2 марта. Унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его

2 марта 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3

Мы с вами продолжаем искать ответы на вопросы по текстам Священной истории.

«Почему в Евангелии от Марка нет упоминания о покаявшемся разбойнике, но сказано, что И распятые с Ним поносили Его (Мк., 15,32)?»

Татьяна Синичкина

Евангелист Марк, как, впрочем, и евангелист Матфей ничего не сообщают о покаявшемся разбойнике в отличие от евангелиста Луки. Стоит отметить, что различие в тексте может исходить из цели написания. Так, евангелисты Марк и Матфей хотели подчеркнуть, что Христа хулили не только собравшиеся вокруг места казни, но даже распятые с Ним разбойники – весь мир озлобился на Господа. В то время как для евангелиста Луки была важна каждая деталь, в том числе и диалог Спасителя с раскаявшимся разбойником.

К тому же евангелисты неоднократно используют литературный прием, когда действия или слова одного человека отождествляются с несколькими или со всеми участниками разговора или происшествия. К примеру, когда ко Христу прикоснулась женщина, страдавшая кровотечением, Он спросил: «кто прикоснулся ко мне»? По Евангелию от Марка Христу отвечали ученики, а у Луки ответ дает один апостол Петр. Возможно, и в данном случае евангелисты Марк и Матфей применяют подобный метод обобщения по отношению к разбойникам, распятым на Голгофе со Христом.

«У меня есть любимые “отрывки” из Евангелия. Особенно из Евангелия от Иоанна. Когда Мария не находит Господа во гробе, звучат ее слова: “унесли Господа моего и не знаю, где положили его” (Ин., 20,13). Тут присутствует простая человеческая тоска о дорогом человеке. Или я думаю слишком приземленно?»

Татьяна Комкова

Открою небольшой секрет: и у меня есть любимые моменты в Священном Писании, которые как по-особенному близки сердцу. Предлагаю прочитать об этой удивительной встрече Марии Магдалины и Воскресшего Спасителя, описанное евангелистом Иоанном, где встречается выражение, о котором идет речь в вопросе.

11. А Мария стояла у гроба и плакала. И, когда плакала, наклонилась во гроб,

12. и видит двух Ангелов, в белом одеянии сидящих, одного у главы и другого у ног, где лежало тело Иисуса.

13. И они говорят ей: жена! что ты плачешь? Говорит им: унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его.

14. Сказав сие, обратилась назад и увидела Иисуса стоящего; но не узнала, что это Иисус.

15. Иисус говорит ей: жена! что ты плачешь? кого ищешь? Она, думая, что это садовник, говорит Ему: господин! если ты вынес Его, скажи мне, где ты положил Его, и я возьму Его.

16. Иисус говорит ей: Мария! Она, обратившись, говорит Ему: Раввуни! — что значит: Учитель!

17. Иисус говорит ей: не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему.

(Ин. 20, 11–17)

Событие, описанное в этом отрывке, происходит в час глубочайшего отчаяния Марии Магдалины. Она, свидетельница небывалых чудес, верная последовательницы Христова, не отошедшая от Него и в момент распятия и видевшая место захоронения своего возлюбленного Учителя, стоит теперь на коленях у пустого гроба.

Она в силу сложившейся традиции не могла присутствовать при погребении, и единственная возможность проститься с Иисусом для Магдалины, как и для других женщин, открывалась в момент последнего возливания благовонных масел на усопшего. Но ее лишили и этого.

Придя впервые ко гробу Спасителя и видя, что камень отвален от гроба (Ин. 20, 1), Мария бежит к апостолам Петру и Иоанну. Именно Магдалина сообщает им, что гроб пуст, и тут же выдвигает версию, что тело Учителя украли или перезахоронили. Не веря, что такое могло произойти, Петр и Иоанн побежали к гробнице и убедились в том, что Христа там не было, но увидели лежавшие отдельно друг от друга пелены и плат, в которые было некогда завернуто тело Иисуса.

В то время как апостолы возвратились обратно, Магдалина осталась у гробницы. Всматриваясь в ее пустоту, через слезы она видит двух ангелов, которые спрашивают о причине ее горя. И она отвечает им: унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его (Ин. 20, 13).

Даже не хочу размышлять о том, что было бы со мной, если бы я увидел двух ангелов. Но Марию, как мы видим, это явление ничуть не смутило. Все ее чувства, весь ее разум был со Христом. И это не просто тоска о дорогом человеке – это отчаяние. Отчаяние, в котором человек перестает понимать реалии окружающего мира.

Ангелы были посланы для того, чтобы ободрить Марию, ведь за ее спиной стоял Сам Воскресший Христос. Но она, непрестанно следовавшая за Ним, слушавшая и внимавшая каждому Его слову, не узнала Его голос и, более того, обратилась назад и увидела Иисуса стоящего; но не узнала, что это Иисус (Ин. 20, 14). Вот каким было отчаяние этой женщины!

Вся картина этой встречи меняется в секунду, когда Господь обращается к ней по имени: «Мария». Одно обращение по имени приводит Магдалину в чувства, и она с радостью бросается к ногам своего возлюбленного Учителя. Но Спаситель просит:   не прикасайся ко Мне   (Ин. 20, 17), а точнее: «не берись за Меня, не удерживай». Ведь теперь Спаситель уже не будет со Своими учениками постоянно, теперь Ему предстоит взойти к Отцу. Он должен занять подобающее Его Божественной природе место   одесную Отца , вознеся на небо в Самом Себе всего человека, освященного благодатью Божией.

А закончить ответ на вопрос я бы хотел стихотворением:

Она смотрела в темноту пещеры,

Где был Иисус. Вот камень гробовой.

И в тот момент ей не хватало веры

Дыхание Его услышать за спиной.

– О, женщина! О чем ты так рыдаешь?

– Смотритель, здесь лежал мой Господин.

Но гроб пустой! Возможно, знаешь,

Куда перенесли Его, лишь ты один?

Неверия и смерти обличитель

Стоял перед ней. Объятия раскрыл:

– О, Мариам! – О Рабби, мой Учитель! –

Мария рухнула к ногам Его без сил.

– Ну хватит обнимать Мои колена.

Ступай, иди, скажи ученикам,

Что Я Восстал, что не причастен тлена,

Пусть каждый убедиться в этом сам!

Как Магдалина, стоя у пещеры,

Пред непонятным мы слепы порой.

Подай нам всем, Господь, великой веры

Твое дыханье слышать за спиной!

Иеромонах Пимен (Шевченко)

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы