Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Святой Церковью читается Деяния святых апостолов. Глава 18, ст. 22–28.
22. Побывав в Кесарии, он приходил в Иерусалим, приветствовал церковь и отошел в Антиохию.
23. И, проведя там несколько времени, вышел, и проходил по порядку страну Галатийскую и Фригию, утверждая всех учеников.
24. Некто Иудей, именем Аполлос, родом из Александрии, муж красноречивый и сведущий в Писаниях, пришел в Ефес.
25. Он был наставлен в начатках пути Господня и, горя духом, говорил и учил о Господе правильно, зная только крещение Иоанново.
26. Он начал смело говорить в синагоге. Услышав его, Акила и Прискилла приняли его и точнее объяснили ему путь Господень.
27. А когда он вознамерился идти в Ахаию, то братия послали к тамошним ученикам, располагая их принять его; и он, прибыв туда, много содействовал уверовавшим благодатью,
28. ибо он сильно опровергал Иудеев всенародно, доказывая Писаниями, что Иисус есть Христос.
(Деян. 18, 22 – 28)
Дорогие братья и сестры, мы с вами продолжаем путешествовать вместе с апостолами, в первую очередь, конечно, с апостолом Павлом. К сожалению, не закончив 17-й главы и не услышав до конца речь апостола Павла, мы перескочили в конец 18-й главы и полностью пропустили отрывок о пребывании апостола Павла в Коринфе, столице провинции Ахаия. Придется прочитать и поразмышлять над ним самостоятельно. Однако поскольку в сегодняшнем отрывке упоминаются два человека: Акила и Прискилла, мы немного прочитаем о них из начала 18-й главы:
2. И, нашед некоторого Иудея, именем Акилу, родом Понтянина, недавно пришедшего из Италии, и Прискиллу, жену его, — потому что Клавдий повелел всем Иудеям удалиться из Рима, – пришел к ним, 3. и, по одинаковости ремесла, остался у них и работал; ибо ремеслом их было делание палаток (Деян. 18, 2 – 3).
Итак, в Коринфе апостол Павел познакомился с приятной супружеской парой – Акилой и Прискиллой, которые занимались изготовлением палаток, как и сам Павел. Они приютили его в Коринфе, то есть стали его коринфскими друзьями. Дальше мы видим, что апостол Павел возвращается из своего второго миссионерского путешествия.
Побывав в Кесарии, он приходил в Иерусалим, приветствовал церковь и отошел в Антиохию. И, проведя там несколько времени, вышел, и проходил по порядку страну Галатийскую и Фригию, утверждая всех учеников.
Павел, побыв в Иерусалиме, опять отправляется путешествовать по тем городам, где он основывал церкви. Мы можем считать это началом третьего миссионерского путешествия.
Дальше речь пойдет о другом человеке, о котором мы тоже слышали из посланий апостола Павла, в первую очередь Первого послания к Коринфянам. Здесь этот человек вводится в повествование.
Некто Иудей, именем Аполлос, родом из Александрии, муж красноречивый и сведущий в Писаниях, пришел в Ефес. Он был наставлен в начатках пути Господня и, горя духом, говорил и учил о Господе правильно, зная только крещение Иоанново.
Иудей Аполлос был родом из Александрии, то есть был человеком ученым, поскольку Александрия тогда была центром образования. Многие ученые иудеи жили и обучались в Александрии; вспомним того же Филона Александрийского, иудейского богослова дохристианских времен. Аполлос был красноречив и сведущ в Писаниях. Даже из той ситуации, которая возникнет в Коринфе, понятно, что он почитался как красноречивый, блестящий оратор и, возможно, даже по своему риторскому искусству превосходил апостола Павла. В Послании к Коринфянам Павел говорит: «Аполлос вам ближе». Возможно, он действительно даже внешне был приятнее, потому что считается, что Павел обладал не самой привлекательной внешностью, да и речь у него была не такая складная. Коринфяне, любящие все пафосное, привилегированное, элитное, подчас даже больше приветствовали Аполлоса, чем Павла, возникали конфликты с Коринфской церковью. Рано или поздно мы дойдем до Первого послания к Коринфянам, будем его читать и разбирать, и там вновь столкнемся с этим человеком по имени Аполлос.
Здесь написано, что он проповедовал правильно, но знал только крещение Иоанново, то есть крестил крещением покаяния, без схождения на людей Духа Святого. Но учил правильно и отстаивал достоинство Христа. В Эфесе он начал смело говорить в синагоге. Если мы посмотрим 21-й стих (за один стих до начала сегодняшнего отрывка), то увидим, что Павел тоже был в Эфесе вместе с Акилой и Прискиллой. Дальше он, как мы уже сегодня читали, отправился в Кесарию, Иерусалим, потом в Антиохию, а Акила и Прискилла оставались в Эфесе, поэтому могли встретиться с Аполлосом и наставить его: Услышав его, Акила и Прискилла приняли его и точнее объяснили ему путь Господень.
А когда он вознамерился идти в Ахаию, то братия послали к тамошним ученикам, располагая их принять его; и он, прибыв туда, много содействовал уверовавшим благодатью. После знакомства с Акилой и Прискиллой у Аполлоса появилось желание пойти в Ахаию, в первую очередь в столицу этой провинции – Коринф, город, где Павел встретился с Акилой и Прискиллой. Чтобы коринфские христиане с радостью приняли Аполлоса, они его «рекомендуют» (располагая их принять его): пишут ему рекомендательное письмо.
Ибо он сильно опровергал Иудеев всенародно, доказывая Писаниями, что Иисус есть Христос. Мы видим, что Аполлос действительно был талантливым, красноречивым проповедником и, в общем-то, проповедовал правильно, говоря о том, что Иисус есть Христос, опираясь на Писания, ведь он был ученый человек, христианин. Речь идет не о том, кто лучше: Павел или Аполлос (если вспоминать конфликт, который возникнет в Коринфе). У каждого свой талант, свой дар, свой путь. Проблема была не в Аполлосе и Павле, а в том, что сами коринфяне разбивались на «группировки», кто-то говорил: «я Павлов», кто-то: «я Аполлосов» или: «я Петров», «я Христов». Мы еще подойдем к этому Посланию, но раз уж сейчас столкнулись с Аполлосом и увидели, что он отправился Коринф, то этот конфликт все же всплывает в памяти.
Мы ни в коем случае не пытаемся противопоставить Аполлоса и Павла. Павел тоже по-своему великий, глубочайший богослов. Может быть, он в каком-то смысле не такой сильный оратор, хотя мы не можем этого понять, поскольку не можем услышать и сравнить речь Павла и речь Аполлоса. Тем не менее нужно понимать, что каждому человеку в Церкви, особенно если он обладает каким-то даром и талантом, нужно правильно применить этот талант, ввести его в правильное русло. С одной стороны, ни в коем случае не нужно делать этот талант камнем преткновения, а с другой – менее талантливым людям не нужно делать камнем преткновения свою зависть к более талантливым. В Церкви все должно быть едино, покрываемо любовью.
Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключена великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!
Иерей Михаил Ромадов
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Всенощное бдение 27 апреля 2024 года
«Православный на всю голову!». Об опыте борьбы с гневом
Благая часть. 26 апреля 2024
«Источник жизни» (Нижний Новгород). Выпуск от 26 апреля 2024
Прогноз погоды на 27 апреля 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!