Читаем Апостол. 16 июня. И как они провели там много дней, то Фест предложил царю дело Павлово, говоря: здесь есть человек, оставленный Феликсом в узах

16 июня 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3

Святой Церковью читается Деяния святых апостолов. Глава 25, ст. 13–19.

 

13. Через несколько дней царь Агриппа и Вереника прибыли в Кесарию поздравить Феста.

14. И как они провели там много дней, то Фест предложил царю дело Павлово, говоря: здесь есть человек, оставленный Феликсом в узах,

15. на которого, в бытность мою в Иерусалиме, с жалобою явились первосвященники и старейшины Иудейские, требуя осуждения его.

16. Я отвечал им, что у Римлян нет обыкновения выдавать какого-нибудь человека на смерть, прежде нежели обвиняемый будет иметь обвинителей налицо и получит свободу защищаться против обвинения.

17. Когда же они пришли сюда, то, без всякого отлагательства, на другой же день сел я на судейское место и повелел привести того человека.

18. Обступив его, обвинители не представили ни одного из обвинений, какие я предполагал;

19. но они имели некоторые споры с ним об их Богопочитании и о каком-то Иисусе умершем, о Котором Павел утверждал, что Он жив.

(Деян. 25, 13 – 19)

 

Дорогие братья и сестры, мы с вами прочитали достаточно небольшой отрывок из 25-й главы. Приходиться в очередной раз сожалеть о том, что не совсем удачно устроены разделения на чтения в церковном календаре. В прошлый раз мы с вами читали начало 23-й главы, и там речь шла о том, как Павел выступал перед синедрионом. А сейчас мы уже читаем середину 25-й главы, то есть пропустили все, что было во второй половине 23-й главы и полностью 24-ю. Обязательно прочитайте этот отрывок сами.

Если рассказать вкратце, то иудеи в Иерусалиме жаждали крови Павла, даже появились заговорщики, которые любыми способами, даже беззаконно, пытались уничтожить Павла. Но с помощью римской охраны удалось переместить Павла в Кесарию. Как вы помните, это место, где находился прокуратор, соответственно там была основная часть римской армии этой провинции, поэтому в каком-то отношении Павел там был в безопасности, по крайней мере никакого самосуда, анархии там быть не могло. Прокуратором тогда еще был Феликс; он Павла не отпускал, но и не предавал суду. В итоге в Кесарии Павел пробыл какое-то время. Но по прошествии двух лет на место Феликса поступил Порций Фест. Желая доставить удовольствие Иудеям, Феликс оставил Павла в узах. (Деян. 24, 27). То есть Феликс с этой должности ушел на какую-то другую, и его место занял некий Порций Фест.

В 25-й главе сказано, как Фест сначала побывал в Иерусалиме, и там тоже нашлись люди, которые пытались заставить его осудить Павла, желательно в Иерусалиме: там у иудеев было больше возможностей убить его без всякого суда и следствия. Но Фест в этом отношении, видимо, был проницательным человеком и сказал, что в Иерусалиме ничего не будет происходить, а все совершится Кесарии. В сегодняшнем отрывке упоминается этот самый Фест, а также царь иудейский Агриппа и его сестра Вереника, которые прибывают из Иерусалима в Кесарию, чтобы поздравить Феста.

Завтра мы переместимся сразу в 27-ю главу, и в ближайшие два дня будут читаться огромные отрывки: полностью 27-я глава и полностью 28-я, а 26-я у нас выпадает. В этой главе (обязательно ее почитайте) мы видим, как Павел еще раз произносит вдохновенную речь уже перед лицом царя Агриппы. Его одновременно слушают Фест и Агриппа, чтобы разобраться, в чем обвиняют Павла. В этой главе мы еще раз слышим рассказ апостола Павла о его обращении, и этот вдохновенный рассказ вызывает разную реакцию у слушателей. Когда он так защищался, Фест громким голосом сказал: безумствуешь ты, Павел! большая ученость доводит тебя до сумасшествия (Деян. 26, 24). Для Феста речь Павла была непонятна, и он таким образом сыронизировал, съязвил. Павел ему отвечает:

Нет, достопочтенный Фест, сказал он, я не безумствую, но говорю слова истины и здравого смысла. Ибо знает об этом царь, перед которым и говорю смело. Я отнюдь не верю, чтобы от него было что-нибудь из сего скрыто; ибо это не в углу происходило. Имеется в виду все, что было связано с историей Иисуса Христа и христианством. Веришь ли, царь Агриппа, пророкам? Знаю, что веришь. (Деян. 26, 25–27).

То есть апостол Павел заводит царя Агриппу в некую ловушку: если веришь пророкам, значит должен верить, что Иисус Христос есть Мессия, ибо они свидетельствуют об этом. Но царь Агриппа, конечно, не хотел этого признать, поэтому он тоже язвительно отвечает: ты немного не убеждаешь меня сделаться Христианином (Деян. 26, 28). Также есть другой вариант перевода: «Ты слишком быстро хочешь сделать меня христианином, торопишься». По большому счету понятно, что проповедь была услышана, но ни для Агриппы, ни для Феста, ни для Вереники это не имело решающего значения. Однако они решили, что Павел не сделал ничего достойного смерти. Об этом говорится в последних стихах 26-й главы:

30. Когда он сказал это, царь и правитель, Вереника и сидевшие с ними встали;

31. и, отойдя в сторону, говорили между собою, что этот человек ничего, достойного смерти или уз, не делает.

32. И сказал Агриппа Фесту: можно было бы освободить этого человека, если бы он не потребовал суда у кесаря. Посему и решился правитель послать его к кесарю, то есть к императору в Рим.

(Деян. 26, 30 – 32)

Так заканчивается история суда апостола Павла на территории провинции Иудея, в Иерусалиме и Кесарии. В общем Павел в какой-то степени добивается того, чего он хотел: оказаться в Риме и встретиться с молодой общиной Рима, Римской церковью. Завтра и послезавтра мы прочитаем две последние главы о путешествии апостола Павла в Рим, последнем его путешествии.

Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключена великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!

Иерей Михаил Ромадов

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать