Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Читается Откровение Иоанна Богослова.
В будние дни великопостного периода мы продолжаем размышлять над книгой Апокалипсис Иоанна Богослова, так как отрывки из Апостола (как и Евангелия) за богослужениями этих дней не читаются. Встреч, которые мы можем посвятить Апокалипсису, остается немного, но за оставшееся время мы попробуем по крайней мере понять самую суть этой книги.
В прошлый раз в конце 9-й главы мы прочитали, что вострубил шестой ангел. Мы помним, что сначала Божественные казни (наказания) проявлялись во время снятия печатей, а потом соответственно в виде семи ангелов, которые трубят и после каждой трубы происходит какая-то кара.
Сегодня мы приступаем к 10-й главе:
1. И видел я другого Ангела сильного, сходящего с неба, облеченного облаком; над головою его была радуга, и лице его как солнце, и ноги его как столпы огненные,
2. в руке у него была книжка раскрытая. И поставил он правую ногу свою на море, а левую на землю,
3. и воскликнул громким голосом, как рыкает лев; и когда он воскликнул, тогда семь громов проговорили голосами своими.
4. И когда семь громов проговорили голосами своими, я хотел было писать; но услышал голос с неба, говорящий мне: скрой, что говорили семь громов, и не пиши сего.
5. И Ангел, которого я видел стоящим на море и на земле, поднял руку свою к небу
6. и клялся Живущим во веки веков, Который сотворил небо и все, что на нем, землю и все, что на ней, и море и все, что в нем, что времени уже не будет;
7. но в те дни, когда возгласит седьмой Ангел, когда он вострубит, совершится тайна Божия, как Он благовествовал рабам Своим пророкам.
8. И голос, который я слышал с неба, опять стал говорить со мною, и сказал: пойди, возьми раскрытую книжку из руки Ангела, стоящего на море и на земле.
9. И я пошел к Ангелу, и сказал ему: дай мне книжку. Он сказал мне: возьми и съешь ее; она будет горька во чреве твоем, но в устах твоих будет сладка, как мед.
10. И взял я книжку из руки Ангела, и съел ее; и она в устах моих была сладка, как мед; когда же съел ее, то горько стало во чреве моем.
11. И сказал он мне: тебе надлежит опять пророчествовать о народах и племенах, и языках и царях многих.
(Откр. 10, 1–11)
Интересная и очень важная глава, которая продвигает нас к ключевому моменту книги Апокалипсис. Позднее мы с вами поговорим, почему именно в середине книги оказывается кульминационный и ключевой момент, где содержится, может быть, главная христианская богословская идея всей книги Апокалипсис.
Пока же мы видим, что прежде чем вострубит седьмой ангел Иоанн Богослов видит другого ангела, сходящего с неба. Ангел описывается здесь величественно и грозно. На самом деле, ангелы в Библии – такие вестники Божии, перед которыми человеку хочется пасть ниц, которые приводят его в трепет. Иногда нам кажется, что ангелы – это существа, подобные детям с крылышками, как их часто изображают, особенно в возрожденческой живописи. На самом деле ангел с библейской точки зрения – существо, которое приводит человека в трепет, ужас, страх своим величием, торжественностью, неземным измерением.
Что приносит этот ангел? В 3-м стихе написано: и воскликнул громким голосом, как рыкает лев; и когда он воскликнул, тогда семь громов проговорили голосами своими. Мы видим, что в результате наказаний, случившихся при снятии семи печатей, погибла четвертая часть всего, что есть на земле. В результате наказаний, которые происходили, когда трубили первые шесть труб, погибла уже третья часть человечества. В последнем стихе 9-й главы о людях говорится, что не раскаялись они в убийствах своих, ни в чародействах своих, ни в блудодеянии своем, ни в воровстве своем. Получается, что четвертая часть людей погибла – оставшиеся не покаялись. Третья часть людей погибла – и оставшиеся все равно не покаялись. Что же делать? Ведь гибнет не только третья часть людей, но и вообще всех творений Божиих, мы знаем, что человек является тем фактором, который переносит гнев Божий и на все остальное творение. Тогда, если Бог продолжит наказания, логически, с точки зрения арифметики семь громов, которые здесь упоминаются, должны, кажется, принести гибель уже половине всего сущего.
Но в 4-м стихе мы видим: когда семь громов проговорили голосами своими, я хотел было писать; но услышал голос с неба, говорящий мне: скрой, что говорили семь громов, и не пиши сего. То есть Бог велит Иоанну Богослову не записывать то, что говорят семь громов. Это означает, что казни, наказания Божии по крайней мере в этот момент отменяются. Бог не хочет губить большее количество Своего творения. Почему? Потому что оказывается, только казнями (наказаниями), только судами, каким-то давлением невозможно привести человечество к богопознанию, привести его к спасению.
Если Ветхий Завет полагал, что надо наказать как можно большее количество людей, чтобы верный остаток спасся, то здесь мы видим поворот логики – Бог останавливает эту волну репрессий, не решает уничтожать уже половину всего сущего. А что же Он решает? Об этом говорится немного дальше.
5. И Ангел, которого я видел стоящим на море и на земле, поднял руку свою к небу
6. и клялся Живущим во веки веков, Который сотворил небо и все, что на нем, землю и все, что на ней, и море и все, что в нем, что времени уже не будет;
7. но в те дни, когда возгласит седьмой Ангел, когда он вострубит, совершится тайна Божия, как Он благовествовал рабам Своим пророкам.
Во-первых, здесь содержится обетование, что когда вострубит седьмой ангел, откроется тайна Божия, то есть мы увидим, что будет происходить, когда совершится собственно апокалипсис – откровение тайны Божией. Получается, что все, что описано до 11-й главы, еще не собственно откровение, а некоторые события, предшествующие ему. А уже с 11-й главы, скажем забегая вперед, раскрываются семь чаш гнева Божия, то есть окончательные суды Божии все равно происходят. Суд Божий все-таки состоится, и, как сказано здесь, времени уже не будет, то есть Господь не замедлит прийти судить мир и спасти Своих избранных.
С 8-го стиха говорится о том, как Иоанн Богослов съедает книгу. Это образ из Ветхого Завета: когда пророк съедал книгу, он усваивал ее содержание. В 10-м стихе апостол говорит о ней: и она в устах моих была сладка, как мед; когда же съел ее, то горько стало во чреве моем. С одной стороны, книга сладка, как мед, потому что говорит о спасении христиан, а с другой – горька, потому что говорит о событиях, связанных с последними временами: о страданиях, гонениях на христиан, судах над теми, кто не принял Христа.
И очень важный 11-й стих: И сказал он мне: тебе надлежит опять пророчествовать о народах и племенах, и языках и царях многих. Слово опять, может быть, не совсем точный перевод, скорее, правильнее сказать: заново, снова пророчествовать. То есть уже не так, как было до этого, а по-другому, с новой точки зрения. Это подтверждение той мысли, о которой мы только что говорили: все, что было перед этим, еще не является собственно откровением тайны Божией, но некоторой подготовкой к откровению. Все эти репрессии, кары остаются как бы позади, сейчас Иоанну сказано пророчествовать заново, с другого ракурса, так сказать, с других горизонтов. О том, что именно будет писать Иоанн, пророчествуя заново, книга Апокалипсис повествует уже в последующих главах.
Время нашей передачи подошло к концу, поэтому мы, дорогие братья и сестры, поговорим об этом в следующий раз.
Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключена великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!
Иерей Михаил Ромадов
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Всенощное бдение 27 апреля 2024 года
У книжной полки. Уроки по Закону Божию
«Православный на всю голову!». Об опыте борьбы с гневом
Благая часть. 26 апреля 2024
«Источник жизни» (Нижний Новгород). Выпуск от 26 апреля 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!