Читаем Апостол. 30 июля. Я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти

30 июля 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
Святой Церковью читается Послание к Римлянам. Глава 9, ст. 1–5.

1. Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом,

2. что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему:

3. я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти,

4. то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования;

5. их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.

(Рим. 9, 1–5)

 

Дорогие братья и сестры, в субботние и воскресные дни, мы, как и говорили, будем иногда возвращаться к некоторым отрывкам из ранее прочитанных посланий. В свое время они были пропущены, чтобы мы прочитали их в выходные дни. Так устроен церковный календарь, и я уже неоднократно обращал на это ваше внимание. От Послания к Коринфянам мы вновь мысленно переносимся к Посланию к Римлянам.

Вы помните, что 9-я, 10-я и 11-я главы посвящены рассуждению апостола Павла о судьбах его родного израильского народа и о судьбах народов языческих. Начинается это рассуждение как раз с 9-й главы, первые пять стихов которой мы сейчас и прочитали. Апостол начинает с того, что открывает свое мучение, печаль и скорбь относительно сложившейся ситуации.

Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом. Павел обозначает, что говорит истину и по-настоящему переживает по этому поводу, что это не просто какое-то теоретическое рассуждение на тему того, что же произойдет и как быть: спасутся иудеи или не спасутся, придут ко Христу или нет. Он не теоретизирует, это его сердечная боль, он действительно переживает. Поэтому Павел говорит: Свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом (я не лгу), что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему. Смотрите, как сильно апостол переживает на свой народ:

3. я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти,

4. то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования.

Мы видим это мучение и предмет этой скорби. Павел говорит, что даже хотел бы сам быть отлученным от Христа. Вот верх самопожертвования! Помните, подобное было с Моисеем, когда он просил Бога лучше изгладить его из Книги жизни, чем наказывать весь народ. Вот и апостол Павел говорит: «Лучше бы я оказался вне спасения, вне Церкви, только чтобы все остальные мои братья туда вошли».

Парадокс истории заключается в том, что иудеи, будучи богоизбранным народом, людьми, которых Бог взял в удел, не приняли Мессию: у них была ревность не по разуму. Вспомните начало 10-й главы, которая является частью длинного рассуждения Павла о судьбах Израиля: «Имеют мои братья по плоти ревность не по разуму». Он прекрасно понимает, что их очень трудно повернуть, обратить. Мы понимаем, что как была эта трудность тогда, так есть и сейчас. Иудеи на протяжении двух тысяч лет существования христианства все-таки шли своей дорогой, у них тоже были какие-то трудности в истории. Они долго были в рассеянии после разрушения Иерусалима императором Титом в 70 году и все-таки обрели свое государство в 1948 году; сейчас мы видим, что конфликты на той земле не утихают.

По-разному мы, православные, в частности русские, люди относились к представителям еврейской нации, иудейского народа. Часто у нас была вражда, в том числе взаимная. Иногда она была предвзятой, мы априори относились к этим людям не всегда, может быть, справедливо. Главное здесь заключается не в том, что есть какие-то конкретные жизненные ситуации, когда мы с вами недовольны поведением тех или иных людей, а в отношении к той трагедии, что богоизбранный народ оказался народом-богоборцем. Павел все-таки верит, надеется и молит Бога изнутри своего измученного сердца, своей скорби, чтобы Господь все-таки предложил иудеям путь возвращения к истинному Богу, в новозаветный Израиль, в Церковь Христову. В этих главах он очень интересно развивает мысль о том, что все заключены в непослушание: сначала язычники были непослушны истинному Богу, а евреи послушны, потом евреи стали непослушны, отвергли Мессию, а язычники вошли в истинный народ Божий и стали верить во Христа. Когда же войдет полное число язычников, тогда и Израиль покается и вернется уже в Израиль Новый. Помните, там звучит мысль, что всех Бог заключил в непослушание, чтобы всех помиловать. «О, бездна премудрости Божией!»

Несмотря на то, что Павел постоянно терпел побои, гонения, иудеи его избивали чуть ли не до смерти, он все равно молился Богу и переживал, чтобы они пришли к истине. Вот, кстати, истинное христианское отношение, братья и сестры. Нам нужно это понимать, потому что когда заходит разговор об этой деликатной проблеме, то часто православные, немного агрессивно и воинственно настроенные, начинают говорить: «Как же так, евреи столько нам вредили, Христа распяли, апостолов гнали, часто христиан притесняли, убивали, мучили!» Вспоминаются какие-то эпизоды из противостояния иудеев и христиан (во многом времена раннего христианства, хотя и в последующие времена тоже были такие ситуации), может быть, кто-то сталкивался с этим непосредственно в своей жизни, а кто-то вспоминает ХХ век в России, когда тоже были трудности взаимоотношений русских людей и представителей еврейской нации. Но как бы там ни было, какие бы ни были наши обиды, обстоятельства, ситуации в общении с представителями этого народа и веры, на мой взгляд, мы все-таки должны быть проникнуты отношением апостола Павла, даже если были ситуации, когда иудеи действительно вредили христианам, мучили их, убивали.

Надо вспомнить, что Павел все это тоже испытывал от своих братьев по плоти, единоверцев, но при этом не озлобился, не стал писать в своем послании: «Господи, отмсти им! Они Тебя отвергли, они нас гонят, поэтому они стали проклятым народом. Накажи их, растопчи!». Нет, Павел пишет, что очень бы хотел, чтобы они вернулись, ведь им принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования; их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь. Действительно, очень многое пришло именно из ветхозаветного богослужения, закона, Священного Писания и прочего. Поэтому Павел молится, надеется, что все когда-нибудь будет хорошо: вернутся эти отколовшиеся иудеи, и эта ветвь, «маслина» привьется обратно к Корню, станет частью новозаветного Израиля.

Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключена великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!

Иерей Михаил Ромадов

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать