Читаем Апостол. 8 июня. Некто Иудей, именем Аполлос, родом из Александрии, муж красноречивый и сведущий в Писаниях, пришел в Ефес

8 июня 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3

Святой Церковью читается Деяния святых апостолов. Глава 18, ст. 22–28.

 

22. Побывав в Кесарии, он приходил в Иерусалим, приветствовал церковь и отошел в Антиохию.

23. И, проведя там несколько времени, вышел, и проходил по порядку страну Галатийскую и Фригию, утверждая всех учеников.

24. Некто Иудей, именем Аполлос, родом из Александрии, муж красноречивый и сведущий в Писаниях, пришел в Ефес.

25. Он был наставлен в начатках пути Господня и, горя духом, говорил и учил о Господе правильно, зная только крещение Иоанново.

26. Он начал смело говорить в синагоге. Услышав его, Акила и Прискилла приняли его и точнее объяснили ему путь Господень.

27. А когда он вознамерился идти в Ахаию, то братия послали к тамошним ученикам, располагая их принять его; и он, прибыв туда, много содействовал уверовавшим благодатью,

28. ибо он сильно опровергал Иудеев всенародно, доказывая Писаниями, что Иисус есть Христос.

(Деян. 18, 22 – 28)

 

Дорогие братья и сестры, мы с вами продолжаем путешествовать вместе с апостолами, в первую очередь, конечно, с апостолом Павлом. К сожалению, не закончив 17-й главы и не услышав до конца речь апостола Павла, мы перескочили в конец 18-й главы и полностью пропустили отрывок о пребывании апостола Павла в Коринфе, столице провинции Ахаия. Придется прочитать и поразмышлять над ним самостоятельно. Однако поскольку в сегодняшнем отрывке упоминаются два человека: Акила и Прискилла, мы немного прочитаем о них из начала 18-й главы:

2. И, нашед некоторого Иудея, именем Акилу, родом Понтянина, недавно пришедшего из Италии, и Прискиллу, жену его, — потому что Клавдий повелел всем Иудеям удалиться из Рима, – пришел к ним, 3. и, по одинаковости ремесла, остался у них и работал; ибо ремеслом их было делание палаток (Деян. 18, 2 – 3).

Итак, в Коринфе апостол Павел познакомился с приятной супружеской парой – Акилой и Прискиллой, которые занимались изготовлением палаток, как и сам Павел. Они приютили его в Коринфе, то есть стали его коринфскими друзьями. Дальше мы видим, что апостол Павел возвращается из своего второго миссионерского путешествия.

Побывав в Кесарии, он приходил в Иерусалим, приветствовал церковь и отошел в Антиохию. И, проведя там несколько времени, вышел, и проходил по порядку страну Галатийскую и Фригию, утверждая всех учеников.

Павел, побыв в Иерусалиме, опять отправляется путешествовать по тем городам, где он основывал церкви. Мы можем считать это началом третьего миссионерского путешествия.

Дальше речь пойдет о другом человеке, о котором мы тоже слышали из посланий апостола Павла, в первую очередь Первого послания к Коринфянам. Здесь этот человек вводится в повествование.

Некто Иудей, именем Аполлос, родом из Александрии, муж красноречивый и сведущий в Писаниях, пришел в Ефес. Он был наставлен в начатках пути Господня и, горя духом, говорил и учил о Господе правильно, зная только крещение Иоанново.

Иудей Аполлос был родом из Александрии, то есть был человеком ученым, поскольку Александрия тогда была центром образования. Многие ученые иудеи жили и обучались в Александрии; вспомним того же Филона Александрийского, иудейского богослова дохристианских времен. Аполлос был красноречив и сведущ в Писаниях. Даже из той ситуации, которая возникнет в Коринфе, понятно, что он почитался как красноречивый, блестящий оратор и, возможно, даже по своему риторскому искусству превосходил апостола Павла. В Послании к Коринфянам Павел говорит: «Аполлос вам ближе». Возможно, он действительно даже внешне был приятнее, потому что считается, что Павел обладал не самой привлекательной внешностью, да и речь у него была не такая складная. Коринфяне, любящие все пафосное, привилегированное, элитное, подчас даже больше приветствовали Аполлоса, чем Павла, возникали конфликты с Коринфской церковью. Рано или поздно мы дойдем до Первого послания к Коринфянам, будем его читать и разбирать, и там вновь столкнемся с этим человеком по имени Аполлос.

Здесь написано, что он проповедовал правильно, но знал только крещение Иоанново, то есть крестил крещением покаяния, без схождения на людей Духа Святого. Но учил правильно и отстаивал достоинство Христа. В Эфесе он начал смело говорить в синагоге. Если мы посмотрим 21-й стих (за один стих до начала сегодняшнего отрывка), то увидим, что Павел тоже был в Эфесе вместе с Акилой и Прискиллой. Дальше он, как мы уже сегодня читали, отправился в Кесарию, Иерусалим, потом в Антиохию, а Акила и Прискилла оставались в Эфесе, поэтому могли встретиться с Аполлосом и наставить его: Услышав его, Акила и Прискилла приняли его и точнее объяснили ему путь Господень.

А когда он вознамерился идти в Ахаию, то братия послали к тамошним ученикам, располагая их принять его; и он, прибыв туда, много содействовал уверовавшим благодатью. После знакомства с Акилой и Прискиллой у Аполлоса появилось желание пойти в Ахаию, в первую очередь в столицу этой провинции – Коринф, город, где Павел встретился с Акилой и Прискиллой. Чтобы коринфские христиане с радостью приняли Аполлоса, они его «рекомендуют» (располагая их принять его): пишут ему рекомендательное письмо.

Ибо он сильно опровергал Иудеев всенародно, доказывая Писаниями, что Иисус есть Христос. Мы видим, что Аполлос действительно был талантливым, красноречивым проповедником и, в общем-то, проповедовал правильно, говоря о том, что Иисус есть Христос, опираясь на Писания, ведь он был ученый человек, христианин. Речь идет не о том, кто лучше: Павел или Аполлос (если вспоминать конфликт, который возникнет в Коринфе). У каждого свой талант, свой дар, свой путь. Проблема была не в Аполлосе и Павле, а в том, что сами коринфяне разбивались на «группировки», кто-то говорил: «я Павлов», кто-то: «я Аполлосов» или: «я Петров», «я Христов». Мы еще подойдем к этому Посланию, но раз уж сейчас столкнулись с Аполлосом и увидели, что он отправился Коринф, то этот конфликт все же всплывает в памяти.

Мы ни в коем случае не пытаемся противопоставить Аполлоса и Павла. Павел тоже по-своему великий, глубочайший богослов. Может быть, он в каком-то смысле не такой сильный оратор, хотя мы не можем этого понять, поскольку не можем услышать и сравнить речь Павла и речь Аполлоса. Тем не менее нужно понимать, что каждому человеку в Церкви, особенно если он обладает каким-то даром и талантом, нужно правильно применить этот талант, ввести его в правильное русло. С одной стороны, ни в коем случае не нужно делать этот талант камнем преткновения, а с другой – менее талантливым людям не нужно делать камнем преткновения свою зависть к более талантливым. В Церкви все должно быть едино, покрываемо любовью.

Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключена великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!

Иерей Михаил Ромадов

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать