Читаем Апостол. 15 августа. Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы

15 августа 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3

Святой Церковью читается Первое послание к Коринфянам. Глава 11, ст. 31–34; глава 12, ст. 1–6.

 

11:31. Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы.

11:32. Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром.

11:33. Посему, братия мои, собираясь на вечерю, друг друга ждите.

11:34. А если кто голоден, пусть ест дома, чтобы собираться вам не на осуждение. Прочее устрою, когда приду.

12:1. Не хочу оставить вас, братия, в неведении и о дарах духовных.

12:2. Знаете, что когда вы были язычниками, то ходили к безгласным идолам, так, как бы вели вас.

12:3. Потому сказываю вам, что никто, говорящий Духом Божиим, не произнесет анафемы на Иисуса, и никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым.

12:4. Дары различны, но Дух один и тот же;

12:5. и служения различны, а Господь один и тот же;

12:6. и действия различны, а Бог один и тот же, производящий все во всех.

(1 Кор. 11, 31 – 12, 6)

 

Дорогие братья и сестры, сегодняшний отрывок является практически хронологическим продолжением того, что мы с вами читали в пятницу, в последний будний день перед тем, как перенестись несколько выше по тексту. Мы снова возвращаемся в 11-ю главу Первого послания к Коринфянам, правда, пропустив очень важный и красивый отрывок; он пропущен, потому что читается в Великий Четверг. Мы с вами уже беседовали об этом отрывке, потому что Великий Четверг был не так давно.

Может быть, вы помните, что этот отрывок содержит наставления апостола Павла относительно собственно евхаристического собрания, преломления Хлеба и вкушения Вина из единой Чаши, а также относительно того, что было связано непосредственно с этим священнодействием, так называемой агапы. Напомню, что αγάπη [ага́пи]– это по-гречески «любовь»; собственно христианская любовь всегда называется этим словом. Никакой другой любви Господь наш Иисус Христос не проповедовал, и в Евангелии всегда используется это слово αγάπη.

Так вот, эти встречи, евхаристические собрания назывались вечерями любви или агапами. Они заключались не только в том, чтобы там преломляли Хлеб, пили из единой Чаши, но и, конечно, на них воспевали псалмы, как мы говорили, кто-то мог проявить какой-то дар пророчества, говорения на языках, истолкования иных языков. Очень важной составляющей этой агапы была совместная трапеза, то есть не только вкушение Хлеба и Вина, но и ужин, ведь Тайная Вечеря в дословном переводе – «Тайный Ужин». Так и здесь, собираясь вечером, люди вкушали пищу, причем сначала они могли ужинать, а уже потом преломлять Хлеб и пить из Чаши. В те времена форма Евхаристии была несколько иной, не такой устоявшейся в своем чинопоследовании, более свободной. Поскольку она совершалась в вечернее время, то люди, приходя на эту вечерю любви, агапу, хотели что-то покушать, особенно те, кто работал, в основном рабы (свободные люди не работали). Апостол Павел пишет, что его очень возмущает одно обстоятельство, и если вы прочитаете чуть-чуть выше по тексту, чем сегодняшний отрывок, то вы поймете, о чем идет речь. Здесь мы читаем только завершение его размышлений с 31-го стиха:

31. Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы.

32. Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром.

А за что мы наказываемся от Господа ? Как раз те люди, которые были свободны, богаты, могли принести какую-то вкусную пищу и вино, не дожидались бедных рабов и съедали всю пищу до их прихода. Приходили рабы – голодные, уставшие, – а уже ничего не было, и с собой они, конечно, ничего принести не могли. Им предлагалось: «Давайте преломлять Хлеб и пить из Чаши, братья и сестры!». Апостол Павел говорит: «Какие же вы братья и сестры, если вы наелись, напились, отдохнули, пообщались, совершенно не подумав о братьях и сестрах, которые сейчас придут ­– уставших, голодных, которые на вас работают. Вы им не оставили ничего, и когда они приходят, то, естественно, впадают в раздражение, потому что они не получают элементарного насыщения, а потом в этой обиде им надо преломлять Хлеб вместе с богачами, делая вид, какие все замечательные братья и сестры, как они любят друг друга». Конечно, здесь есть момент лицемерия, нарушения евхаристического единства, и Павел выступает очень жестко против этого. Ни в коем случае этого допускать нельзя, потому что иначе это грех против Тела Христова. То, что апостол Павел называл Причащением во осуждение, о чем говорил: «Суд себе едите и пьете», как раз было связано с этой ситуацией, отсутствием единства, непримиренностью, потому что богатые провоцировали эту обиду у рабов. Не было единства и примиренности, и, конечно, поэтому получался грех против Тела Христова, против Церкви, против Евхаристии.

Нам с вами надо иметь в виду, когда мы рассуждаем о том, достойно или недостойно, хорошо или плохо подготовились к Причастию: самое главное, согласно апостолу Павлу (и Господь говорит об этом: «Когда несешь дар твой к алтарю, то сначала примирись со своим ближним, а потом уже неси») – это мир, который ты должен нести всем остальным. Ты не должен ни на кого обижаться, а если кто-то на тебя обижается, то попытайся примириться, насколько это возможно. Это главное условие, с которым нужно подходить к Чаше; все остальное – это скорее внешняя подготовка, которая нам помогает «поймать» определенное состояние, сотворить его внутри своего сердца. Если мы даже постимся и вычитываем все, что положено, но не входим в это состояние, то все тщетно. Может быть, мы все вычитали и постились, как только можно, а обиду храним или поступаем так, как апостол Павел описывает: прямо во время собрания, во время службы в нашем случае, во время литургии, мы на кого-то обижаемся или провоцируем на обиду, остаемся разделенными, смотрим на кого-то косо, пытаемся кого-то одернуть, научить, смотрим свысока – вот что является на самом деле главным препятствием.

Апостол Павел заканчивает главу и рассуждение об этой проблеме: Посему, братия мои, собираясь на вечерю, друг друга ждите, то есть ждите богатые бедных. А если кто голоден, пусть ест дома, чтобы собираться вам не на осуждение. Прочее устрою, когда приду. Если кто-то из вас, богатых, голоден – поешь дома сколько в тебя влезет, потому что у тебя нет проблемы, что тебе нечего кушать. А если ты пришел сюда на трапезу и принес еду, то помни, что ты пришел на трапезу Господню, и Господь здесь хозяин, Он угощает, просто твоими руками, поэтому дождись бедных, рабов и вместе вкушайте. Тем более, если ты поешь дома, то на трапезе тебе не сильно будет хотеться есть, но тому, что работал весь день, захочется. Поэтому ты ему принеси и через это приношение, этот подарок человек почувствует, что ты ему брат или сестра, тогда вы будете причащаться в совершенно другом состоянии: ты будешь руками Божиими, через которые преподается дар, эта пища, а тот будет благодарен тебе за это, благодаря, конечно, в конечном счете Самого Бога. Тогда Евхаристия будет не в суд и не во осуждение.

Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключена великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!

Иерей Михаил Ромадов

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать