Читаем Апостол. 28 декабря. Верою Авраам, будучи искушаем, принес в жертву Исаака

28 декабря 2015 г.

Святой Церковью читается Послание к Евреям. Глава 11, ст. 17–23, 27–31.

 

17. Верою Авраам, будучи искушаем, принес в жертву Исаака и, имея обетование, принес единородного,

18. о котором было сказано: в Исааке наречется тебе семя.

19. Ибо он думал, что Бог силен и из мертвых воскресить, почему и получил его в предзнаменование.

20. Верою в будущее Исаак благословил Иакова и Исава.

21. Верою Иаков, умирая, благословил каждого сына Иосифова и поклонился на верх жезла своего.

22. Верою Иосиф, при кончине, напоминал об исходе сынов Израилевых и завещал о костях своих.

23. Верою Моисей по рождении три месяца скрываем был родителями своими, ибо видели они, что дитя прекрасно, и не устрашились царского повеления.

27. Верою оставил он Египет, не убоявшись гнева царского, ибо он, как бы видя Невидимого, был тверд.

28. Верою совершил он Пасху и пролитие крови, дабы истребитель первенцев не коснулся их.

29. Верою перешли они Чермное море, как по суше, — на что покусившись, Египтяне потонули.

30. Верою пали стены Иерихонские, по семидневном обхождении.

31. Верою Раав блудница, с миром принявши соглядатаев (и проводивши их другим путем), не погибла с неверными.

(Евр. 11, 17–23; 27–31)


Сегодня мы вернулись к Посланию к Евреям и читаем уже 11-ю главу с небольшим разрывом, как это нередко бывает. Церковный Календарь выбирает отрывки таким образом, что приходится их иногда разрывать, но тем не менее общий контекст понятен. Как уже было сказано, с 11-й главы апостол Павел начинает говорить о людях из Библии, делая это хронологически: начиная с сотворения мира (3-й стих 11-й главы) и далее упоминая Авеляь, Еноха, и, конечно же, Авраама.

В данном отрывке речь также идет об Аврааме, его сыне Исааке и далее по родословной. Затем повествование переходит к Моисею и последующим событиям. Апостол упоминает немало персонажей, приводя примеры ветхозаветной веры, доверия Богу: как человек мог доверить всю свою жизнь Богу.

Сегодняшний отрывок начинается с 17-го стиха, где речь идет об Аврааме. До этого говорилось о том, как он поверил Богу и пошел из своего родного дома неизвестно куда – это был первичный акт веры праотца Авраама. Теперь же речь идет о другом эпизоде его жизни: Верою Авраам, будучи искушаем, принес в жертву Исаака и, имея обетование, принес единородного, о котором было сказано: в Исааке наречется тебе семя. Ибо он думал, что Бог силен и из мертвых воскресить, почему и получил его в предзнаменование. Все мы помним эту ситуацию, которая кажется нам даже немного жестокой. Не так давно мы говорили, что в древности считалось, что пролитие крови гарантирует отпущение грехов. Действительно, жертвоприношения были массовым явлением, но человеческих жертвоприношений в Библии мы не находим и знаем, что в конце концов Авраам так и не принес в жертву Исаака. Человеческие жертвоприношения были более характерны для язычников, но кровь животных в библейской культуре проливалась в большом количестве, особенно много животных закалывалось на праздники как ветхозаветными, так и языческими жрецами. Кровь лилась просто рекой, а сами жрецы оказывались обильно испачканы этой ветхозаветной кровью.

Здесь мы задаемся вопросом, почему Бог потребовал этой жертвы, и видим, что это было испытание веры, испытание доверия. Выйти из своего родного дома и пойти в неизвестную землю, чтобы заново начать свою жизнь, уже было непросто. Но здесь с точки зрения внутреннего трагизма уже некий пик. Бог вывел Авраама из земли халдейской, ему был обещан сын от уже престарелой Сарры, и этот сын рождается, казалось бы, божественное обетование выполнено: именно через Исаака потянется ниточка от Авраама и даже до Христа. Но вдруг Бог решает испытать Авраама и говорит, что надо принести Исаака в жертву. И хотя этого не произошло, Авраам был готов это сделать, несмотря на то, что помнил обетование: в Исааке наречется тебе семя и что через него в конце должен произойти даже Мессия, но при этом надо его умертвить.

В 19-м стихе написано: Ибо он думал, что Бог силен и из мертвых воскресить, почему и получил его в предзнаменование, то есть Авраам настолько верил Богу, что был готов поверить, что даже если принесет сейчас Исаака в жертву, то Бог воскресит его из мертвых – такая величайшая вера и доверие. Наверное, это один самых ярчайших примеров доверия во всей Библии.

Дальше речь идет о последующих поколениях: Верою в будущее Исаак благословил Иакова и Исава. Верою Иаков, умирая, благословил каждого сына Иосифова и поклонился на верх жезла своего. Верою Иосиф, при кончине, напоминал об исходе сынов Израилевых и завещал о костях своих. Это все последующие родственники Авраама: сын, внук, правнук, после их переселения в землю египетскую.

Дальше апостол Павел переходит к истории Моисея, исходу евреев из Египта и связанных с этим событий.

Верою Моисей по рождении три месяца скрываем был родителями своими, ибо видели они, что дитя прекрасно, и не устрашились царского повеления. Мы помним, что египетский фараон повелел умерщвлять еврейских мальчиков, но родители сокрыли Моисея, который в конце концов выжил (что подробно описано в книге Исхода).

Дальше следует небольшой пропуск, и мы переходим к 27-му стиху: Верою оставил он Египет, не убоявшись гнева царского, ибо он, как бы видя Невидимого, был тверд. Согласно библейскому повествованию фараон не хотел отпускать евреев, и были так называемые десять казней (т.е. наказаний), как раз последняя из них была еврейская пасха. Для евреев это был праздник, а для всех остальных – наказание. Верою совершил он Пасху и пролитие крови, дабы истребитель первенцев не коснулся их. Как мы помним, десятая казнь заключалась в том, что все первенцы египетские были умерщвлены в одну ночь. А для того чтобы ангел смерти не коснулся еврейских мальчиков, как раз и была совершена пасха. Само слово «пасха», по-еврейски «песах», переводится как «прохождение мимо», то есть ангел смерти прошел мимо. Потому что была пролита кровь, был заколот жертвенный ягненок и его кровью помазаны дверные косяки, для того чтобы ангел смерти не заходил к евреям и не умерщвлял еврейских мальчиков. Это, собственно, и есть ветхозаветное установление праздника еврейской пасхи. Как мы знаем, потом фараон отпустил евреев, они пошли в свой путь и с тех пор праздновали этот праздник именно в память об исходе из Египта, об избавлении своих первенцев от смерти, употребляя в пищу жертвенное животное.

Далее рассказывается о том, как шли евреи: Верою перешли они Чермное море, как по суше, — на что покусившись, Египтяне потонули. Египтяне погнались за евреями и потонули в водах Красного (Чермного) моря.

Верою пали стены Иерихонские, по семидневном обхождении. Когда евреи после сорокалетнего странствования пришли уже под предводительством Иисуса Навина в землю обетованную, они семь раз обошли с ковчегом и трубами вокруг стен Иерихонских, и те пали.

Итак, мы видим большое количество примеров доверия Богу, и, конечно, апостол Павел говорит о том, что эти примеры должны вдохновлять уже людей Нового Завета, причем их даже в большей степени. Потому что те люди только предчувствовали, может быть, на каком-то глубоком интуитивном уровне предчувствовали пришествие Мессии, Христа, а христиане уже имеют исполнение этого обещания – возможность вступить в спасение, Царство Божие.

Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключены великая отрада, и утешение, и наставление. Храни вас всех Господь!

Иерей Михаил Ромадов

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать