Христа лаконичен, но очень многозначителен: отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу (Лк. 20, 25).

За двести лет до Рождения Христа произошло восстание против сирийских завоевателей под предводительством Маккавеев. У них был свой лозунг:

Воздайте язычникам их воздаяние и исполняйте закон! (1 Мак. 2, 68).

Иными словами, это был призыв к мести: воздать язычникам насилие за их насилие. И при этом не забывать важность закона Божия, который иудеи должны были свято хранить и исполнять.

Христос же не призывает к насильственной революции, Он преображает мир, указывая не на внешнее рабство нечистому, а на внутреннее.

Поскольку Господь привлекает внимание к кощунственному образу и надписи, Его слова приобретают оттенок пренебрежительного: «Верните вы эту мерзость тем, от кого она исходит».

У последователей Христа будут иные ценности, и они не в монетах. Именно эти ценности победят всех ложных так называемых «сынов богов» и языческих «первосвященников». Самая главная ценность – образ Божий, который несут на себе все люди, и потому должны отдавать самих себя, свою жизнь, возвращать их Богу, как римскую монету – кесарю.

Помогай нам в этом Господь.

Иеромонах Пимен (Шевченко)

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы