Читаем Апостол. 9 ноября. Чтобы никто не поколебался в скорбях сих: ибо вы сами знаете, что так нам суждено

9 ноября 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3

Святой Церковью читается Первое послание к Фессалоникийцам. Глава 2, ст. 20; глава 3, ст. 1-8.

 

20. Ибо вы — слава наша и радость.

1. И потому, не терпя более, мы восхотели остаться в Афинах одни,

2. и послали Тимофея, брата нашего и служителя Божия и сотрудника нашего в благовествовании Христовом, чтобы утвердить вас и утешить в вере вашей,

3. чтобы никто не поколебался в скорбях сих: ибо вы сами знаете, что так нам суждено.

4. Ибо мы и тогда, как были у вас, предсказывали вам, что будем страдать, как и случилось, и вы знаете.

5. Посему и я, не терпя более, послал узнать о вере вашей, чтобы как не искусил вас искуситель и не сделался тщетным труд наш.

6. Теперь же, когда пришел к нам от вас Тимофей и принес нам добрую весть о вере и любви вашей, и что вы всегда имеете добрую память о нас, желая нас видеть, как и мы вас,

7. то мы, при всей скорби и нужде нашей, утешились вами, братия, ради вашей веры;

8. ибо теперь мы живы, когда вы стоите в Господе.

(1 Фес. 2, 20 - 3, 8)

 

Этот прекрасный отрывок начинается с последнего стиха второй главы, где апостол Павел, обращаясь к фессалоникийцам, говорит: вы слава наша и радость . Как он радуется за адресата, как доволен, что фессалоникийцы стоят в вере Христовой!

Третья глава начинается словами: И потому, не терпя более, мы восхотели остаться в Афинах одни, и послали Тимофея, брата нашего и служителя Божия и сотрудника нашего в благовествовании Христовом, чтобы утвердить вас и утешить в вере вашей . То есть Павел очень желает узнать, как обстоят дела в Фессалоникийской церкви, чтобы утвердить и утешить их в вере, которая связана со скорбями, притеснениями, страданиями, трудностями.

Чтобы никто не поколебался в скорбях сих: ибо вы сами знаете, что так нам суждено . Это очень важный стих, с одной стороны, простой, а с другой – мы забываем о смысле, заключенном в нем. Напомню, что «скорби» – это внешние гонения, трудности, страдания. Когда Иисус Христос вел прощальную беседу с учениками, Он предупреждал их: в мире будете иметь скорбь , то есть различные внешние нестроения, притеснения, насмешки, непонимание, но добавлял: мужайтесь: Я победил мир . В другом месте Спаситель говорит, что не бывает так, чтобы раб был больше господина и ученик выше учителя, и что если гнали Его, то и апостолов будут гнать, а если принимали Христа, то и их будут принимать. То есть Господь впрямую говорит о том, что христианство ни в коей мере не дает человеку каких-то земных привилегий. Но приходя креститься или крестить своих детей, люди внутренне подразумевают, что факт крещения сделает их детей какими-то особенными именно в земном смысле слова. Например, ребенок будет меньше плакать по ночам, никогда не будет болеть, будет иметь защиту от так называемой порчи или сглаза. Человек в данном смысле мыслит по-язычески, по-магически, совершенно забывает тот факт, что, принимая крещение, он встает на путь ученичества Христова, заявляя тем самым (за младенца заявляют крестные), что пойдет путем Иисуса Христа. Значит, человек готов к тому, что будет иметь в мире скорбь, но он будет мужаться, не будет терять непоколебимости, стойкости, радости, потому что Дух Святой будет помогать ему, но все-таки этот тернистый путь абсолютно неизбежен для христианина.

В современном обществе потребления каждый человек пытается что-то приобрести, для того чтобы улучшить свою жизнь, например, купить мягкую кровать, удобный автомобиль, современный телефон. И приходя в Церковь, он тоже часто думает, что получит еще какую-то гарантию, заручившись поддержкой Бога, и будет продолжать дальше свою комфортабельную жизнь. Если что-то идет не так: человек потерял работу, ребенок плохо учится, кто-то заболел или разбил машину, то надо прийти и опять наладить свою комфортную жизнь через молитву, молебен, освящение предмета (машины, квартиры, офиса) – как бы вернуть на место свое благополучие. А потом можно какое-то время не ходить в храм, не быть христианином до следующего сложного случая. Это явное непонимание того, что такое христианство.

Потому апостол Павел и пишет чтобы никто не поколебался в скорбях сих: ибо вы сами знаете, что так нам суждено. Ибо мы и тогда, как были у вас, предсказывали вам, что будем страдать, как и случилось, и вы знаете , что это неизбежно. Если христианин идет по миру честно, с любовью, открытым сердцем, неся свет Христов, путь его неизбежно будет тернистым. Но и надо понимать, что христианин не ищет страданий специально. Ни в коем случае нельзя искать страданий ради самих страданий – это уже что-то сродни психопатологии. Просто христианин должен быть верен Христу, и, если потребуется, быть верным Ему перед лицом любых страданий, трудностей, притеснений, гонений и даже перед лицом самой смерти. Нам, современным христианам, привыкшим к достаточно комфортной жизни, необходимо помнить об этом, поскольку подчас мы стараемся сделать христианство очередной гарантией нашей удобной жизни. Так быть не должно, этого не предполагалось изначально, и мы должны понимать это.

Посему и я, не терпя более, послал узнать о вере вашей, чтобы как не искусил вас искуситель и не сделался тщетным труд наш . Слово тщетный означает «пустой», иными словами, чтобы труд апостола не был пустым.

Теперь же, когда пришел к нам от вас Тимофей и принес нам добрую весть о вере и любви вашей, и что вы всегда имеете добрую память о нас, желая нас видеть, как и мы вас, то мы, при всей скорби и нужде нашей, утешились вами, братия, ради вашей веры; ибо теперь мы живы, когда вы стоите в Господе . Так торжественно заканчивает этот отрывок апостол, говоря о том, что если фессалоникийцы стоят в Господе и не колеблются перед лицом каких-то страданий, то и сам Павел, и его сотрудники живы , то есть не теряют уверенности, надежды, стойкости, потому что знают, что не напрасно потрудились среди фессалоникийцев и церковь Фессалоникийская стоит в Господе, то есть пребывает в Нем, находясь в единении через Евхаристию, собрание, молитву, что чрезвычайно важно для апостола Павла.

Напоминаю о необходимости ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключены великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!

Иерей Михаил Ромадов

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать