Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Святой Церковью читается Послание к Филиппийцам. Глава 1, ст. 8–14
8. Бог — свидетель, что я люблю всех вас любовью Иисуса Христа;
9. и молюсь о том, чтобы любовь ваша еще более и более возрастала в познании и всяком чувстве,
10. чтобы, познавая лучшее, вы были чисты и непреткновенны в день Христов,
11. исполнены плодов праведности Иисусом Христом, в славу и похвалу Божию.
12. Желаю, братия, чтобы вы знали, что обстоятельства мои послужили к большему успеху благовествования,
13. так что узы мои о Христе сделались известными всей претории и всем прочим,
14. и большая часть из братьев в Господе, ободрившись узами моими, начали с большею смелостью, безбоязненно проповедывать слово Божие.
(Флп. 1, 8 – 14)
Как мы говорили в прошлый раз, Послание к Филиппийцам пронизано огромной любовью к адресатам. Это чувствуется практически в каждой главе, каждой строчке. Послание очень личное, как, возможно, никакое другое, тем более что оно небольшое по размеру.
Начинается сегодняшний отрывок замечательными, радостными, сокровенными словами: Бог — свидетель, что я люблю всех вас любовью Иисуса Христа . Конечно, апостол Павел любит всех, кому он проповедовал и приводил ко Христу: коринфян, членов Галатийской и Ефесской Церквей и всех прочих. Но, наверное, такого яркого сокровенного признания мы не найдем больше нигде. Возможно, это связано с тем, что Павел, находясь в узах, приобретает внутренний опыт. Страдания определенным образом очищают. Павел был великим апостолом, но, как мы всегда говорили, имел свой темперамент, свой характер. В Послании к Филиппийцам чувствуется, что апостол Павел проявляет не всегда свойственную ему мягкость и даже в хорошем смысле нежность по отношению к адресату.
И молюсь о том, чтобы любовь ваша еще более и более возрастала в познании и всяком чувстве . Возможно, слово познание было бы точнее перевести как осознанность . Под чувством здесь также имеется в виду не нечто эмоциональное, а некие внутренние ощущения, внутреннее состояние. Апостол Павел призывает к тому, чтобы филиппийцы больше учились любить, были более осознанны в своей любви. Понятие осознанности, трезвости или дара рассуждения, как это называют святые отцы, напрямую связано с любовью. Для современного человека очень часто познание – это поверхностное приобретение неких теоретических, утилитарных знаний. Но когда мы говорим о росте в осознанности, это предполагает также и рост в любви. Когда человек растет изнутри и преуспевает в осознанности, он неизбежно преуспевает и в любви. Чем более осознан человек, тем больше он видит любовь Божию ко всему мирозданию, видит, что Господь смотрит на мир глазами любви: у Него нет разделения в том, что кого-то Он любит больше, кого-то меньше. Всё зависит только от степени открытости каждого конкретного человека, степени его готовности к восприятию Божественной любви, но Сам Бог любит всех одинаково: как сказано в Евангелии, «дает проливаться дождю и светить солнцу над праведными и над неправедными».
И дальше евангельский призыв: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный». Нас с вами Господь призывает именно к тому, чтобы мы смотрели на мир глазами любви. Для того чтобы рост произошел, чтобы мы стали совершенными, как Отец наш Небесный (именно в этом смысле слова), нам требуется рост в этой осознанности, в ви́дении того, что всё в мире взаимосвязано, едино и Господь тоже смотрит на весь мир как на единое целое. На людей Он не смотрит, по выражению митрополита Антония Сурожского, как на хороших, плохих, добрых, злых, но как на образ и подобие Свое. В ком-то этот образ более замутнен, в ком-то менее, но это не значит, что кого-то Бог любит больше, а кого-то меньше.
Апостол Павел говорит о том, что нужно расти в этом познании, то есть осознанности, чтобы, познавая лучшее, вы были чисты и непреткновенны в день Христов, исполнены плодов праведности Иисусом Христом, в славу и похвалу Божию . В день, когда придет Христос в Своем славном Втором Пришествии, христиане должны быть исполнены плодов праведности в славу и похвалу Божию. Слава и похвала Божия в том и будет заключаться, что христиане смогут достигнуть совершенства, подобно совершенству Отца Небесного. Они смогут взрастить в себе столько любви и осознанности, и настолько много будет настоящих христиан, стяжавших любовь, что в конечном итоге слава Божия (один из смыслов этого понятия – присутствие Божие) будет явной, присутствие Бога в этом мире будет видимым. Поэтому умножение любви и осознанности в человеке – это умножение славы и похвалы Божией.
Далее апостол Павел пишет, что у него есть определенные обстоятельства, скорее всего римские узы: узы мои о Христе сделались известными всей претории и всем прочим (претории обычно были именно в Риме, известны воины-преторианцы). Большая часть из братьев в Господе, ободрившись узами моими, начали с большею смелостью, безбоязненно проповедывать слово Божие . Видя, что апостол Павел в темнице не унывает, продолжает проповедовать, но не может охватить много людей из-за своего заточения, многие братья ободряются, берут на себя часть функций апостола Павла и начинают благовествовать и проповедовать безбоязненно слово Божие, восполняя недостаток присутствия самого апостола Павла среди тех людей, которым требуется проповедь.
Напоминаю о необходимости для на с с вами ежедневно читать Слово Божие, потому что в нем заключено великое утешение, отрада и наставление. Храни вас всех Господь!
Иерей Михаил Ромадов
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Всенощное бдение 27 апреля 2024 года
«Православный на всю голову!». Об опыте борьбы с гневом
Благая часть. 26 апреля 2024
«Источник жизни» (Нижний Новгород). Выпуск от 26 апреля 2024
Прогноз погоды на 27 апреля 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!