Читаем Апостол. 14 сентября. Ибо во Христе Иисусе не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но вера, действующая любовью

14 сентября 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3

Святой Церковью читается Послание к Галатам. Глава 4, ст. 28–31; глава 5, ст. 1-10

28. Мы, братия, дети обетования по Исааку.

29. Но, как тогда рожденный по плоти гнал рожденного по духу, так и ныне.

30. Что же говорит Писание? Изгони рабу и сына ее, ибо сын рабы не будет наследником вместе с сыном свободной.

31. Итак, братия, мы дети не рабы, но свободной.

1. Итак стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства.

2. Вот, я, Павел, говорю вам: если вы обрезываетесь, не будет вам никакой пользы от Христа.

3. Еще свидетельствую всякому человеку обрезывающемуся, что он должен исполнить весь закон.

4. Вы, оправдывающие себя законом, остались без Христа, отпали от благодати,

5. а мы духом ожидаем и надеемся праведности от веры.

6. Ибо во Христе Иисусе не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но вера, действующая любовью.

7. Вы шли хорошо: кто остановил вас, чтобы вы не покорялись истине?

8. Такое убеждение не от Призывающего вас.

9. Малая закваска заквашивает все тесто.

10. Я уверен о вас в Господе, что вы не будете мыслить иначе; а смущающий вас, кто бы он ни был, понесет на себе осуждение.

(Гал. 4, 28 - 5, 10)

 

В этом отрывке апостол Павел продолжает свою полемику с теми лжеучителями, которые пришли к галатам с проповедью после него. Апостол Павел принес галатам весть о Христе, о том, что Христос освободил человека от рабства греху, смерти и закону, а эти лжеучителя пытались затянуть членов Галатийской Церкви обратно в рабство, поклонение, абсолютное почитание различных ритуалов и обрядов закона Моисеева. Павел строит свою полемику, в частности, сравнивая ситуацию с рождением двух детей Авраама. Мы помним, что у Авраама был сын Измаил от рабыни Агари и Исаак, рожденный от жены Сарры по обетованию. Апостол Павел продолжает это сравнение в 28-м стихе, с которого начинается сегодняшний отрывок: « Мы, братия (то есть христиане), дети обетования по Исааку» . То есть христиане – это и есть наследники Авраама и, соответственно, Исаака, как линия обетования, по которой должно быть исполнено обещание, данное Аврааму.

Дальше апостол вспоминает ситуацию, которая возникла между Агарью и Саррой и, соответственно, между их детьми: «…как тогда рожденный по плоти гнал рожденного по духу, так и ныне », и проводит параллель. Как тогда рожденный по плоти Измаил гнал Исаака, рожденного по духу, по обетованию (Измаил был старшим братом, но по плоти был рожден от рабыни, а рожденный по обетованию Исаак испытывал его притеснения), так и теперь: мы, христиане, верующие во спасение по благодати от Иисуса Христа, гонимы теми, кто считает, что спасение идет от закона. Но закон – это что-то плотское, поэтому те, кто пытаются спасаться делами закона, по мысли апостола Павла, это «дети Авраама по плоти», наследники Измаила. Соответственно, христиане – это наследники Авраама по линии Исаака, то есть по духу, по обетованию. Как был конфликт тогда, так и сейчас: эти лжеучителя, которые пытаются оттянуть галатов, отобрать их у апостола Павла и внушить им другие понятия, в этом смысле гонят, притесняют проповедников истинного Христова учения.

Апостол Павел обращает внимание на то, чем разрешился тот конфликт: « Что же говорит Писание? Изгони рабу и сына ее, ибо сын рабы не будет наследником вместе с сыном свободной». Здесь апостол Павел подытоживает свою мысль: мы, христиане, – дети не рабыни, идем от Авраама не по линии Агари, а по линии Исаака, по обетованию. Действительно, Бог повелел, чтобы Авраам изгнал Агарь и Измаила и ребенок, рожденный по плоти, не рос вместе с ребенком, рожденным по обетованию.

В пятой главе апостол Павел продолжает тематику свободы во Христе, и первый стих звучит практически как лозунг: « Итак стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства». Это очень красивые и глубокие слова. Христос даровал человеку свободу. Всякий, кто поверил во Христа и спасение по благодати, находится в состоянии свободы во Христе, он свободный сын по отношению к Небесному Отцу. Поэтому никаким другим установлениям – человеческим, даже законническим (если это будет религиозный закон, в частности Моисеев), если они ветхие, христианин уже не подвластен, он уже не несет на себе это ярмо. Апостол Павел призывает не подвергаться опять игу рабства, то есть не возвращаться в прежнее ветхое состояние.

«Вот, я, Павел, говорю вам: если вы обрезываетесь, не будет вам никакой пользы от Христа». Действительно, если мы возвращаемся в прежние понятия, в то, что спасаемся делами закона (в тот момент одним из главных дел закона было обрезание), то какая нам польза от Христа? Зачем нам Христос как Спаситель, если мы считаем, в обрезании и прочих ветхозаветных ритуалах и обрядах заключается наше спасение?

«Еще свидетельствую всякому человеку обрезывающемуся, что он должен исполнить весь закон» . Совершенно справедливо: если человек пытается спастись делами закона, значит он должен выполнить весь закон от «А» до «Я», потому что если не выполнишь хотя бы одну заповедь, уже виновен перед всем законом. Так везде, в том числе в светском законе, например, в Уголовном Кодексе: если ты не убил, но своровал, ты все равно виновен перед законом и не оправдаешься тем, что никого не убивал.

«Вы, оправдывающие себя законом, остались без Христа, отпали от благодати, а мы духом ожидаем и надеемся праведности от веры. Ибо во Христе Иисусе не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но вера, действующая любовью». В этом отрывке апостол Павел, по сути, объясняет нам, какова связь между верой и делами. Это многовековой спор между разными (в том числе христианскими) конфессиями и даже внутри одной конфессии о том, спасается ли человек только верой или делами. Когда-то был острый богословский конфликт между Протестантской Церковью и Католической. Он разрешается апостолом Павлом в одном предложении: тот, кто доверился Христу, открыл себя для жизни во Христе для действия Духа Святого, тот не просто верит теоретически, но живет этой верой, и одним из главных практических ее проявлений является, конечно, любовь. Вера, действующая любовью, – вот что важно в христианской жизни, а не обрезание, не какие-то другие ритуалы, обряды, предписания. Мы должны понимать, что речь идет как о древнем законничестве 2000-летней давности, так и о законничестве современном. Очень часто мы пытаемся определить наше христианство именно выполнением или невыполнением внешних предписаний, а апостол Павел говорит, что во Христе Иисусе имеет значение только вера, действующая любовью , вот в чем признак христианина. Очень хорошо бы нам всем, братья и сестры, понимать это послание апостола Павла, обращенное как к христианам Церкви Галатийской, так и к каждому из нас.

Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать Слово Божие, потому что в нем заключено для нас с вами великое наставление, отрада и утешение. Храни вас всех Господь!

Иерей Михаил Ромадов

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать