Читаем Апостол. 7 июня. И, став Павел среди ареопага, сказал: Афиняне! по всему вижу я, что вы как бы особенно набожны

7 июня 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3

Святой Церковью читается Деяния святых апостолов. Глава 17, ст. 19–28.

 

19. И, взявши его, привели в ареопаг и говорили: можем ли мы знать, что это за новое учение, проповедуемое тобою?

20. Ибо что-то странное ты влагаешь в уши наши. Посему хотим знать, что это такое?

21. Афиняне же все и живущие у них иностранцы ни в чем охотнее не проводили время, как в том, чтобы говорить или слушать что-то новое.

22. И, став Павел среди ареопага, сказал: Афиняне! по всему вижу я, что вы как бы особенно набожны.

23. Ибо, проходя и осматривая ваши святыни, я нашел и жертвенник, на котором написано «неведомому Богу». Сего-то, Которого вы, не зная, чтите, я проповедую вам.

24. Бог, сотворивший мир и все, что в нем, Он, будучи Господом неба и земли, не в рукотворенных храмах живет

25. и не требует служения рук человеческих, как бы имеющий в чем-либо нужду, Сам дая всему жизнь и дыхание и все.

26. От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию,

27. дабы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас:

28. ибо мы Им живем и движемся и существуем, как и некоторые из ваших стихотворцев говорили: «мы Его и род».

(Деян. 17, 19–28)

 

Сегодня мы прочитали отрывок из прекрасной речи апостола Павла, которую в каком-то смысле можно назвать эталоном миссионерской проповеди. К сожалению, отрывки распределены так, что мы прервали эту речь, которая продолжается до конца 17-й главы, поэтому, пожалуйста, дочитайте ее до конца самостоятельно и вы увидите, как интересно разворачивает ее апостол. И хотя заканчивается она не полностью успешно, потому что, с одной стороны, афиняне, как мы прочитали, очень любили слушать что-то новое, а с другой – у них были свои стереотипы. Дочитав, мы увидим, что когда Павел дошел до учения о воскресении из мертвых, потому что Христос воскрес из мертвых (31-й стих), то афиняне заулыбались и, как написано в 32-м стихе, услышавши о воскресении мертвых, одни насмехались, а другие говорили: об этом послушаем тебя в другое время. Все античные люди, в особенности находившиеся под влиянием Платона, считали, что надо освободиться от тела, чтобы голая душа воспарила в мир идей (учение Платона о мире идей). А здесь говорится, что воскресение, то есть опять плоть, тело, это было для афинян абсурдом, возможно, потому, что многие не понимали: Павел говорит о воскресении в новом, духовном теле. Об этом им еще будет много сказано, скажем, в Первом послании к Коринфянам. Если понимать воскресение из мертвых как оживление старого тела, то, конечно, это неверно, и не только с точки зрения античных людей, но и самого христианства, поскольку воскресение мертвых – это воскресение в новом теле. Это как раз тот момент, который был камнем преткновения между Павлом и афинскими слушателями.

В первую очередь хотелось бы обратить внимание на такую особенность этой прекрасной речи, которая проявляется в самом ее начале: И, став Павел среди ареопага, – как мы помним, ареопаг – главная площадь Афин, где все собирались для обсуждений, где философы выдвигали свои учения, ведь это город Анаксагора, Сократа и прочих – сказал: Афиняне! по всему вижу я, что вы как бы особенно набожны. Ибо, проходя и осматривая ваши святыни, я нашел и жертвенник, на котором написано «неведомому Богу». Иногда в книгах апологетического характера высокомерное отношение язычникам, пишут, что это примитивные люди, которые как будто бы думали, что боги живут в статуях и нигде больше. На самом деле, многие язычники, конечно же, понимали, что боги живут где-то в другом месте, а статуя только статуя, в которой бог может в какой-то степени пребывать, но сам он по существу находится где-то в другом месте, например на горе Олимп, как античные боги. Во-вторых, самые мудрые и высокоморальные язычники понимали, что даже весь сонм богов, богов человекоподобных: страстных, в чем-то мелочных (вспомним, все интриги, страсти и похождения языческих богов), во многом, может быть, плод творения ума человеческого и поэтому над всем этим есть какой-то бог. Кто-то считал, что над всеми людьми и богами существует ананке, это слово, которое обозначает судьбу, рок. Кто-то, возможно, полагал, что есть какой-то единый бог над всеми этими, но находящийся от людей настолько далеко, что его и назвать нельзя, и невозможно как-то вступить с ним в контакт. И мы видим, что в Афинах действительно был жертвенник неведомому богу, то есть такому, который выше всех остальных богов, но и соответственно более недоступен. К этому апостол и подводит свою речь.

Не менее важно то, с чего начинает Павел: он говорит, что афиняне набожные. То есть первое его слово – слово похвалы: «Афиняне, вы молодцы: вы набожны, чтите богов, и среди прочих я еще нашел у вас жертвенник неведомому богу». И от этого он отталкивается: Сего-то, Которого вы, не зная, чтите, я проповедую вам. Павел таким образом нашел точку опоры, построил мост между своим мировосприятием и восприятием слушателя. В этом, наверное, главная польза, главный критерий и образец для подражания тому, как и мы с вами в современное время призваны строить свою миссионерскую речь.

В чем огромная ошибка современного человека, почитающего себя христианским миссионером, в особенности если это неофит, то есть новообращенный, или слишком темпераментный, ревностный человек? Когда мы хотим рассказать другому о Христе, то часто начинаем совсем не с того, с чего начинал апостол Павел, мы начинаем с различий и говорим: ты живешь не так, детей воспитываешь не так, в общем, ты не знаешь, как жить, поэтому, пожалуйста, давай-ка иди в церковь, иди ко Христу, там тебя научат и все будет как надо. Какова первая реакция человека? Конечно же, отторжение: кто-то ему навязывает свое мнение, кто-то считает, что лучше знает, как ему жить, и – видимо, считая, что он умнее – порочит все, что есть. Конечно, такому человеку чисто психологически труднее прийти в церковь, потому что его разобрали по полочкам, перемыли все косточки и сказали: ну, ничего хорошего в твоей жизни нет. А может быть, действительно надо увидеть пример апостола Павла, подойти к человеку и сказать: да, ты молодец: ты много работаешь, у тебя семья, о которой ты заботишься, друзья, с которыми ты хорошо строишь отношения, то есть найти какие-то положительные черты, а они есть у любого человека, любой религиозной традиции или вообще неверующего, абсолютно любого человека мы можем увидеть глазами любви. И уже похвалив, построив этот мостик, мы можем сказать: да, это все хорошо, но, знаешь, есть еще что-то большее, есть больший горизонт. Всякое чувство прекрасно, но если оно не будет преображено и возведено на новый этап, то может истощиться, зайти в тупик. Давай я с тобой поделюсь тем, что мне дает христианство. Может быть, так нам с вами стоит строить свои миссионерские речи. Задумаемся над этим, дорогие братья и сестры.

Иерей Михаил Ромадов

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать