Читаем Апостол. 31 июля. Благословляйте гонителей ваших; благословляйте, а не проклинайте

31 июля 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3

Святой Церковью читается Послание к Римлянам. Глава 12, ст. 6–14.

 

6. И как, по данной нам благодати, имеем различные дарования, то, имеешь ли пророчество, пророчествуй по мере веры;

7. имеешь ли служение, пребывай в служении; учитель ли, — в учении;

8. увещатель ли, увещевай; раздаватель ли, раздавай в простоте; начальник ли, начальствуй с усердием; благотворитель ли, благотвори с радушием.

9. Любовь да будет непритворна; отвращайтесь зла, прилепляйтесь к добру;

10. будьте братолюбивы друг к другу с нежностью; в почтительности друг друга предупреждайте;

11. в усердии не ослабевайте; духом пламенейте; Господу служите;

12. утешайтесь надеждою; в скорби будьте терпеливы, в молитве постоянны;

13. в нуждах святых принимайте участие; ревнуйте о странноприимстве.

14. Благословляйте гонителей ваших; благословляйте, а не проклинайте.

(Рим. 12, 6–14)

 

Дорогие братья и сестры, мы с вами снова читаем Послание апостола Павла к Римлянам. На этот раз мы вернулись к 12-й главе, где апостол Павел в большей степени увещевает. До этого он объяснил свое понимание того, как взаимодействуют закон и грех: как человека из ситуации шизофрении, раздрая выводит благодать Божия, Дух Божий. После этого с 9-й по 11-ю главы апостол Павел рассуждал о судьбе Израиля и языческих народов, а в 12-й главе и далее будут некие увещевания, советы.

В сегодняшнем отрывке мы прочитали очень короткие советы, тезисные, практически в стихотворной форме – в античном мире была распространена такая форма увещеваний. С одной стороны, это так называемый каталог добродетелей, то есть очень краткие и четкие призывы к этим добродетелям. В противовес им были так называемые каталоги пороков. У апостола Павла они тоже есть, помните, как он пишет: «Ни пьяницы, ни прелюбодейцы, ни блудники, ни нечестивые Царства Божия не наследуют». Кстати, в Первом послании к Коринфянам мы столкнемся с одним из таких каталогов. Здесь же мы видим не совсем каталоги, но короткие призывы к разным добрым делам.

6. И как, по данной нам благодати, имеем различные дарования, то, имеешь ли пророчество, пророчествуй по мере веры;

7. имеешь ли служение, пребывай в служении; учитель ли, — в учении;

8. увещатель ли, увещевай; раздаватель ли, раздавай в простоте; начальник ли, начальствуй с усердием; благотворитель ли, благотвори с радушием.

Павел говорит о разных дарах в Церкви и о том, что каждый, кто получил тот или иной дар от Духа Святого, должен усердно его реализовывать: пророчествовать, служить, увещевать, раздавать, начальствовать, благотворить. Все это нужно делать сообразно способности, талантам, дарам, которые даются человеку Духом Святым.

А дальше следуют короткие наставления: Любовь да будет непритворна; отвращайтесь зла, прилепляйтесь к добру. Очень понятные, общечеловеческие моменты, и у античных философов, особенно у самых известных, приближенных по времени к христианству, в первую очередь у различных стоиков, мы тоже можем находить такие наставления. Это общие советы о нравственности, морали. Например, отвращайтесь зла, прилепляйтесь к добру, любой моралист, который пишет какой-то трактат или сочинение, всегда так и скажет: «Делай добро, не делай зла».

Будьте братолюбивы друг к другу с нежностью; в почтительности друг друга предупреждайте, то есть будьте почтительным прежде другого, не ждите, когда к вам будут почтительны, а потом – вы в ответ.

11. в усердии не ослабевайте; духом пламенейте; Господу служите;

12. утешайтесь надеждою; в скорби будьте терпеливы, в молитве постоянны;

13. в нуждах святых принимайте участие…

Напомню, что в данном контексте святыми всегда называются иерусалимские христиане, которые, как мы помним из книги Деяний, живут в ситуации раннехристианского коммунизма, и чтобы поддерживать их, постоянно шли пожертвования из церквей на языческих территориях, то есть от бывших язычников. Как писал Павел, раз Иерусалимская церковь передала язычникам духовное наследие, то язычники должны помочь Иерусалиму телесно, то есть материально. И здесь он тоже призывает римлян: в нуждах святых принимайте участие

13. …ревнуйте о странноприимстве.

14. Благословляйте гонителей ваших; благословляйте, а не проклинайте.

Типично христианское пожелание, о котором мы говорили и в прошлый раз, читая рассуждения Павла о судьбе его родного израильского народа. Идя проповедовать христианство, он всегда приходил в синагогу, и практически всегда это заканчивалось тем, что бо́льшая часть слушателей его отвергала, побивала камнями чуть ли не до смерти (мы помним, что это было несколько раз). То есть гонения в первую очередь шли от иудеев. Римские власти не очень хорошо относились к христианам тоже во многом по наущению иудеев. Получается, что по отношению к гонителям, в первую очередь к иудеям должна быть ненависть, но мы помним, какая боль и мучения были у Павла от того, что они не пришли ко Христу.

Здесь он говорит то же самое, только уже обобщает, подразумевая не только иудеев: Благословляйте гонителей ваших; благословляйте, а не проклинайте. Это в духе проповеди Самого Иисуса Христа, Который, как вы помните, говорил: «Сказано древним в Ветхом Завете: “Отвечайте злом на зло; любите ваших друзей, ближних и ненавидьте врагов”, а Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас». Та же логика и здесь: если даже вам делают зло, вас гонят, то вы не проклинайте, благословляйте, ибо в этом есть парадоксальность христианского отношения к жизни, к людям.

Помните разницу между человеком душевным и духовным согласно терминологии Послания к Коринфянам, которое мы с вами начали читать? Душевный духовного не разумеет: для душевного странно благословлять того, кто делает ему плохо, потому что нужно как-то ответить, защититься, отгородиться. А христианину надлежит благословлять гонителя и молиться о том, чтобы он достиг вразумления. На самом деле, если человек делает зло, то в первую очередь страдает он сам, его собственное сердце, собственное существо находится во власти ненависти и злобы, а потом он, может быть, распространяет это на других. Но христианин ведь понимает, что даже если его замучают и убьют, он после своей смерти придет ко Христу, а куда попадет этот мучитель? Истинный христианин охватывает своей любовью всех, кто находится вокруг, даже тех, кто считает его своим врагом. Христианин как бы пытается поместить в поле своей любви всех, даже своих мучителей и гонителей, потому что понимает, что если он будет верным Христу, то потом наследует Царство Божие, будет со Христом и ему будет хорошо, но будет ли хорошо потом его мучителю? Скорее всего, не будет, поэтому христианин пытается и молиться, и благословлять его, только чтобы он постиг вразумление, познание истины и после смерти тоже оказался в каком-то более благостном месте, чем бы мог.

Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключена великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!

Иерей Михаил Ромадов

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать