1 августа. Откуда нам взять в пустыне столько хлебов, чтобы накормить столько народа?

1 августа 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3

Святой Церковью читается Евангелие от Матфея. Глава 15, ст. 32 - 39

 

32. Иисус же, призвав учеников Своих, сказал им: жаль Мне народа, что уже три дня находятся при Мне, и нечего им есть; отпустить же их неевшими не хочу, чтобы не ослабели в дороге.

33. И говорят Ему ученики Его: откуда нам взять в пустыне столько хлебов, чтобы накормить столько народа?

34. Говорит им Иисус: сколько у вас хлебов? Они же сказали: семь, и немного рыбок.

35. Тогда велел народу возлечь на землю.

36. И, взяв семь хлебов и рыбы, воздал благодарение, преломил и дал ученикам Своим, а ученики народу.

37. И ели все и насытились; и набрали оставшихся кусков семь корзин полных,

38. а евших было четыре тысячи человек, кроме женщин и детей.

39. И, отпустив народ, Он вошел в лодку и прибыл в пределы Магдалинские.

( Мф. 15, 32-39)

 

Евангелист Матфей повествует о чудеснейшем, невероятном событии насыщения огромного числа людей - четырех тысяч - семью кусками хлеба и несколькими рыбками. При внимательном чтении Евангелия можно увидеть параллельное событие - насыщение пяти тысяч человек, это знаменитое повествование, за которым следует хорошо известная беседа о хлебе жизни, изложенные евангелистом Иоанном Богословом.

Некоторые толкователи Писания полагают, что насыщение четырех и пяти тысяч человек - различные версии одного и того же события. Это не совсем верно: они происходят в разное время, первое - весной, второе – летом, различаются люди и места. Внимательное чтение сегодняшней главы показывает, что Господь в это время пребывает в Десятиградии (Декаполис по-гречески), свободном объединении десяти независимых греческих городов. Соответственно, во время чудесного насыщения, о котором мы читаем сегодня, присутствовало огромное количество язычников. Этим фактом можно объяснить фразу из предшествовавшего 31-го стиха 15-й главы, где говорится, что народ прославлял Бога Израилева: сами иудеи не могли бы говорить о себе и своем Боге в третьем лице. Это говорит о том, что милосердие и сострадание Христа касались не только богоизбранного народа. Новый Завет - это завет Бога с человеком, где двери Царства Небесного, реальность и возможность богообщения открыты для каждого человека.

Господь пришел призвать и спасти погибающих, пришел ради спасения всего человечества вообще, независимо от национальности или цвета кожи. И сегодняшний евангельский отрывок еще раз косвенно открывает нам эту глубокую истину Божию, которая проходит через весь Новый Завет и является основанием всего, что совершает в этом мире Господь. Это событие является неким символом и предвестием того, что хлеб жизни предназначается не только для иудеев, но и для язычников, которые также должны иметь часть с Тем, Кто является хлебом жизни. Здесь снова параллель с Евангелием от Иоанна, где после совершения великого чуда насыщения описана важнейшая беседа о хлебе жизни, которой нет в других Евангелиях. Ее можно назвать богословием Таинства Евхаристии: Сам Господь говорит о Себе как о хлебе жизни, о Том, Кто дает жизнь. Мы открываем для себя простую истину, что Господь дает эту жизнь и ждет в Своем Царстве рядом с Собой все народы, всякого человека.

Содержание сегодняшнего рассказа по композиции схоже с описанием события о насыщения пяти тысяч человек: было множество народа, Господь сжалился над ним, хотя Сам наверняка испытывал усталость и сложности, как и любой на Его месте. Для Христа человек никогда не был помехой, каким бы тот ни был: убогим, калекой, бесноватым или голодным - человеческая нужда всегда была для Него на первом плане. Господь сжалился над народом и говорит ученикам, что не хочет отпустить людей голодными и нужно их накормить, а ученики резонно отвечают, что в пустыне не найти столько пропитания, чтобы насытить всех. Христос спрашивает: «А что есть у вас?» - и они отвечают: «Семь кусков хлеба и немного рыбы». Что можно сделать с тем, что они имели? Ничего, потому что накормить народ таким количеством хлеба и рыбы невозможно, сами ученики не смогли бы ими насытиться. Но Господь благословляет то, что есть, передает ученикам, они раздают народу, и оказывается, что еще набралось оставшихся кусков хлеба семь полных корзин.

Необычайное чудо, которое показывает нам, что в руках Божиих даже самые незначительные, на наш взгляд, способности или таланты могут принести огромную пользу. Каждый из нас может сказать: «Что я могу сделать? Я человек, не способный к какому-то делу или труду, и сам по себе не смогу совершить что-либо продуктивное и созидательное». Но Господь говорит по-другому: «Что есть у тебя, чем ты обладаешь, принеси это ко Мне, и Я твоими руками совершу невероятные чудеса и знамения». И Господь совершает чудо насыщения руками Своих учеников. На это следует обратить особое внимание. Часто мы можем молиться Богу, ожидая, когда же Он поможет, но не обращаемся при этом к ближним. Мы сами должны быть теми учениками, которые раздают хлеб Божий.

Мы, христиане, приняли свет Христов и должны стать неким чудом для окружающих нас людей. Мы ученики Христовы, и Господь так же посылает нас в этот мир и говорит: «Возьмите то, что есть у вас, и раздайте людям», чтобы мы тоже накормили людей не в буквальном, но в духовном смысле: стали такими учениками, которые видят нужду народа. Увидев толпы людей, Господь сжалился над ними и произнес: «Жатвы много, но делателей мало». Всякий христианин призван быть делателем: взять хлеб Божий и принести его нуждающемуся человеку.

В конце отрывка говорится о семи полных корзинах с оставшимися кусками хлеба. Господь всего дает в изобилии, но мы должны этим изобилием распоряжаться тоже правильно: нельзя все бросить или необдуманно растратить. Вот о чем мы читаем сегодня и к чему нас призывает Господь. Храни вас Господь!

Священник Даниил Рябинин

Расшифровка: Елена Кузоро

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать