Аудио |
|
Скачать .mp3 |
В Евангелии есть мой любимый момент, когда фарисеи и саддукеи приступают к Иисусу Христу и подают ему монету, испытывая Его, стоит ли давать подать кесарю. Мне немного не понятны слова Спасителя отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу. Объясните, пожалуйста, эти слова Спасителя. Дмитрий Казаков
Данный эпизод, произошедший в Иерусалимском храме, мы встречаем у евангелистов Матфея, Марка и Луки, а также в некоторых апокрифах, к примеру, в так называемом Евангелии от Фомы. По традиции я предлагаю прочитать отрывок из Евангелия, где описывается событие из заданного вопроса. А выбор мой пал на Евангелие от Луки:
20.19. И искали в это время первосвященники и книжники, чтобы наложить на Него руки, но побоялись народа, ибо поняли, что о них сказал Он эту притчу.
20.20. И, наблюдая за Ним, подослали лукавых людей, которые, притворившись благочестивыми, уловили бы Его в каком-либо слове, чтобы предать Его начальству и власти правителя.
20.21. И они спросили Его: Учитель! мы знаем, что Ты правдиво говоришь и учишь и не смотришь на лице, но истинно пути Божию учишь;
20.22. позволительно ли нам давать подать кесарю, или нет?
20.23. Он же, уразумев лукавство их, сказал им: что вы Меня искушаете?
20.24. Покажите Мне динарий: чье на нем изображение и надпись? Они отвечали: кесаревы.
20.25. Он сказал им: итак, отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу.
20.26. И не могли уловить Его в слове перед народом, и, удивившись ответу Его, замолчали.
(Лк. 20, 19–26)
В отличие от евангелистов Матфея и Марка, Лука обозначает вопрошавших не иначе, как «лукавые люди», хотя первые точно указывают, что это были члены двух религиозных партий – фарисеев и иродиан. Именно они подходят к Господу, чтобы задать неразрешимую, как им казалось, дилемму.
Посланники синедриона склоняют людей обратиться к Спасителю с вопросом, который, якобы, действительно их беспокоил: позволительно ли нам давать подать кесарю, или нет? (Лк. 20, 22).
Необходимо заметить, что Палестина была оккупированной страной и иудеи были подданными Римской империи. Денежный взнос, уплачиваемый кесарю, представлял собой подушную подать, взимавшуюся с каждого человека в размере одного динария в год. Эта подать вызывала горячие споры в Палестине и не единожды была причиной восстаний.
Собственно говоря, спорной была не столько ее денежная сторона, она не являлась тяжелым бременем. Решающим был другой вопрос: фанатики-иудеи считали, что у них только один царь – Бог, и утверждали, что платить подать кому-то еще, кроме Бога, противозаконно.
Уплата налогов в пользу римлян началась в Иудее с 63 года до Рождества Xристова. Необходимость платить подать завоевателям-язычникам всегда воспринималась крайне болезненно, будучи доказательством национального унижения. И среди евреев не раз вспыхивали восстания против уплаты налогов Риму. Иудейский историк Иосиф Флавий говорит, что подать также явилась причиной возникновения крайне националистического движения зелотов, объявивших Бога своим единственным правителем и царем.
Предлагая Спасителю вопрос о подати кесарю, то есть римскому императору, которым был на тот момент Тиберий, фарисеи и иродиане надеялись поставить Христа в безвыходное положение. Скажи Господь, что подать кесарю платить нельзя, первосвященники немедленно сообщили бы об этом Понтию Пилату, и за этим совершенно определенно последовал бы арест Спасителя. Скажи же Он, что подать кесарю платить следует, это сразу же оттолкнуло бы от Него последователей, особенно в Галилее, где было особенно много фанатиков.
Таким образом, подстрекаемые синедрионом посланцы пытались поставить Иисуса перед необходимостью выбирать из двух зол.
Да и сама монета оскорбляла религиозные чувства: иудеям запрещалось делать изображения. И если рисунки растений и цветов еще допускали, то образ человека находился под безусловным запретом. А на каждом динарии был отчеканен профиль императора Тиберия, на что и обращает внимание Господь, говоря: чье на нем изображение и надпись? (Лк. 20, 24).
А что же было написано на монете?
На одной стороне было выбито на латыни: «Тиберий Август, сын божественного Августа», а на обратной: «Первосвященник», ведь римские императоры исполняли обязанности верховного жреца главного римского культа.
Некоторых набожных иудеев настолько шокировали римские монеты, что они избегали пользоваться ими и даже дотрагиваться до них, благо, что в стране ходила также еврейская монета – шекель.
Но фарисеи и иродиане, присланные искусить Иисуса Христа, как мы видим, не гнушались римской монетой. И даже более того, внесли ее на территорию храма Господня, где и подавно было запрещено всякое изображение животного, а тем более человека, да еще и язычника.
Когда Спаситель просит показать ему монету, Он не заявляет, что никогда бы не взял в руки нечто подобное, но ставит фарисеев и иродиан в неловкое положение, потому что они-то знают, где взять римскую монету.
Ответ Христа лаконичен, но очень многозначителен: отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу (Лк. 20, 25).
За двести лет до Рождения Христа произошло восстание против сирийских завоевателей под предводительством Маккавеев. У них был свой лозунг:
Воздайте язычникам их воздаяние и исполняйте закон! (1 Мак. 2, 68).
Иными словами, это был призыв к мести: воздать язычникам насилие за их насилие. И при этом не забывать важность закона Божия, который иудеи должны были свято хранить и исполнять.
Христос же не призывает к насильственной революции, Он преображает мир, указывая не на внешнее рабство нечистому, а на внутреннее.
Поскольку Господь привлекает внимание к кощунственному образу и надписи, Его слова приобретают оттенок пренебрежительного: «Верните вы эту мерзость тем, от кого она исходит».
У последователей Христа будут иные ценности, и они не в монетах. Именно эти ценности победят всех ложных так называемых «сынов богов» и языческих «первосвященников». Самая главная ценность – образ Божий, который несут на себе все люди, и потому должны отдавать самих себя, свою жизнь, возвращать их Богу, как римскую монету – кесарю.
Помогай нам в этом Господь.
Иеромонах Пимен (Шевченко)
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Читаем Ветхий Завет. «Обличение Иудеи. Оставили Бога». Священник Константин Корепанов
Свет невечерний. Семейная история церкви
Стихи над миром. Стихотворения Зинаиды Миркиной
Хранители памяти. Храм Святителя Николая Мирликийского в Бирюлеве. Часть 2
Плод веры. Журналист, правозащитник, лауреат премии Правительства РФ Ева Меркачева. Часть 2
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!