Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Святой Церковью читается Первое послание к Фессалоникийцам. Глава 2, ст. 20; глава 3, ст. 1-8.
20. Ибо вы — слава наша и радость.
1. И потому, не терпя более, мы восхотели остаться в Афинах одни,
2. и послали Тимофея, брата нашего и служителя Божия и сотрудника нашего в благовествовании Христовом, чтобы утвердить вас и утешить в вере вашей,
3. чтобы никто не поколебался в скорбях сих: ибо вы сами знаете, что так нам суждено.
4. Ибо мы и тогда, как были у вас, предсказывали вам, что будем страдать, как и случилось, и вы знаете.
5. Посему и я, не терпя более, послал узнать о вере вашей, чтобы как не искусил вас искуситель и не сделался тщетным труд наш.
6. Теперь же, когда пришел к нам от вас Тимофей и принес нам добрую весть о вере и любви вашей, и что вы всегда имеете добрую память о нас, желая нас видеть, как и мы вас,
7. то мы, при всей скорби и нужде нашей, утешились вами, братия, ради вашей веры;
8. ибо теперь мы живы, когда вы стоите в Господе.
(1 Фес. 2, 20 - 3, 8)
Этот прекрасный отрывок начинается с последнего стиха второй главы, где апостол Павел, обращаясь к фессалоникийцам, говорит: вы слава наша и радость . Как он радуется за адресата, как доволен, что фессалоникийцы стоят в вере Христовой!
Третья глава начинается словами: И потому, не терпя более, мы восхотели остаться в Афинах одни, и послали Тимофея, брата нашего и служителя Божия и сотрудника нашего в благовествовании Христовом, чтобы утвердить вас и утешить в вере вашей . То есть Павел очень желает узнать, как обстоят дела в Фессалоникийской церкви, чтобы утвердить и утешить их в вере, которая связана со скорбями, притеснениями, страданиями, трудностями.
Чтобы никто не поколебался в скорбях сих: ибо вы сами знаете, что так нам суждено . Это очень важный стих, с одной стороны, простой, а с другой – мы забываем о смысле, заключенном в нем. Напомню, что «скорби» – это внешние гонения, трудности, страдания. Когда Иисус Христос вел прощальную беседу с учениками, Он предупреждал их: в мире будете иметь скорбь , то есть различные внешние нестроения, притеснения, насмешки, непонимание, но добавлял: мужайтесь: Я победил мир . В другом месте Спаситель говорит, что не бывает так, чтобы раб был больше господина и ученик выше учителя, и что если гнали Его, то и апостолов будут гнать, а если принимали Христа, то и их будут принимать. То есть Господь впрямую говорит о том, что христианство ни в коей мере не дает человеку каких-то земных привилегий. Но приходя креститься или крестить своих детей, люди внутренне подразумевают, что факт крещения сделает их детей какими-то особенными именно в земном смысле слова. Например, ребенок будет меньше плакать по ночам, никогда не будет болеть, будет иметь защиту от так называемой порчи или сглаза. Человек в данном смысле мыслит по-язычески, по-магически, совершенно забывает тот факт, что, принимая крещение, он встает на путь ученичества Христова, заявляя тем самым (за младенца заявляют крестные), что пойдет путем Иисуса Христа. Значит, человек готов к тому, что будет иметь в мире скорбь, но он будет мужаться, не будет терять непоколебимости, стойкости, радости, потому что Дух Святой будет помогать ему, но все-таки этот тернистый путь абсолютно неизбежен для христианина.
В современном обществе потребления каждый человек пытается что-то приобрести, для того чтобы улучшить свою жизнь, например, купить мягкую кровать, удобный автомобиль, современный телефон. И приходя в Церковь, он тоже часто думает, что получит еще какую-то гарантию, заручившись поддержкой Бога, и будет продолжать дальше свою комфортабельную жизнь. Если что-то идет не так: человек потерял работу, ребенок плохо учится, кто-то заболел или разбил машину, то надо прийти и опять наладить свою комфортную жизнь через молитву, молебен, освящение предмета (машины, квартиры, офиса) – как бы вернуть на место свое благополучие. А потом можно какое-то время не ходить в храм, не быть христианином до следующего сложного случая. Это явное непонимание того, что такое христианство.
Потому апостол Павел и пишет чтобы никто не поколебался в скорбях сих: ибо вы сами знаете, что так нам суждено. Ибо мы и тогда, как были у вас, предсказывали вам, что будем страдать, как и случилось, и вы знаете , что это неизбежно. Если христианин идет по миру честно, с любовью, открытым сердцем, неся свет Христов, путь его неизбежно будет тернистым. Но и надо понимать, что христианин не ищет страданий специально. Ни в коем случае нельзя искать страданий ради самих страданий – это уже что-то сродни психопатологии. Просто христианин должен быть верен Христу, и, если потребуется, быть верным Ему перед лицом любых страданий, трудностей, притеснений, гонений и даже перед лицом самой смерти. Нам, современным христианам, привыкшим к достаточно комфортной жизни, необходимо помнить об этом, поскольку подчас мы стараемся сделать христианство очередной гарантией нашей удобной жизни. Так быть не должно, этого не предполагалось изначально, и мы должны понимать это.
Посему и я, не терпя более, послал узнать о вере вашей, чтобы как не искусил вас искуситель и не сделался тщетным труд наш . Слово тщетный означает «пустой», иными словами, чтобы труд апостола не был пустым.
Теперь же, когда пришел к нам от вас Тимофей и принес нам добрую весть о вере и любви вашей, и что вы всегда имеете добрую память о нас, желая нас видеть, как и мы вас, то мы, при всей скорби и нужде нашей, утешились вами, братия, ради вашей веры; ибо теперь мы живы, когда вы стоите в Господе . Так торжественно заканчивает этот отрывок апостол, говоря о том, что если фессалоникийцы стоят в Господе и не колеблются перед лицом каких-то страданий, то и сам Павел, и его сотрудники живы , то есть не теряют уверенности, надежды, стойкости, потому что знают, что не напрасно потрудились среди фессалоникийцев и церковь Фессалоникийская стоит в Господе, то есть пребывает в Нем, находясь в единении через Евхаристию, собрание, молитву, что чрезвычайно важно для апостола Павла.
Напоминаю о необходимости ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключены великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!
Иерей Михаил Ромадов
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Всенощное бдение 27 апреля 2024 года
«Православный на всю голову!». Об опыте борьбы с гневом
Благая часть. 26 апреля 2024
«Источник жизни» (Нижний Новгород). Выпуск от 26 апреля 2024
Прогноз погоды на 27 апреля 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!